"Теперь я никогда не говорю никогда": гомельские специалисты - об ЭКО, заморозке яйцеклеток и беременности от донора | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Юлия Митрахович Юлия Митрахович Автор текста
20:02 25 Февраля 2021 Общество

"Теперь я никогда не говорю никогда": гомельские специалисты - об ЭКО, заморозке яйцеклеток и беременности от донора

Из ста тысяч рождающихся ежегодно маленьких белорусов центры ЭКО дают тысячу новых жизней. Часть из них появляется на свет благодаря работе репродуктологов Гомельского областного диагностического медико-генетического центра с консультацией «Брак и семья». С 1 января, согласно постановлению Совета Министров № 483, в учреждении проводят операции ЭКО на бесплатной основе. «Ведомости» побывали в центре и узнали, кто может воспользоваться шансом на ЭКО, как забеременеть без мужчины и есть ли в репродуктологии шанс на чудо. 

400 квот на год. 


Главный врач центра Олег Криволапов встречает нас после заседания региональной комиссии, которая и принимает решение о предоставлении бесплатной попытки ЭКО. С начала года такую возможность получили около 60 пар. Встречи с ними проходят каждую среду с 9.00 до 12.30. Ажиотажа нет, но запись на заседания комиссии расписана до июля. 

В центре «Брак и семья» в этом году будет сделано 400 бесплатных циклов. Во втором роддоме Минска – 600, тысяча – в РНПЦ «Мать и дитя». 

– Это серьёзный шаг государства, ведь сегодня не каждая пара может позволить себе искусственное оплодотворение по материальным причинам: цена на процедуру начинается от 2,5 тысячи долларов и возрастает в зависимости от необходимого дополнительного обследования и лекарственных препаратов, – говорит Олег Криволапов. – Одного желания для проведения процедуры недостаточно. Комиссия обращает внимание на несколько факторов. Это должны быть граждане Республики Беларусь до 40 лет, состоящие в законном браке, имеющие показания к ЭКО и отсутствие противопоказаний. За это время отказов ещё не было, так как пришли «опытные» люди, которые идут на повторную процедуру. Среди них есть пара, которая уже родила одного ребёнка благодаря ЭКО. Нескольким парам придётся прийти ещё раз из-за устаревших результатов анализов. 

В случае положительного решения комиссии супруги сами выбирают, где делать процедуру. Кроме центра «Брак и семья», такую возможность предоставляют второй роддом Минска и РНПЦ «Мать и дитя». 


Чем старше, тем ниже успешность. 

Технологией ЭКО владеет очень малый круг врачей, которые проходили специальное обучение в основном за пределами республики. Заведующая отделением внебюджетной деятельности центра, врач-репродуктолог Екатерина Костенок проводит процедуру экстракорпорального оплодотворения больше 10 лет. 


В среднем 250–300 циклов в год. Благодаря ей родителями стали пары не только из Беларуси, но и из Украины, России, Швеции, Германии и Америки. По словам собеседницы, медицина сегодня даёт много шансов на родительство. С одной стороны, закон о вспомогательных репродуктивных технологиях жёсткий, но с другой – он предоставляет практически все возможности: и суррогатное материнство, и донорство яйцеклеток и сперматозоидов, и заморозку эмбрионов. Выбор только за парой: пойти на эти методы или нет. 

– Екатерина Владимировна, в каких случаях экстракорпоральное оплодотворение – единственный шанс стать родителями?

– Если женщина не может забеременеть естественным путём в течение года до 35 лет и после 35 в течение шести месяцев – это повод обратиться к доктору. В протоколы обследования входят гормональный статус женщины, проверка проходимости маточных труб, мониторинг фолликулов, спермограмма мужа, тесты на совместимость. Если беременность не наступает, женщину направляют на лапороскопию. Если и это не приводит к положительному результату, паре рекомендуется ЭКО. Но иногда у женщины бывает низкий овариальный (яичниковый) резерв. Мы понимаем, что вспомогательная репродуктивная технология будет более эффективной, чем все дополнительные методы лечения.


  • 320 платных циклов ЭКО было сделано в центре в прошлом году.  

– От чего зависит успешность ЭКО?

– Яичниковый резерв женщины закладывается ещё в утробе матери. Сколько лет женщине, столько лет зачаткам яйцеклеток. Поэтому с каждым годом вероятность на зачатие снижается. 

Среднемировая успешность оплодотворения после процедуры ЭКО – около 30 процентов. Но это не равно количеству родов. Шанс, что женщина выйдет из роддома с ребёнком ещё меньше – 17 процентов. То есть из 10 пар 6–7 уйдут с отрицательным результатом. 

Ежегодно мы делаем отчёт для Европейского общества репродукции человека и эмбриологии (ESHRE). Согласно данным, в Беларуси один из наивысших показателей наступления беременности (36,5 процента), а также вынашивания и рождения детей после ЭКО в Европе. Думаю, это связано с тем, что наши женщины раньше задумываются о детях. У европейских дам сначала карьера, материальное благополучие, а потом уже семья и продолжение рода. 

Но мы тоже постепенно к этому приходим. В центр стали чаще обращаться женщины более зрелого возраста не только на ЭКО (возраст для этой процедуры в Беларуси ограничен – 49 лет), но и просто планирующие беременность. В 2020 году большая категория пациентов была после 35 лет – процентов 45. После 40 – 10–15 процентов. В категории после 42 лет до 47 было семь пациенток. Две из них забеременели и родили. Это неплохой показатель. В возрасте до 30 лет к нам обращаются реже. В основном это женщины, которые пережили внематочную беременность и имеют абсолютное показание для ЭКО.

Несмотря на то, что мы стремимся к Европе, меняем взгляды на жизнь и деторождение, наши женщины по-прежнему берут вину за отсутствие детей на себя. Часто слышу: «Наверное, причина во мне. Давайте меня обследуем». То, что бесплодие – проблема сугубо женская, стереотип. Да, одни из факторов, которые приводят к бесплодию, – эндометриоз, отсутствие маточных труб, несозревание яйцеклетки, но и количество мужского бесплодия увеличивается с каждым годом. Есть ситуации, когда сперматозоиды не очень качественные или с низкими показателями. Это тоже показание для проведения либо искуственной инсеминации со спермой донора, либо ЭКО. Также мы начали сталкиваться и с комбинированной проблемой, когда проблемы есть с двух сторон пары.


  • В 1998 году в Гомельском областном диагностическом медико-генетическом центре с консультацией «Брак и семья» впервые в республике провели полный цикл ЭКО. С тех пор счёт идёт на тысячи.

«Никогда не говорю "никогда"»

– Вы работаете в центре с 1999 года. Были ли случаи, которые заставили поверить в чудо?

– Любая пара по-своему запоминается. Бывает, физическое здоровье не вызывает проблем, но превалируют психологические. Часто они возникают после нескольких неудачных попыток ЭКО. А бывает наоборот: психологчески готовы на всё, но есть серьёзные проблемы со здоровьем. Некоторые пары, не имея возможности долго зачать ребёнка,  распадаются.  

Но после 10 лет в репродуктологии я знаю, что место чуду есть всегда. В начале карьеры мы с доктором констатировали факт непроходимости маточных труб и сказали пациентке, что единственный способ стать мамой – ЭКО. После нескольких неудачных попыток она забеременела самостоятельно. С этого момента я никогда не говорю «никогда».

Есть случаи бесплодия неясного генеза. Когда пациентка вынашивает ребёнка после ЭКО, а после этого рождается второй ребёнок естественным путём. 

У одной пациентки было 15 процедур ЭКО в Германии, Москве и Минске. Ни одна из них не привела к долгожданному ребёнку. Была женщина, которая даже меня успокаивала: «Ай, Екатерина, не переживайте, в этот раз не получилось, сделаем ещё». В итоге мы получили беременность с пятой попытки. Это была единственная в моей карьере тройня. Поймите, репродуктологи – не боги. По сути, мы пытаемся обмануть природу, проводя процедуру ЭКО.


– Часто ли рождаются двойни? 

– Раньше было чаще. Сейчас мы стараемся не переносить много эмбрионов. Один–два. По закону Республики Беларусь переносим женщине до 35 лет максимально два эмбриона. После 35 лет или после предыдущих неудачных попыток – трёх. Но это на усмотрение пары. Три практически никогда не переносим. 

Но если эмбрионов получилось больше, чем мы физически можем перенести, предлагаем их криоконсервацию. Они могут пригодиться при неудачной попытке процедуры, если пара захочет попытаться сделать ЭКО ещё раз. При этом не нужно будет тратиться на стимуляцию и забор яйцеклетки.  

– Кстати, в зарубежных странах есть практика заморозки яйцеклеток в молодом возрасте. 25-летние девушки так сохраняют биоматериал, пока бросают все силы и время на карьеру и обустройство быта.  

– Это, может быть, и оправданный ход. Потому что яйцеклетке столько лет, сколько и женщине. И если она заморозила её в 25 лет, то и яйцеклетка молода. Но у нас эта процедура пока не очень популярна. Яйцеклетки замораживаются в том случае, если предстоят оперативные вмешательства, из-за которых есть вероятность потерять детородную функцию. В основном это онкологические заболевания. В будущем пациентка может воспользоваться своими клетками для суррогатной мамы в программах ВРТ. 

Но яйцеклетки очень капризны и при заморозке или разморозке могут пострадать. Поэтому мы предлагаем морозить эмбрионы или сперматозоиды. Они более устойчивы к перепадам температур. 



Забеременеть без мужчины

– А можно ли выбрать пол ребёнка? 

– Пол  выбирается только в том случае, если есть генетические заболевания, сцепленные с полом. К примеру, если мы понимаем, что новорождённый мальчик будет болен наследственным заболеванием. Только по прихоти родителей это сделать нельзя. Да и не было таких «запросов». Для пар, которые приходят к нам, ребёнок любого пола – желанный. 

– Может ли сегодня забеременеть одинокая женщина?

– По закону о вспомогательных репродуктивных технологиях одинокая женщина может проходить программу инсеминации или ЭКО с донорской спермой. Только на этой неделе я провела две такие операции. В допандемийное время женщины обращались в банки спермы в России и Украине. Там очень развит этот рынок. Сегодня этим занимаются и некоторые частные клиники в Беларуси. Пациенты заключают с ними договор на покупку спермы, а курьеры доставляют её нам со всеми официальными документами. 

– Как не допустить бесплодие?

– В большинстве случаев причины бесплодия – это инфекции. Иногда свободные взгляды в отношениях приводят к негативным последствиям. Чем больше половых партнёров, тем выше вероятность получить проблемы воспалительного плана или инфекции, передающиеся половым путём. Они приводят к воспалениям, спаечным процессам, непроходимости маточных труб и, как следствие, бесплодию. Когда девочка формируется как девушка, нужно обращать внимание, чтобы месячные пришли вовремя, на регулярность цикла.  

Если есть нарушения, не вкладывающиеся в нормы, нужно обратиться к гинекологу или эндокринологу. Потому что при длительном нарушении можно не получить желаемого результата в плане формирования овуляции.


– Поменялось ли за годы вашей работы отношение к ЭКО?

– Многие люди уже не стесняются поделиться такими планами с родными, сказать об этом врачам в женской консультации. Но всё равно есть категория со старотипными взглядами, которая скрывает факт беременности через ЭКО. Не все женщины, которые идут после процедуры в женскую консультацию, информируют об этом своего участкового гинеколога. Некоторые считают, что ребёнок после ЭКО – не такой, как все. Хотя нет статистики, что такие дети чаще болеют или рождаются с пороками. 

К слову, в нашем центре одна из лучших в республике пренатальная диагностика. Система сделана так, чтобы как можно раньше дать паре знания о будущем ребёнке. 

Женщина проходит УЗИ, комбинированный  скрининг, сдаёт анализ крови. На основе полученных данных просчитывается процент вероятности рождения здорового ребёнка либо с патологией. Глубоко инвалидизирующие и летальные пороки во многих странах мира, в том числе и в Беларуси, должны быть выявлены до 22 недель беременности. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N