В «Гомельлеспроект» готовы рассказать о поистине уникальной профессии – лесоустроитель | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Наталья  Рудева Наталья Рудева Автор текста
14:33 23 Ноября 2023 Общество

В «Гомельлеспроект» готовы рассказать о поистине уникальной профессии – лесоустроитель

Если у хозяина есть сад, он знает в нём каждую веточку, бережёт, контролирует границы. Лес не что иное, как созданный природой и руками человека сад. Простирающиеся на десятки километров лесные угодья с богатейшими запасами разнообразной древесины, болотами, кустарниками, торфяными залежами, ягодниками не могут оставаться без пристального хозяйского взора: скрупулёзного учёта ценностей, рачительного надзора, описания и устройства территорий. В Республиканском дочернем лесоустроительном унитарном предприятии «Гомельлеспроект», которое в этом году отметило 75-летие, о белорусских лесах знают практически всё. И готовы рассказать о поистине уникальной профессии – лесоустроитель.




История – дорога в современность. В перечне профессиональных занятий, связанных с лесом, есть редкая специальность – таксатор. Всего в Беларуси около 170 таких специалистов. Часть из них работает в «Гомельлеспроекте», многие посвятили нелёгкому труду всю жизнь, некоторые специалисты смогли образовать семьи, заложив основу для династий. О редкой специфике труда таксаторов леса рассказывает директор РДЛУП «Гомельлеспроект» Николай Катков, который тоже когда-то начал свой профессиональный путь с этой должности.



– Чтобы нагляднее представить труд таксаторов, надо обратиться к истории, – говорит Николай Николаевич. – Наша организация была создана в послевоенные годы. Хорошим штрихом советских времён можно назвать семейную преемственность, что важно в работе таксаторов. У нас образовывались династии из супружеских пар: Коршуковых, Кирпичёвых, Луферовых. И это помогало в работе. Ведь командировки были связаны с поездками в Сибирь, на Дальний Восток. В них люди проводили по полгода – с весны и до начала заморозков, организовывали там свой быт, выполняли работу на лесных участках. Труд, скажу прямо, не для всех, надо прикипеть к нему душой, чтобы получать профессиональное удовлетворение. Представьте, глухая тайга, суровый климат, общение долгие месяцы, в лучшем случае с одним напарником… Закалка необходима не только физическая, но и психологическая.



Чтобы представить, как был устроен процесс в прежние годы, обращаемся к экспозиции музея «Гомельлеспроекта». В нём собраны раритеты: приборы и инструменты для измерений, карты и фотографии, предметы быта и снаряжения таксаторов, начиная с 40-х годов прошлого века. Экспозиция собрана с особой душевной теплотой, передаёт романтику профессии. Тут радиоприёмник VEF, кинокамера, фотоаппараты, рации для связи, рюкзаки с полным снаряжением. Рядом – огромные спилы деревьев с мерными вилками. 







– Показать переход от истории к современности было главной идеей создания музея, – говорит Михаил Гонжуров, ведущий инженер материально-технического снабжения. – Теодолит, буссоль, маятниковые высотомеры, планиметры – эти приборы уже не используются, контрольно-измерительные процессы перешли в электронно-компьютерное русло, умещаются теперь в современных гаджетах – планшетах, навигаторах и других. 
В витрине – палетка с бутылочками краски, напоминающая палитру. Прежде карты вычерчивали вручную, лесные выделы раскрашивали с помощью кистей и красок разных цветов. Чтобы увидеть, как составляются карты лесных массивов сейчас, обращаемся в лесоустроительную партию.

Три поколения таксаторов. Здесь трудятся представители сразу трёх поколений инженеров-таксаторов. Екатерина Иванчик, самая молодая, занимается картографией и работает с базами данных. Пришла в коллектив в 2017 году после окончания вуза, получила опыт полевой работы в Гомельском и Буда-­Кошелёвском лесхозах, где производила отводы лесосек, также выполняла учёт древесно-кустарниковой растительности в Минске.


Ведущий инженер-таксатор Наталья Рудкина трудится в экспедиции 20 лет, имеет два высших образования. В работе находит элемент творчества. 




Глядя на монитор, на котором отображена карта лесного массива, сотканного из разноцветных участков, вспоминается скромная музейная карта, расписанная рукой таксатора.

– Материалы полевых лесо­устроительных работ передаются в нашу партию для камеральной обработки, – говорит Наталья Рудкина. – Здесь происходит её систематизация и обобщение, в результате появляется информативная карта для лесхозов. По ней можно, к примеру, определить главные породы деревьев в выделах, их класс возраста, расположение ягодников, болот, места вырубок и другое. Мы читаем карту и видим лес в его многообразии. Также карта отображает различные категории лесов, что помогает работникам лесхозов определить верный режим пользования угодьями.

Оксана Викторова – начальник лесоустроительной партии. Пришла работать техником-таксатором в 1994 году.




– Если раньше таксаторы всё делали вручную, то сейчас подобного труда практически не осталось, – говорит Оксана Эдуардовна. Она достаёт пожелтевшую от времени карту Мозырского уезда, датированную 1928 годом. – Этой карте почти век. По ней можно судить, насколько шагнули вперёд технологии в лесоустройстве. А сейчас мы работаем над изменениями и дополнениями в действующий лесоустроительный проект по Полесскому радиационно-экологическому заповеднику.  

Лес любит счёт. Инвентаризация лесной растительности всех регионов Беларуси проходит раз в десять лет, охватывает территорию всех лесхозов. Кроме работников «Гомельлеспроекта», над этой задачей работают их коллеги из Витебска и Минска. Большое значение в кропотливой работе лесоустроителей имеет качественная аэрофотосъёмка, ведь она – основа работы таксаторов. На снимках дешифрируются границы лесных кварталов, лесотаксационных выделов, объекты гидрографии – реки, ручьи, озёра, пруды, объекты лесной и нелесной инфраструктуры – дороги, просеки и так далее. После этого таксатор с подготовленным снимком идёт в лес и определяет таксационные характеристики каждого лесного выдела – состав насаждений, среднюю высоту и диаметр, полноту, запас древостоев и другие показатели, проектирует различные хозяйственные мероприятия. 
– Современные электронные, лазерные, навигационные приборы, используемые таксаторами, позволяют увеличить производительность, точность и скорость выполнения работ, – говорит Николай Катков.


Работа таксатора, как подчёркивает директор, призвание, основанное на любви к природе, лесу.

– Труд тяжёлый, не каждый сможет годами выдерживать сложности профессии, поэтому происходит кадровая ротация, – продолжает Николай Николаевич. – Нелегко найти людей, готовых посвятить жизнь лесо­устройству, и, к сожалению, средний возраст таксатора с каждым годом увеличивается. Чтобы привлечь молодых специалистов, активно сотрудничаем с кафедрой лесохозяйственных дисциплин ГГУ имени Ф. Скорины. Ребята, обучаясь, знакомятся со специ­фикой работы предприятия. Трудимся над тем, чтобы вызвать интерес молодого поколения к уникальной профессии.

Лесоизмерительные приборы и оборудование совершенствуются, технологии с использованием аэро- и космосъёмок стремительно развиваются. Не случится ли так, что участие человека в описании лесных массивов в недалёком будущем не понадобится?

– Возможно, когда-нибудь последующим поколениям таксаторов не нужно будет проводить много времени в лесах, но всё же даже самая совершенная техника без человеческих рук, знаний, опыта, умения, а главное, любви к лесу не справится со сложными задачами нашей профессии.

Автор фото: Наталья Рудева

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N