"Шансов выжить - никаких, а у человека только ссадины на коленях": о буднях службы скорой помощи Гомеля | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
11:00 20 Декабря 2021 Общество

"Шансов выжить - никаких, а у человека только ссадины на коленях": о буднях службы скорой помощи Гомеля

Говорят, в этой службе нет случайных работников. А тот, кто прошёл испытания, выдержал, не сдался, уже вряд ли уйдёт по собственному желанию. Здесь не зарабатывают баснословных денег, не купаются в постоянном внимании и восхищении, но, кажется, именно здесь знают всё о человеческой силе и бессилии. Именно здесь учатся принимать жизнь и смерть такими, какие они есть. Городская станция скорой медицинской помощи отмечает десятилетие самостоятельного плавания: в 2011 году она вышла из состава БСМП.

На посту – 51 бригада. 

Шесть подстанций, один пост и десятки медработников, готовых в любую минуту прийти на помощь. Сегодня городская служба СМП обслуживает более 600 тысяч человек, проживающих на территории Гомеля, Гомельского района и в заречной зоне Лоевского района. Только представьте, ежедневно на станцию поступает около 650 обращений, а потому расслабляться не приходится. 

– В настоящее время у нас работает 51 бригада. Из них 23 врачебные, в том числе две реанимационные, 15 бригад интенсивной терапии, пять – педиатрических, одна – психиатрическая, – рассказывает главврач городской станции СМП Михаил Приступин.

По важности все вызовы скорой медицинской помощи делятся на экстренные и неотложные. И несмотря на игру слов, в приоритете всё-таки вызовы экстренные. В таких случаях диспетчеру необходимо передать обращение не позднее пяти минут с момента его регистрации. А вот бригада должна примчаться на место в течение 20 минут, если территория города, и 35 минут, если речь идёт о других населённых пунктах. 

– Что касается неотложного вызова, он передаётся бригаде не позднее часа. Время ожидания пациентом не должно превышать 75 минут в городе и 90 минут в иных населённых пунктах, – поясняет Михаил Борисович. – В период эпидемического подъёма цифры немного меняются. Так, с момента регистрации неотложного вызова до прибытия бригады должно пройти не более 195 минут в черте города и 210 минут за его пределами.  

  • Сотрудникам скорой приходится находиться в противочумных костюмах до пяти часов подряд. Летом это очень сложно.
Дистанционная ЭКГ и GPS-навигация. 

За десять лет в службе произошли значительные изменения. И в кадровом плане, и в плане материально-технического обеспечения. На начало 2012 года оснащённость бригад оборудованием составляла всего лишь 52 процента. Сегодня этот показатель достиг наивысшей планки – 100 процентов. 

– В распоряжении сотрудников 83 ЭКГ-аппарата, 67 дефибрилляторов, 72 транспортных аппарата ИВЛ, 87 пульсоксиметров, 11 шприцевых насосов и многое другое, – отмечает главврач. – Только за прошедший год закуплено оборудование на общую сумму более 450 тысяч рублей. Приобретённая техника позволяет оказывать более качественную медицинскую помощь пациентам на месте, а также в процессе транспортировки в организации здравоохранения.

Нельзя не сказать и о специальной дыхательной аппаратуре. В условиях COVID-19 аппараты для искусственной вентиляции лёгких Weinmann оказались просто незаменимы, ведь зачастую именно скорая перевозила пациентов из больницы в больницу. Что говорить, с началом пандемии сотрудникам службы действительно досталось. Они пошли в бой в первых рядах, когда ещё никто не знал, что за заболевание, как его лечить и насколько оно заразно. Удивляться здесь не приходится: если человеку плохо, резко подскакивает температура, становится трудно дышать, он, конечно, звонит в 103… 

С 2012 года в службе скорой медицинской помощи работает система передачи электрокардиограмм. То есть с использованием удалённых каналов связи проводится дистанционная ЭКГ, что позволяет оперативно консультировать фельдшеров для уточнения диагноза и определения тактики оказания помощи.

– Транспорт службы обеспечен GPS-навигацией. Это даёт возможность в режиме реального времени отслеживать нахождение бригад и в случае необходимости отправлять на вызов ближайшую свободную команду, – обращает внимание руководитель. – С 2013 года все выездные бригады обеспечены сотовыми телефонами.  


  • «Скорая нас связала»: Вероника и Владислав Курашевичи на городской станции познакомились и... поженились.

  • Около 650 обращений поступает на станцию каждый день.



  • В 2017 году на форме сотрудников службы скорой помощи Гомеля появилась своя эмблема.

Аппарат сломается, врач – никогда. 

Оснащение всем необходимым – это, конечно, замечательно и важно, но всё же на первом месте всегда был и будет человек. Аппарат для сердечно-лёгочной реанимации может сломаться,  врач – никогда. 

Никто не будет спорить с тем, что работа в экстренной службе – особая и подойдёт далеко не каждому. Сумасшедшее напряжение, огромная моральная ответственность за решения, которые порой приходится принимать за секунды, глубочайшие профессиональные знания, самодисциплина… Список можно продолжать долго. Но отдельно хочется сказать о человеколюбии. Порой думаешь, что это и есть самое главное. Чего греха таить, в тяжёлых, стрессовых ситуациях многие из нас ведут себя непредсказуемо, и это понятно. Но медики тоже люди, а запасного мешочка с терпением, к сожалению, на работе не выдают. Вот и случаются конфликты, сталкиваются характеры. Но, как бы там ни было, сотрудники скорой стараются сохранять способность к состраданию.  

В настоящее время на городской станции трудятся 116 врачей. 392  специалиста имеют  среднее медицинское образование. 

– Сотрудники – гордость нашей службы, – улыбается руководитель, указывая на стену, увешанную дипломами и грамотами. И это только письменные свидетельства профессионализма работников, а сколько устных благодарностей… Их мы никогда не сосчитаем. 

Медики на скорой – солдаты универсальные, готовые, кажется, на всё, чтобы добраться до пациента и оказать ему помощь. Как хрупкие девушки весом в 50 килограммов транспортируют лежачего больного? Как проходят там, где не может проехать спецтехника? Пусть это останется профессиональной тайной. А уж сколько нестандартных ситуаций происходит во время дежурств! Порой смешных, порою грустных.  Правда, за годы работы сотрудники повидали всякое… Но даже несмотря на скептицизм, свойственный  профессии, всегда остаётся место для чуда. Из последнего – авария на одной из центральных улиц. Машину смяло, как консервную банку. Чтобы достать водителя, потребовалась помощь спасателей. Казалось бы, шансов выжить никаких, но, видимо, мужчина родился в рубашке – никаких серьёзных повреждений, только ссадины на коленях. 

  • Каждый день бригады выполняют более 600 выездов в зимний период и около 450 в летний.

«Нет тут ничего романтичного!» 

На работе сотрудники скорой практически живут. Немудрено, что именно здесь многие находят свою любовь. Такая история случилась с Вероникой и Владиславом Курашевичами. 

– Я всегда знала, что пойду в медицину. Поступила в гомельское медучилище, а во время практики попала на скорую, – вспоминает фельдшер амбулаторного приёма центральной подстанции. – И всё – поняла, что хочу устроиться именно сюда. Так и получилось. Пять лет работала самостоятельно, а потом пришёл Владислав Эдвардович… – улыбается Вероника Викторовна, поглядывая на мужа. – Сначала трудились в разных бригадах, потом поставили в одну. Долгое время я была у него помощником. А потом дружба и рабочие отношения переросли в семью.

Владислав Курашевич – врач реанимационной бригады. Гомельский мединститут окончил в 2001-м. Правда, ещё во время учёбы подрабатывал на скорой. Изначально молодого специалиста должны были направить в Речицу, однако судьба распорядилась по-другому, и с 2002-го новоиспечённый врач пополнил ряды гомельских сотрудников.  

– Треть жизни проходит на дежурствах, конечно, мы и дома обсуждаем какие-то моменты. А вообще, ничего тут романтичного нет, работаем и работаем, – без тени улыбки заявляет мужчина.

– Ну а кто первый влюбился? – подшучиваю я. На этом моменте Владислав Эдвардович даже глаза закатывает: слезливые истории – это для девчонок, не для брутальных реаниматологов, способных в два счёта «завести» человеческое сердце. 

– Наверное, я, – смеётся Вероника Викторовна. – Пусть буду я.

– Спорите друг с другом? Разные ведь случае бывают? 

– Нет, не спорим. Муж как-то сказал: хочешь командовать – значит, иди одна работай. И всё, я с тех пор – помощник, – смеётся фельдшер. 

  • 43 процента работающих – молодёжь в возрасте до 31 года.

Дежурство на Новый год пять лет подряд. 

Люди приходят в службу скорой помощи разными путями. Кто-то целенаправленно, мечтая об этом с детства, кто-то благодаря стечению обстоятельств.  Фельдшер бригады интенсивной терапии Руслан Меликов в своё время окончил ГГУ имени Ф. Скорины по специальности «Лечебная реабилитация». И мог бы преспокойно работать инструктором ЛФК в каком-нибудь санатории, если бы не одно «но». Чтобы трудиться в медицинской сфере, требовалось получить ещё одно профильное образование. Молодой человек поступил в наше медучилище, одновременно устроившись санитаром на скорую. И здесь ему настолько понравилось, что о реабилитации и думать забыл.  

– На станции я уже семь лет, абсолютно не жалею! – уверяет собеседник. – Всегда боялся пятидневки и того, что придётся сидеть в кабинете. Работа в поликлинике или стационаре точно не для меня, я себя там не вижу. У нас же – постоянное движение, адреналин. 

Сейчас дежурства – это уже неотъемлемая часть жизни молодого человека. Сутки начеку, потом два дня дома. Пять лет подряд фельдшер работал в праздничное 31 декабря. Говорит, опыт очень интересный. К слову, в этот раз Руслан опять встретит Новый год на своём посту. 

Трудности, с которыми приходится сталкиваться, медика не пугают. 

– Все люди разные, и общение с пациентами тоже происходит по-разному. Но всегда стараешься относиться с пониманием, ведь просто так скорую не вызывают, – считает фельдшер. – Бывают тяжёлые ситуации, человек не может помочь своему родственнику и уже переходит на повышенный тон… Ну что ж, всё это можно объяснить. Часто работаем с пожилыми, а это люди в основном одинокие, нужно уметь выслушать. Конечно, случается всякое… Вызовов много, бывает, сильно устаём, но всё же мы сами выбрали эту профессию.

  • Фельдшер Руслан МЕЛИКОВ не представляет работу в кабинете. На скорой – постоянный адреналин.
Храброе сердце и доброе. 

Во все времена к работе на станции активно привлекалась молодёжь: учащиеся колледжа, студенты вуза. Для них это не просто хорошая школа жизни,  зачастую это и решающий момент в выборе своего первого места работы. Но в службе скорой есть и старожилы – люди с огромным опытом работы и знаний, накопленных более чем за 30 лет. Им достаточно одного взгляда, чтобы правильно сориентироваться, понять, что происходит с пациентом, и быстро оказать помощь. Такие специалисты – костяк, на котором держится служба, и они охотно делятся опытом с молодыми коллегами.

Какими будут следующие десять лет? Поживём – увидим. Правда, планы наполеоновские. 

Так, ожидается переход на новую автоматизированную систему управления (АСУ), которая объединит в единую сеть все станции скорой помощи. Обработанный вызов будет передаваться на планшеты бригады СМП, что позволит значительно повысить оперативность работы. Новая АСУ свяжет воедино информацию о пациенте с его геолокацией, GPS-навигацию бригады и систему видеорегистрации. 

А что касается специалистов… Что ж, здесь всегда будут работать настоящие фанаты своего дела. Люди, которые, помимо профессионализма, обладают ещё и железными нервами, терпением и, конечно, добрым сердцем. Сердцем, способным разделить чужую боль.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N