Школьное меню этой весной изменится. Кто решает, какие блюда в него войдут? | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Жукова Елена Жукова Автор текста
11:00 14 Февраля 2022 Общество

Школьное меню этой весной изменится. Кто решает, какие блюда в него войдут?

Пилотный проект по изучению вкусовых предпочтений учащихся реализуется в гомельской СШ № 21 с 17 января и обещает произвести переворот в системе школьного питания города. Ребята красными, зелёными и синими жетонами оценивают каждое блюдо ежедневного меню. Самое вкусное с их подачи включат в рацион детей всех учебных заведений Гомеля. 

Что предпочитают на обед девочки и не любят мальчики, почему у школьников табу на чеснок и как убедить приверед полакомиться рыбой – эти вопросы теперь прояснились, а еда быстрее исчезает с тарелок.

Фастфуду – нет! Здоровый обед! 

Поводом задуматься о качестве, полезности и аппетитности блюд стали результаты мониторинга организации питания, который с сентября 2021 года проводили специалисты Госконтроля в Гомельском регионе. Оказалось, около 10 процентов от общей суммы ежегодно выделяемых на питание средств – 4 миллиона рублей – тратится неэффективно. Кроме того, по мнению проверяющих, рационы питания не разнообразны и не учитываются предпочтения детей.

Перед КУП «Гомельский городской комбинат школьного питания» поставили задачу разработать новое меню по принципам здорового питания, которое нравилось бы большинству детей и укладывалось в отведённые денежные нормы.

– Мы работаем в жёстких рамках, которые регламентируют нормативные документы, – подчеркнула замдиректора по производству КУП ГГКШП Любовь Шарамело. – Это постановление Совета Министров Республики Беларусь № 317, которое определяет нормы питания по каждому продукту, пищевую и энергетическую ценность рационов питания. На каждые два сезона – зима–весна и лето–осень – наши инженеры-технологи составляют цикличные рационы, которые отличаются наличием сезонных овощей и получают оценку санитарной службы. От документов отступать не можем: например, давать ежедневно колбасу или сыр. К слову, денежная норма на питание детей увеличена с 17 января. Отмечу, что в эпоху массированной рекламы фастфуда, сладостей, газировки школьное меню по-прежнему строится именно на принципах здорового питания.  

Сегодня только в школах Гомеля и отдельных районов области школьное питание остаётся полностью бесплатным. В других регионах за него доплачивают родители.


  • 54 000 детей обеспечены горячим питанием в школах Гомеля.

Голос за салат. 

В уютной столовой школы № 21 пахнет домашним обедом. На переменах дети питаются по возрастным группам. После еды мальчики и девочки отдельно голосуют жетонами за основное блюдо, салат и напиток: зелёный – понравилось, синий – всё равно, ем всё, красный – не понравилось. 

Как убедился корреспондент «В», 10 февраля в меню 6 «Б» класса был салат с крабовыми палочками, картофельное пюре с рыбой и сок. Большинство жетонов на столе оказались зелёными, почти не было красных и лишь несколько синих – безучастных едоков, по наблюдениям педагогов, практически не осталось. Дети вошли в азарт и понимают, что у них ответственная миссия.  


В конце дня результаты голосования суммируют и определяют блюда-аутсайдеры, которые затем исключают из меню и заменяют другими. В комиссии, которая анализирует показатели, – директор школы, начальник районного отдела образования, представитель санитарной службы, заместитель директора КШП. 


– Нам пришлось глубже вникнуть в технологические карты блюд, чтобы понимать, как их готовят, и изучить новые – сказала директор СШ № 21 Инесса Карпина. – До эксперимента дети не ели свёклу, морскую капусту и салаты с ней, не любили рыбу, особенно рыбные котлеты, поэтому последние пришлось исключить, а морскую капусту подать в составе нового салата. Девочки любят свёклу с майонезом или сметаной, но без чеснока и сыра. Подросткам не нравится вкус и запах чеснока. Не зашёл, как сейчас модно говорить, плов, а приготовление его трудоёмко. Мы заметили, что порции гарнира до конца не съедают, поэтому уменьшили выход таких блюд.




Ваш «Тигрёнок», сэр!

Дети заинтересовались экспериментом, даже есть предложения – старшеклассники просят драники, а пока их готовят для младших. По словам директора, в меню появилось немало новых блюд: оладьи из птицы «Курочка Ряба», запеканка «Тигрёнок» – из картофельного пюре с фаршем из птицы внутри, жаркое по-домашнему, филе птицы в сухарях, салат из квашеной капусты, салат «Ромашка» из капусты, кукурузы и моркови, салат «Меркурий» с колбаской по мотивам оливье. Повара готовят больше интересных творожных запеканок.


– Дети с удовольствием пьют соки, чай с лимоном, а вот кипячёное молоко не пользуется спросом, – добавила Инесса Эдуардовна. – Хотелось бы разнообразить фрукты в меню – давать апельсины. Кстати, самый проблемный и привередливый возраст в части питания – 5–6 классы. Дети не понимают полезности некоторых продуктов. Зато многие теперь едят салаты, вспомнили забытый винегрет.

Уже две недели и родители участвуют в дегустации блюд и оставляют свои пожелания. Многие отмечают, что меню приблизилось к домашнему, а еда стала вкуснее.

Через соцсети и мессенджеры проводим онлайн-анкетирование, родители отвечают на вопросы о своём домашнем меню. Все пожелания еженедельно передаём комбинату школьного питания, в меню вносятся коррективы, и эксперимент продолжается.
В школе говорят, что эффект уже в середине проекта налицо – пищевых отходов минимум. 

И главное – удаётся найти красивое решение задачи: готовить полезные, вкусные и недорогие блюда, хоть это непросто.


Автор фото: автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N