Скромный труд во благо: пономарь из Гомеля о прислуживании в соборе и пути к вере
Ольга Астапенко Ольга Астапенко
12:00 25 Апреля 2019 Общество

Скромный труд во благо: пономарь из Гомеля о прислуживании в соборе и пути к вере

Многое в жизни 23-летнего пономаря Александра Плавина происходило, как он предполагает, по воле Божьей. Юноша с отличием окончил духовную семинарию, хотя мог стать архитектором. Теперь он пономарит в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе, прислуживает архиепископу Гомельскому и Жлобинскому Стефану и, анализируя свой жизненный выбор, признаётся, что абсолютно счастлив.


Вся служба – на одном дыхании

А начиналось всё очень просто. Просто иногда играл с компанией ребят на стадионе и всё время обращал внимание на виднеющийся из-за трибун купол храма Серафима Саровского. Просто в один из дождливых дней зашёл туда и почувствовал невероятное чувство душевного спокойствия. 

Это было не первое посещение храма, но именно в тот день почему-то возникло совершенно иное ощущение – необъяснимое, радостное, светлое. 

– На следующий день пришёл уже во время вечерней службы, – вспоминает Александр. – В храме темно, лишь свечки горят и кроме меня три бабушки. Отстоял на одном дыхании всю службу.
Что именно понравилось юноше в этом небольшом храме: чтение, пение хора, горящие свечи или иконы, Александр ответить не может: 

– Когда приходишь в храм не как на экскурсию, а за духовной пищей, то мало обращаешь внимания на внешнее убранство. В такие минуты человеку всё равно, поёт ли там хор из консерватории, или всего несколько бабушек… 

С тех пор Александр стал ходить в храм регулярно в свободное от учёбы время, начал пономарить. Сразу понял – это дело ему по душе. Но окончательно судьба юноши решилась спустя два года 

– в престольный праздник Серафима Саровского.  

– В этот день приехал к нам в приход владыка Стефан, заговорил со мной, – продолжает Александр. – Предложил пономарить в соборе. 



Чтобы ничегоне отвлекалоот молитвы

В семье Александра священников не было. Но к выбору сына родители отнеслись спокойно. Понимали – решение пойти в семинарию у парня глубокое и осознанное. В Витебскую духовную семинарию поступил в 2013 году и спустя пять лет вернулся в Гомель с красным дипломом и степенью бакалавра. Сейчас Александр – специалист в области православного богословия. Но всё так же скромно пономарит и читает в соборе. Его официальная должность – чтец-пономарь. 

Вообще, в православной традиции для семинаристов есть два пути: либо постричься в монахи (чёрное духовенство), либо стать священником (белое духовенство), а для этого нужно создать семью. Какой путь выберет Александр, он ещё не знает и не загадывает наперёд. 

– Пока просто прислуживаю, – улыбается пономарь. – Читаю богослужебные тексты, но в основном готовлю просфору, слежу за освещением храма, во время богослужения подаю книги, омовение, кадило. Между богослужениями убираю алтарь, ухаживаю за церковной утварью, за состоянием облачения священников.

Конечно, большая часть работы пономаря, казалось бы, незаметна, но нельзя не придавать ей значение. 

– Наша задача – помогать священнослужителю при богослужении, чтобы ничего его не отвлекало от молитвы. И своим скромным трудом способствовать тому, чтобы человек приходил к вере и вставал на путь к спасению, – говорит Александр.



По благословению

Ранее над пономарями совершали специальный чин хиротесии. Но сейчас этот чин применяется преимущественно для поставления в чтецы и иподиаконы. Для того чтобы получить право стать пономарём, достаточно благословения настоятеля храма.

В алтаре во время богослужения пономарь прислуживает в специальном одеянии – стихаре (с греческого языка переводится как «стих», «строка», «прямая линия»). Стихарь выглядит как прямая длинная рубаха почти до пят. Он может быть любого цвета, используемого в богослужебных облачениях. Сзади на спине обычно вышивается крест. Стихарь – символ чистоты, которую должен иметь человек, вступающий во святая святых – алтарь.

Между тем пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между ними разница состоит в том, что первый посвящён в сан через таинство хиротонии; второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно.


Само слово «пономарь» – это неофициальное обозначение церковнослужителя, который зовётся ещё парамонарём (греческий термин). Последний, более правильный вариант был вытеснен из обихода и практически забыт. Переводится он как «привратник».

В настоящее время пономарь – это прежде всего прислужник, основная задача которого материально-техническое, если можно так выразиться, обеспечение богослужения. В некоторых крупных храмах имеются штатные пономари. Сейчас в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе их два. Для них пономарство связано с ежедневным посещением богослужений. 


Большая ответственность и счастье

Обычный будний день Александра, если нет поста, начинается с 7.30 утра. Ведь к литургии должно быть всё подготовлено – записки, просфора, кадило, кипяток и холодная вода, рушник для омовения и многое другое. 

– Нужно проследить, чтобы свечи были не оплывшие, зажечь лампады, а их в соборе более пятидесяти. Где-то масло долить. Также «Часы» нужно почитать. Потом начинается сама литургия, – говорит Александр. – После службы нужно подготовить воду на крещение, прибраться, пол помыть, пыль протереть, мусор вынести. А ещё на каждый день для себя планирую крупные дела – помыть окна, вычистить кадила, начистить металлическую утварь.

Вечерняя служба начинается в 17.00 – в ней уже, по словам Александра, меньше ритуалов, больше чтения. Между службами относительно свободное время. Есть два выходных по согласованию с напарником, но никогда в субботу и воскресенье и по церковным праздникам. 


Конечно, бывает непросто. Но  Александр ни на секунду не сомневается, что он сделал, может быть, и трудный, но верный шаг. Он не жалеет о том, что не стал архитектором. Говорит, иначе он не узнал бы, возможно, истин, которые ему открыли в семинарии. И бесконечно благодарен владыке Стефану за то, что тогда, ещё до поступления, он заговорил с ним и пригласил в собор. Теперь Александр часто прислуживает владыке и выезжает с ним в самые разные города и деревни Гомельской епархии.

– Владыка постоянно в разъездах, здорово, что народ его видит, ведь это большое событие для людей, которые живут в небольших городах, – говорит Александр. – И в соборе часто служит. Есть в нём жажда молитвы. Для меня же – это большая ответственность и… счастье.

В пасхальную ночь богослужение в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе возглавит владыка Стефан. Великолепные распевы пасхального богослужения отзовутся в людских сердцах, а колокола возвестят великую радость. 

На этом богослужении будет пономарить и Александр и с воодушевлением предвкушает это событие:

– Каждый год с нетерпением жду Пасху и прислуживаю в эту ночь с особой радостью. Лишь пение и ликование в душе! Ведь неспроста после крестного хода по богослужебной части ничего не читается: всё поётся. Как и всю Светлую седмицу – неделю после Пасхи. Сердце замирает, когда понимаешь, какой это великий день в истории человечества и мы все к этой истории причастны... 


Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях