«Синдром сороки»: как гомельчанка создаёт украшения ручной работы
Картины Моне и Пикассо, малыш Грут из «Стражей галактики», единороги, павлины, груши и облачка… Необычный список можно продолжать довольно долго, но вы так и не догадаетесь, что связывает вышеперечисленное. А ответ очень прост: всё это удивительные броши, которые создаёт Юлия Пискунова. Бисер в её руках как будто оживает, обычные нитки становятся воздушной акварелью, благодаря чему девушке удаётся повторять даже полотна великих художников. Правда, в миниатюре.
Уже больше 300 украшений.
С чего всё началось? Конечно же, с рисования: в пятом классе Юля пришла в детскую художественную школу искусств, которая расположена по улице Телегина. Как правило, творчество захватывает талантливых натур целиком. Если уж попробовал однажды, ощутил всю прелесть момента созидания – всё, ни о чём другом думать больше не можешь. Вот почему выбор профессии для девушки был очевиден.
Отучившись на бюджетном отделении Гомельского государственного художественного колледжа по специальности «Графический дизайнер, педагог», Юля распределилась в центр творчества детей и молодёжи Новобелицкого района. Здесь девушка трудится и по сей день: обучает малышей всему, что умеет.
– Как вы сами понимаете, с рисованием в наше время дела обстоят сложно, – признаётся собеседница. – Поэтому я ударилась в hand madе. И знаете, как-то всё совпало: я умею рисовать, вышивать, очень люблю бисер. Первые броши начала изготавливать по просьбе дочки своего крёстного Алёны, которая живёт в Витебске. Однажды я приехала к ней в гости на «Славянский базар». Мы гуляли, прекрасно проводили время, а через полгода, когда я месяц валялась на больничном и ничего не делала, она предложила мне создать несколько брошек. Чтобы потом, на следующем «Славянском базаре», представить украшения на выставке ремесленников. И началось! – смеётся девушка.
Сейчас на счету рукодельницы больше 300 экземпляров. Причём совершенно разных. Сочные фрукты, яркие цветы, пёстрые «птицули», как называет пернатых сама Юлия, персонажи фильмов, мультиков и сериалов («Чужой», «Беззубик», «Котёнок по имени Гав», «Доктор Кто»), люди искусства (Фрида Кало, Дэвид Боуи) – это далеко не полный перечень авторских работ. Особое место в этом списке занимают броши-картины. Девушка берётся за полотна таких знаменитых художников, как Клод Моне, Ван Гог, и с удивительной точностью воспроизводит их в миниатюре. А это, кажется, ещё сложнее, ведь на счету каждый стежок. И хорошо, если бы была хоть какая-то схема, так нет же: Юля просто берёт нужные нити и «рисует» иголкой на белой канве.
– У меня художественное образование, – улыбается девушка. – В голове всё складывается само собой. Есть разноцветные нитки, которыми я могу пользоваться как красками. Если два стежочка разных цветов посадить вместе, издали они будут смешиваться и дадут нужный оттенок. В принципе, всё довольно просто.
«Да уж», – думаешь про себя, понимая, что в жизни бы не сумела нарисовать такой туман, как на картине «Здание парламента в Лондоне» Моне. Да и вообще, туман в принципе. Для тех, кто занимается расстановкой букв на листочке, это просто невыполнимое задание.
Помогает сарафанное радио. Глядя на маленькие произведения искусства, несложно догадаться, насколько кропотлива такая работа. Конечно, всё зависит от задумки, используемого материала, сложности выполнения и ещё кучи разных факторов, но в среднем полноценную брошь Юля может создать примерно за десять часов.
– Да, процесс довольно утомительный. И спина болит. Нужно ходить на йогу и к неврологу, – шутит девушка. – Порой я, правда, не могу себя остановить, потому что хочу получить быстрый результат. Как-то раз часов 15 сидела. Было такое. Но, конечно, нельзя так с собой поступать.
Как и в любом деле, всё начинается с идеи. Её либо подсказывают сами заказчики, либо мастер вдохновляется, глядя на работы российских и европейских коллег по цеху. Потом поход по магазинам и закупка всего необходимого. А это фетр, нитки, бисер и пайетки, иногда даже павлиньи перья – смотря какая брошь на примете. Ну и, конечно, сам процесс. Если работа большая, многослойная, её можно предварительно прорисовать. В противном случае правило только одно – бери и делай.
Хотелось бы сказать, что броши расходятся на ура, но, к сожалению, это не совсем так.
– Для наших людей hand madе – это довольно дорого. Поэтому ярмарки ремесленников не самый лучший вариант продвижения, – признаётся Юлия. – Обычно работает сарафанное радио. Через него я и нахожу новых заказчиков.
Самым урожайным в финансовом плане считается предновогодний период, в остальные месяцы дело не приносит большого дохода. К тому же, немало времени занимает основная работа. Поэтому много заказов девушка старается не набирать: не хочется подвести людей, не уложившись в запланированный срок.
– Создание брошей для меня это и самовыражение, и любимое дело, и отвлечение, – улыбается мастер. – Я могу спокойно общаться и при этом вышивать. Но хорошее кино лучше не смотреть. Да и в поезде вышивкой тоже заниматься не стоит. Однажды попробовала и проколола палец. На самом деле сегодня без этого занятия уже не представляю своей жизни.
Автор фото: Анна Пащенко