Тренируй мозг: как стать умнее Шерлока Холмса? | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Байдан Елена Байдан Автор текста
11:00 25 Февраля 2021 Общество

Тренируй мозг: как стать умнее Шерлока Холмса?

Мозг называют компьютером: от него зависит жизнь и судьба человека. Зачем же его тренировать? О необходимости развития мышления беседуем с психологом из Гомеля Людмилой ТУТЫНИНОЙ.



– Мозг каждого человека настроен на индивидуальный опыт. Он меняет нас?

– Конечно. Мозг делят на три слоя, которые возникли в процессе эволюции. Первый – рептильный. Он самый древний, отвечает за инстинкты, стремление к удовлетворению основных потребностей. Второй – лимбический, или эмоциональный. Он же мозг млекопитающих. Последнее название получил за то, что есть у представителей этого класса животного царства. Он отвечает за эмоции, социальные отношения, стремится к сиюминутным удовольствиям и не любит, чтобы мы напрягались. Третий – неокортекс, или новая кора, которая отвечает за мышление, речь, сенсорное восприятие, самосознание, интеллект. Этот мозг думает не только о текущем моменте, но и о будущем, благодаря ему мы строим планы, мечтаем. 

– Трудности двигают вперёд?

– И да, и нет. Если человек очень восприимчивый, то тяжёлые ситуации могут не развить, а ввести в депрессию. Есть два метода воспитания: кнут и пряник. Метод принуждения или поощрения мотивируют. Трудности – это ситуации выживания. И часто человек пытается забыть об этих периодах. 

– Каждый человек рождается с множеством нейронов, но очень небольшим количеством связей между ними. Они строятся по мере взаимодействия с миром и создают нас такими, какие мы есть. Но формирование новых нейронных путей во взрослом возрасте – дело сложное. Когда сможете понять, как трудно они создаются в мозгу, вы будете радоваться своей настойчивости больше, чем ругать себя за медленный прогресс.



– Российская учёная в области нейронауки Татьяна Черниговская говорит о перегрузке мозга современного человека информацией. Мы пытаемся максимально её потреблять. Важно, чтобы каждый умел наблюдать, контролировать, анализировать, сопоставлять сведения. И тогда возможно делать правильные выводы. Нужно развивать навык сортировки материала ещё с детства. В этом огромную роль играют воспитание, учёба. Каждый день появляется что-то новое. На завтра оно уже устаревает. Изменения стремительны. Мы просыпаемся в одном мире, а засыпаем в другом. Нарушаются правила, формируются новые привычки, меняются нравственные устои. Это всё информация. Люди пытаются следить за новостями во всех сферах, держать руку на пульсе времени. Многие переходят на здоровое питание, меняют стиль жизни. А нужно развивать себя постепенно, а не лавинообразно. 
Сначала подумайте, с чем вы можете расстаться, обозначьте приоритеты. Нужно выбирать, чтобы избежать перегруженности. Важно дистанцироваться от второстепенного, расчистить личное пространство, чтобы новое поступало в нашу жизнь. И только тогда возможны качественные изменения. 

– Почему не все открыты новому?

– Это из-за шаблонного восприятия информации. Когда-то человеку сказали, чтобы он доверял, но проверял. А другому – что технологии – это хорошо, и он верит в новое. Все пользуются готовыми установками. Но любую информацию нужно подвергать сомнению, осмысливать. 


ФАКТ

  • Разум существует за счёт того, что нейроны образовали связи, которые отражают наш опыт. Некоторые эпизоды были «закачаны» в мозг благодаря «молекулам радости или стресса», другие  – постоянными повторениями одних и тех же действий. 

– Важно ли контролировать свои мысли?

– Если мы их не контролируем, то формируем когнитивные искажения. Что это такое? Человек человеку волк – разве это всегда так? Мы должны менять свои убеждения, отказываться от стереотипов. Они удерживают в плену иллюзий. Из-за пелены на глазах не видим реальной реальности. 

– Что советуете делать?

– Чтобы понять что-то новое,  нужно формировать образ этого, подключая образное мышление. Одновременно важно воспринимать аудиальную, визуальную и кинестетическую стороны объекта, явления. Так формируется много нейронных связей. И знания будут на сто процентов отложены в памяти. Например, ребёнок должен прочитать текст, посмотреть к нему картинки и пересказать произведение. Таким образом задействуются все способы восприятия. Только информацию так реально понять и закрепить новое в своём сознании.

Можно развиваться через общение с умными и грамотными людьми, читать научно-популярную, философскую литературу. Также отлично подходит любое творчество. Для пожилых людей полезно изучать иностранный язык, решать задачи по математике, заниматься плаванием, танцами, медитацией. Эти способы дадут им новое прочтение своих будней. 
Важно развиваться целостно: мышление, разум, сознание, нравственность, духовность. Если направить усилия только на физический прогресс  – это однобокий рост. Спортсмен может достичь высот в спорте, но у него может не быть элементарных навыков общения. 



Не съешь планету! Пять причин, почему веганское питание спасёт экологию

1. Более 80 процентов сельскохозяйственных земель используется под корм животным, при этом обеспечивая лишь 18 калорий от всего рациона. 

2. Около 1/3 от потребляемой в мире воды используется для выращивания скота.

3. Вы поможете сохранить многообразие животных. Употребление мяса играет ключевую роль в исчезновении среды их обитания.

4. Животноводство производит 18 процентов от всех парниковых газов на планете.

5. Количество выбросов от животноводческой промышленности увеличится на 80 процентов, если мир не изменит свои вкусовые предпочтения.


– Многие ждут, что знания им кто-то даст, разложит всё по полочкам, а сами даже не направляют усилия на их поиск. 

– Важно, чтобы человек был ментально голодный. Такая личность будет искать, проявит активность. Если нет мотивации, первичная информация воспринимается пассівно. Она не станет частью опыта. Никому не нужно навязывать свои знания. Уважайте права других на потребление новых сведений. Лучше спросить, интересно ли это вашему собеседнику. 

– Немало пожилых людей не хотят разбираться в технологиях.

– Мозг нужно развивать в любом возрасте. Это тоже шаблон о том, что я ни на что не способен, моё время прошло. Для возрастных людей создаются школы. Например, в Гомеле реализовывался проект «Обучающийся город». После выхода на пенсию у человека может оказаться свежее восприятие новой информации, он может освоить новую профессию, вести продуктивную жизнь. 


– В наш век человек в пище черпает не энергию, а эмоции, заменяя счастье.

– Чтобы быть счастливым, нужно уметь наслаждаться тем, что имеешь. Можно многое заметить, если обращать на это внимание. Зимой нас радует снег, весной – первые лучики солнца. Всё это может стать источником вдохновения, радости и развития. Прогулки по лесу приносят не меньшее удовольствие, чем отдых на Бали. В период начала пандемии все обнаружили ценность прогулок на свежем воздухе, общения с друзьями, свободного передвижения и так далее. Чтобы человек чувствовал себя счастливым, у него время от времени нужно забирать то, что стало обыденным и привычным. И таких ресурсов, новизна восприятия которых утрачена, много. 

– Что скажете про значение питания в эволюции?

– Оно напрямую влияет на развитие. Важно качество пищи. Еда может вызывать агрессию, перевозбуждая нервную систему, или, наоборот, успокаивать. Мы то, что мы едим. Сейчас набирают обороты вегетарианство и веганство. Насколько этично есть того, кого мы вчера приручили, каждый решает сам. Да многие и не задумываются над этим, ведь покупатели не видят рождение животного, его рост и убой ради шашлыка. Одна моя знакомая, увидев такой процесс, больше не захотела быть причастной к жестокости. Безразличное отношение связано с установками. Но появляются и новые. Карликовые поросята становятся домашними питомцами наравне с собаками и котами. Сейчас есть возможность вести сельское хозяйство, брать от природы растительные ресурсы. И поедание животных, на мой взгляд, в наш век не оправдано. 


– Как связаны еда и экология? 

– Человек должен понимать, насколько он ведёт правильный образ жизни, как он влияет на природу и каким образом. Вы – созидатель или вредитель? Мы живём в эпоху потребления. Но это можно делать без ущерба для природы и самого себя, так как человек – часть большой системы. 

Люди выделяют огромные площади земли под пастбища. И они с каждым годом только расширяются. А ведь можно подумать над новыми способами получения питания не за счёт роста поголовья и пропитания для него. Нужно посмотреть на конечный результат – это благо или зло? Если уничтожать Землю, то со временем она уничтожит тебя, твоих родных, твой дом. 


– Почему нужно начинать с себя?

– Если измените весь мир, но ничего не поменяете в себе, всё останется прежним. И добро, и зло исходят от нас. Сегодняшний человек себя исчерпал. Требуется новое видение смысла его жизни и развития. Сейчас мы растём по горизонтали. А возможен путь и по вертикали. Тогда люди будут чувствовать себя частью вселенной, космоса. Но в этом случае речь идёт и о другой ответственности, иных знаниях. Человек, который может ответить на вопросы: «Кто я? Какова цель моей жизни? К чему она меня приведёт?», осознан. И к этому должен стремиться каждый.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N