Статус СОП: шанс на исправление | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Кира Левицкая Кира Левицкая Автор текста
10:00 15 Июля 2019 Общество

Статус СОП: шанс на исправление

Если в дверь постучали органы опеки и попечительства, жди беды – пожалуй, именно этим стереотипом часто руководствуются некоторые семьи. Впрочем, под пристальным вниманием контролирующей стороны многие забывают о главном: признание ребёнка находящимся в СОП не говорит о том, что он обязательно будет отобран у родителей. 

А вы в курсе? 

С 1 февраля вступило в силу Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О признании детей находящимися в социально опасном положении». Как рассказала заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних Гомельского горисполкома Виктория Лапшина, теперь помощь в сохранении детско-родительских отношений осуществляется на более высоком уровне. А к социальному расследованию привлекаются специалисты из разных ведомств – исполкомов, учреждений образования, здравоохранения, органов внутренних дел, ЖКХ и других. Решение о признании ребёнка находящимся в социально опасном положении принимает координационный совет администрации района по месту проживания или нахождения ребёнка, а не учреждение образования, как это было ранее.

– Постановление предусматривает возможность и порядок обжалования решения о признании детей находящимися в СОП, – пояснила Виктория Валерьевна. – Изменились и критерии, по которым ребёнка могут отнести к указанной категории: их осталось всего три. Каждый из них пересмотрен и конкретизирован. Обстоятельствами для вынесения подобного решения выступают ведение родителями аморального образа жизни, жестокое обращение с ребёнком, неудовлетворение жизненных потребностей любимого чада – оставление без пищи, препятствие получению базового образования, невыполнение рекомендаций мед­работников по лечению малыша и другое. Основанием для признания ребёнка находящимся в СОП может стать и его собственное противоправное поведение, причина которого, как правило, кроется в отсутствии должного контроля со стороны родителей.

Как подчеркнула Виктория Лапшина, работа по защите прав и законных интересов несовершеннолетних направлена именно на предотвращение крайних мер. Самое главное – оказать помощь на ранних стадиях неблагополучия, не доводить ситуацию до изъятия ребёнка из семьи. Ведь последнее является исключительной мерой, которая предполагает наличие прямой угрозы жизни либо здоровью малыша. И далеко не каждое социальное расследование заканчивается признанием ребёнка находящимся в СОП. 

Помощь, а не приговор.

Однако не все родители до конца осознают тот факт, что безответственность и небрежное отношение к своим прямым обязанностям по воспитанию любимого чада может сыграть с ними злую шутку. Так случилось и с гомельчанкой Еленой Ковальчук (имя и фамилия изменены по этическим соображениям – прим. автора). Как оказалось, семья женщины попала в поле зрения органов опеки и попечительства ещё в 2014 году. По результатам социального расследования несовершеннолетние были признаны находящимися в СОП, поскольку воспитывались в семье, где родители злоупотребляли спиртным. Чтобы повлиять на ситуацию и устранить неблагоприятную обстановку, с мамой и детьми провели комплекс мероприятий. Органы опеки, учреждения образования неоднократно давали Елене шанс, боролись за право детей жить в своей семье. Впрочем, прилагаемые усилия оказались тщетными: малышей то изымали у нерадивой матери, то возвращали в связи с нормализацией ситуации. Положение дел не изменилось и сегодня: видимо, слишком быстро и легко женщине удавалось вернуть детей.

В очередной раз органы опеки и попечительства заглянули к Елене в июне этого года. Именно тогда несовершеннолетних снова признали находящимися в социально опасном положении: условия, в которых проживали дети, угрожали их жизни и здоровью. Решение об изъятии малышей из семьи показалось гомельчанке незаконным и несправедливым. Закономерно, что Елена стала обивать пороги государственных учреждений и различных инстанций, обвиняя субъек­ты профилактики и другие службы в некомпетентности. Вызывает недоумение и тот факт, что после того как детей изъяли из семьи, мать ни разу не навестила их и даже не поинтересовалась, как живут ребята. Что же на самом деле волнует женщину? Наверняка причина такого поведения кроется в нежелании Елены быть обязанным лицом. Другими словами, нерадивая мать попросту не хочет работать и возмещать государству расходы на содержание детей. Да это ли главное в отношениях между ребёнком и любящими родителями?..

Без сомнений, органы опеки ещё не раз будут беседовать с женщиной, взывая к совести и давая очередной шанс. Вот только воспользуется ли им Елена, покажет время.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N