«Святыню просто вывезут и продадут»: в Гомельской епархии прокомментировали спор вокруг иконы Божьей Матери «Скоропослушница» | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Анжелика Аветисова Анжелика Аветисова Автор текста
15:14 25 Апреля 2020 Общество

«Святыню просто вывезут и продадут»: в Гомельской епархии прокомментировали спор вокруг иконы Божьей Матери «Скоропослушница»

Не так давно отдельные новостные сайты писали о том, что Гомельская епархия Белорусской православной церкви якобы не желает возвращать деревенскому храму икону Божьей Матери «Скоропослушница», которая в сентябре прошлого года была украдена из церкви в Дубровке Добрушского района. Во время расширенной пресс-конференции архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан не только ответил на вопросы журналистов, но и продемонстрировал гостям ту самую святыню, вокруг которой сегодня ходит немало слухов и небылиц.


Никаких домыслов, только факты

По свидетельству жителей Дубровки, образ Божьей Матери «Скоропослушница» доставили в деревню  к освящению храма в честь Введения Божьей Матери в 1905 году, рассказывая об истории святыни, подчеркнул владыка Стефан.


Та самая икона Божьей Матери «Скоропослушница», вокруг которой разгорелся спор

– Вся информация взята из гомельского архива, также ожидается подтверждение данных из исторического архива в Санкт-Петербурге. Пишут, что икона якобы была принесена некой монахиней Ольгой, о которой нет никаких сведений. Смущает и тот факт, что монахиня будто жила в Чернигове, однако в то время там не существовало ни одного женского монастыря.

Как отметил архиерей, на самом образе есть клеймо, которое гласит, что икона написана на Святой горе Афон в Свято-Пантелеймоновском монастыре в 1901 году.

– Каким образом святыня могла попасть на территорию современной Беларуси? В то время единственный путь пролегал через Одессу, где располагался скит Пантелеймонова монастыря. Именно оттуда и распространялись иконы, – подчеркнул владыка Стефан.

Как оказалось, образ находился в храме до его закрытия в 1930-х годах. Тогда святыни нередко разбирались людьми, которые хранили иконы дома. Сама церковная община возродилась во время Великой Отечественной войны. А последнее богослужение здесь прошло в 1948 году. Через год по причине отсутствия настоятеля было принято решение о закрытии прихода и передачи здания под школу. Вероятно, именно тогда люди и забрали образа из храма.

– Только в 1999 году в Дубровке возродили церковную общину, представители которой начали ходатайствовать о передаче здания бывшей школы, возведённого в 1971 году местным колхозом. Безусловно, община собирала средства на строительство и обустройство прихода. Впрочем, из поля зрения выпадает внушительная помощь, систематически поступавшая от кормянской церковной общины. Вся утварь, облачения, богослужебная литература были переданы из Кормы. К сожалению, в то время актов передачи не составляли. Поэтому удивляет тот факт, что Анна Даниловна Дробышева заявляет, якобы здание храма возведено на её земле и за её деньги, – отметил владыка Стефан.

Сохранить святыню для страны

Останавливаясь на одном из визитов в Дубровку, архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан вспоминает: Анна Даниловна принесла икону в храм, в котором толком не было ни полов, ни добротной крыши и двери.

– Увидев, что такой образ фактически не защищён, я попросил, чтобы святыню забрали из храма в дом. На просьбу откликнулась Раиса Сивакова, которая в то время заведовала местным клубом. Она и забрала икону к себе. Вскоре по благословению владыки Аристарха образ на время возведения и обустройства церкви перенесли в Корму, где святыня находилась около полутора лет. Затем икону поместили в киот и с почестями возвратили в Дубровку. К слову, несколько раз решением епархиального Совета образ приносили в Гомель. Каждый год на четвёртой неделе Великого поста святыню доставляли в одноимённый храм, который находится на пересечении улиц Ефремова и Сухого.

По словам владыки Стефана, как только он получил назначение на Гомельскую кафедру как правящий епископ, то поручил всем настоятелям и благочинным предоставить опись имущества храмов.

Заостряя внимание на сентябрьской краже в деревне Дубровка, которая произошла в прошлом году, архиерей отмечает: после инцидента настоятелям поступило предписание установить на территории храмов сигнализацию, видеонаблюдение, противопожарную систему.

– Кроме того, ещё ранее по благословению митрополита вынесено предписание о том, что если в приходах нет возможности реставрировать и сохранять старые иконы, то они должны находиться там, где для этого созданы все условия. Ведь святыни есть ни что иное как ценность – в первую очередь духовная, историко-культурная, ценность нашего народа, страны, церкви. После сентябрьской кражи в Дубровском храме, откуда вынесли «Скоропослушницу» и образ Николая Чудотворца ветковского письма конца XVIII века, на место ЧП была послана комиссия, которая изъяла из прихода восемь икон. Каждой из них требуется реставрация. Я лично дал подписку Следственному комитету о том, что до конца следствия святыни будут находиться под моей ответственностью и никуда из епархиального управления их никто не вынесет.

Узнали стоимость и «зашевелились»

Теперь дальнейшую судьбу святыни определят компетентные органы. Очередное судебное заседание намечено на 4 мая. Впрочем, остаётся немало вопросов: пенсионерка Анна Даниловна заявила в суде, что святыня является её собственностью. На том же настаивает и внук пожилой женщины. Однако всё далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд.

– Нам не понятно, почему Анну Даниловну признали потерпевшей, ведь иконы были похищены из местного храма. Не скрою, что в епархию поступали звонки с угрозами, посыпались письма, якобы сам владыка заказал похищение иконы из деревенского храма. Вопрос не в том, где будет находиться святыня, а в том, кому образ будет принадлежать. Жаль, что некоторые не понимают, что в случае если собственником станет физическое лицо, то народ, страна попросту утратят икону. Смущает и тот факт, что именно после оценки образа и всплыла фамилия Дробышевых: люди попросту узнали, что святыня стоит не одну тысячу долларов, – подчеркнул владыка Стефан.

Охота за раритетом

Во время пресс-конференции заведующий канцелярией Гомельской епархии Василий Черняков рассказал, что в советские годы люди хранили немало икон дома, однако затем образа возвращали в церкви. По его словам, также существует постановление, которое гласит, что всё имущество приходов до 1945 года является достоянием Белорусской православной церкви.

По его словам, увидев «Скоропослушницу», можно понять: её размер явно говорит о том, что святыня была написана именно для храма. Вряд ли такой образ был создан для домашних молитв. Кроме того, маловероятно, что икона могла принадлежать, например, прабабушке Анны Даниловны, поскольку такие образы были по карману лишь людям с внушительным достатком.

После пресс-конференции вниманию журналистов представили тот самый образ иконы Божьей Матери «Скоропослушница» и другие святыни. Для собравшихся также провели экскурсию по реставрационной мастерской и хранилищу, где размещены старинная церковная утварь, иконы, богослужебные книги, облачение и другое.



Автор фото: Фото автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N