Старожилы вспомнили, как в Гомеле проходили эпохальные для истории города археологические раскопки | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Игорь  Степанцов Игорь Степанцов Автор текста
14:33 22 Декабря 2022 Общество

Старожилы вспомнили, как в Гомеле проходили эпохальные для истории города археологические раскопки

В исследовании древнейшей истории нашего областного центра ключевым периодом, пожалуй, можно назвать вторую половину 80-х годов прошлого столетия. Поскольку каких-либо письменных источников о той же средневековой истории летописного Гомия не сохранилось, помогать классической истории складывать пазл пришла археология.

Что было до. Долгое время исследователи прошлого с лопатой обходили стороной гомельские холмы и кручи. Первые известные археологические изыскания на территории Гомеля в 20-е годы XX века провёл местный учёный Иван Ющенко. В середине 70-х годов знаменитый белорусский специалист по фортификационным укреплениям Михаил Ткачёв исследовал территорию Гомельского парка на наличие оборонительных сооружений. Вот, пожалуй, и всё, что известно о работе археологов в городе над Сожем в доперестроечное время.

Непосредственно в 1980-е интерес к гомельским древностям значительно возрос. Благодаря широкомасштабным раскопкам в это время научное сообщество стало получать неопровержимые доказательства того, что Гомий, находясь на пограничье Смоленского и Черниговского княжеств, был неотъемлемой частью жизни этого славянского макрорегиона, важным центром развития различных ремёсел, культурной и политической жизни.

Чтобы лучше проникнуться эмоциями и ощутить атмосферу, которая царила в среде первооткрывателей гомельской истории 36-летней давности, сотрудники отдела археологии и охраны историко-культурного наследия музея дворцово-паркового ансамбля провели встречу с непосредственными участниками исследований 1986-1989 годов. Для большего антуража встреча прошла в зале выставки «Старше 1142», где в основном представлены находки тех лет.


Учёный и романтик. Все приглашённые гости ныне хорошо известны в городской исторической среде. Однако в те годы практически все они были школьниками либо студентами. Человеком, который завлёк их в бесконечный процесс познания, стал молодой учёный Олег Макушников.


Олег Макушников

– У нас с Андреем Скиданом (мы вместе учились) был неподдельный интерес к истории города, – поделился воспоминаниями с присутствующими участник тех раскопок, кандидат медицинских наук, доцент Роман Дорошенко

Роман Дорошенко


– У нас был замечательный учитель истории. Мы много общались на тему прошлого родного города. Как-то он обронил фразу, что можно поучаствовать в археологических раскопках. Мы, не задумываясь, отправились в парк. Каких-то больших ожиданий  у нас не было. Уже когда впервые попробовали, работа сильно увлекла. Было ощущение соприкосновения с чем-то глобальным, важным. И атмосфера была хорошая. Олег Анатольевич постоянно нам говорил о том, что всё, что мы делаем сейчас, поможет прочитать новые страницы истории Гомеля. Он создал огромный задел у нас, совсем юных ребят, для развития непосредственно научного интереса. Это мне в будущем и в медицине пригодилось. А уже позже мы нашли интересные точки соприкосновения медицины и археологии. Написали об этом несколько публикаций.

– В этих исследованиях, пожалуй, самое важное, что Олег Анатольевич увидел нашу недетскую тягу к первооткрытию, – добавил завотделом научно-просветительской и фондовой работы Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Шклярова Андрей Скидан

Андрей Скидан (второй слева)


– А мы в свою очередь, – его интерес в стремлении к открытиям большого количества таких же участных людей. Олег Анатольевич, по сути, был визионером. Помимо того, что он был учёным высочайшего уровня, он был ещё и человеком интуиции. Многим людям от науки этого не хватает. А у него это было: романтизм, который со временем обрастает академическими знаниями. Они сочетаются и создают уникального человека, который позволяет каждому заинтересованному с помощью расчистки артефактов, работы с древностями прикоснуться к вечному. Это чудесный процесс. И, несомненно, творческий.


Вдохновлённый в 70-е годы раскопками под руководством будущего доктора исторических наук Ткачёва, Олег Анатольевич ещё школьником твёрдо решил связать свою жизнь с археологией. И как настоящий патриот хотел заниматься этим только в родном Гомеле. 


Олег Макушников в фондах музея показывает свои находки коллеге - Ростиславу Терпиловскому. Гомель, 1988 год. Фото из архива музея дворцово-паркового ансамбля

Можно сказать, что город и учёный создали эдакий симбиоз и помогали друг другу. Древний Гомий, полностью или частично скрытый в недрах земли, очередными своими загадками, повышал профессиональный уровень Макушникова. А археолог с каждой разгаданной головоломкой чуть шире приоткрывал для гомельчан дверь в неизведанные моменты истории любимого города.


Скрупулёзная работа. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась первыми серьёзными исследованиями для Олега Анатольевича. К их началу знания об истории Гомеля были фрагментарными, довольно путанными. Уже после этих изысканий вырисовалась некая целостная картина. Сперва учёный вместе с верными помощниками провёл работы по спасению уникальной для всей Восточной Европы средневековой оружейной мастерской. Для этого пришлось остановить стройку областного значения. На месте бывшего кинотеатра Исаченко должен был появиться центр творчества детей и молодёжи (сейчас он называется «Юность»). Однако работы проходили в самом сердце старого города, и не вмешаться в стройку археологи не могли. Пришлось даже подключить Министерство культуры БССР.


Владимир Литвинов

– Первоначально, когда мы остановили стройку дворца молодёжи, в городе пошла очень негативная реакция, – рассказывает о том времени соратник Олега Макушникова Владимир Литвинов, тогда руководивший отделом досоветской истории областного краеведческого музея. – Уже позже, после наших посещений высоких кабинетов обкома партии, пришло осознание того, что это очень важное дело. Появился неподдельный интерес со стороны чиновников и обычных горожан. А ведь это было довольно непростое время. 1986 год – год чернобыльский, и многим было не до науки. Тем не менее, интерес к нашим работам присутствовал. Из молодёжи, стремящейся помочь, были организованы добровольные отряды, которые трудились под руководством Олега Анатольевича. В одном из них работал и я. Стоит сказать, атмосфера у нас была удивительно позитивной, если можно так выразиться, человечно хорошей.


Тогда даже Олег Макушников не понимал всего масштаба инициированных им работ, а также величины последующих находок. На протяжении двух сезонов здесь, в центре города, археологи один за одним поднимали из земли фрагменты ламеллярных доспехов, кольчуг, наручей и других элементов оборонительного вооружения. Количество предметов исчислялось сотнями, даже тысячами. Также здесь было обнаружено погребение Колочинской культуры. Дальнейшие находки только подтвердили версию археолога о том, что на территории нынешнего Гомеля люди жили минимум с V-VII века нашей эры.


Валентин Михедько

– Меня очень удивило, что Олег Анатольевич доверил мне работу с археологическим металлом, – делится воспоминаниями тех событий ещё один участник, а ныне кандидат исторических наук, доцент Валентин Михедько. – Я бы себе подобное не доверил. Я занимался расчисткой и консервацией находок из металла, которые представляли интерес. Через мои руки прошло бесчисленное количество находок. Рядом всегда лежал томик Кирпичникова (главный в Союзе специалист по средневековому вооружению – Прим. авт.) В одном из пакетов, которые мне приносили из раскопа, была очень необычная листовидная стрела. Я сразу обратил на неё внимание, поскольку она не была похожа ни на одну из тех, что я видел. Качественный металл, что сразу отметало версию о массовом производстве. Позже, уже после полной расчистки, на наконечнике были обнаружены княжеские символы Рюриковичей, что может служить доказательством существования здесь (в нашем городе!) местной ветви княжеской династии. Олег Анатольевич был более осторожным в своих версиях. Тем не менее, эта находка могла свидетельствовать об особом статусе Гомия в те времена.



Другим уникальным объектом исследований этого времени, стал раскоп, разбитый между дворцом и Сожем. Интенсивность человеческой жизни здесь оказалась настолько высокой, что раскоп достиг в глубину более пяти метров и в силу угрозы обрушения так и не был закончен. В ходе изучения найденных предметов учёный пришёл к однозначному выводу – Гомий, уже как существующий средневековый град, старше временной отметки середины XII столетия. Находки непосредственно городского быта здесь датировались даже концом X века.


Макет раскопа середины 80-х годов XX века

***

Уже больше года Олега Макушникова нет с нами. После его ухода, казалось, все исследования, касающиеся истории древнего города, остановились. Однако его дело живёт. Он оставил после себя огромное наследие, которое ещё предстоит проанализировать. И находки… Многие из них (как, например, материалы слесарно-сборочной мастерской) ещё ждут своего исследователя. А с новыми находками молодых и амбициозных исследователей недр Гомельской области можно ознакомится уже сегодня, 22 декабря. Традиционная презентация последних изысканий в регионе «Новое в археологии Гомельщины» в этом году пройдёт в рамках выставочного проекта «Старше 1142».


Мероприятие состоится на цокольном этаже дворца Румянцевых и Паскевичей. Начало в 18.00. Вход для всех желающих свободный.

Автор фото: Игорь Степанцов

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N