Беслан, Кармадон, "Барбашово поле". Гомельские миротворцы отправились во Владикавказ | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Беслан, Кармадон, "Барбашово поле". Гомельские миротворцы отправились во Владикавказ
Дарья Моложавская Дарья Моложавская Автор текста
17:05 05 Октября 2018 Общество

Беслан, Кармадон, "Барбашово поле". Гомельские миротворцы отправились во Владикавказ

Чтобы убедиться, насколько прекрасен мир, достаточно посмотреть вокруг себя.  Его красота во всём – и в капельках росы у родного крыльца, и в завораживающих  просторах бушующего океана где-то очень далеко от дома. Чтобы осознать, насколько этот мир хрупок, можно обратиться к событиям прошлого или проделать путешествие, поддержав тех, кому выпали тяжёлые испытания в настоящем. Это нужно, чтобы слова «мирное небо» не были просто заученной фразой. Как жить в гармонии со всеми странами, природой и самим собой, зачем видеть изнанку жизни и как дети могут повлиять на сохранение мира, разбирались участники Международного слёта юных миротворцев, который прошёл во Владикавказе.



Город Гомель на Международном слёте представляли учащиеся СШ № 27 Виктория Пестун и Валерия Судас, а также руководитель миротворческого движения учреждения имеющегося статус Школы мира Виталия Леванчукова. Поездка стала возможной благодаря поддержке Гомельского отделения Белорусского фонда мира.


Как можно отнять жизнь?


Сложно представить более подходящие место и время для разговора о значении слова мир, чем сентябрь в Северной Осетии. Захватывающие просторы Кавказских гор, залитые солнцем живописные ущелья, блестящие струйки горных рек - хочется думать о вечном, представлять, что чувствуют птицы…

Но приходится спускаться с гор на землю. В  мир людей. И нелюдей. 

Слёты миротворцев, которые проходят во Владикавказе, начинаются с посещения города Беслана. Трагические события, произошедшие здесь несколько лет назад, потрясли весь мир.  


- На всякий случай у нас с собой нашатырь, - переживает за юных миротворцев Виктор Беляев, координатор Движения юных миротворцев и школ мира, представитель МОФ «Российский Фонд Мира» в республике Северная Осетия-Алания. – В этом месте нельзя оставаться спокойным. У вас просто не получится. Я вот не первый раз тут, и с детьми, и сам. И не могу привыкнуть. 



К школе № 1 города Беслана дети и взрослые идут почти в полной тишине. Только что побывали в «Городе ангелов». Мыслей много, а слов нет. В руках цветы, венки и непременно бутылки с водой. 

- Боевики несколько дней не давали детям пить, держали в невыносимой духоте, - для тех, кто приехал в Северную Осетию впервые, напоминает Виктор Семёнович. - Им приятно будет, что мы помним…

Трагически известная первая школа ныне не действует. Она стала огромным мемориалом. Вокруг здания спортзала, где удерживались заложники, возведён мемориальный саркофаг, чтобы пострадавшее от взрыва строение не разрушалось.


Обгоревшая шведская стенка, металлические основы баскетбольных колец, за которые, как писали, крепилась взрывчатка, следы от пуль на стенах… В небольшом помещении, полном детских игрушек, цветов и воды, мозг отказывается обрабатывать информацию. Тогда, в 2004 году, долетая до Беларуси с экранов телевизоров, она тоже приводила в ужас, но здесь, на месте событий, всё совсем по-другому. Дрожь волнами раскатывается по телу. 





Первое сентября 2004-го. Нарядные дети, родители и учителя идут на День знаний. Школьников пришли поздравлять целыми семьями. Может ли быть что-то безопаснее первого учебного дня в школе? Но неожиданно воздух разрывают автоматные очереди. Неизвестные мужчины отдают указания, куда всем идти и что делать. За неповиновение – пуля. Школьный спортзал, нашпигованный взрывчаткой, быстро заполнился людьми. Три страшных дня здесь провели более 1100 человек. В обжигающей духоте, без капли воды и возможности выйти по нужде. Подавляющее большинство заложников – дети. Именно дети стали аргументом, доводом или способом манипуляции для достижения чьих-то немыслимых целей - политических, религиозных, военных! В какой воспалённой голове такое вообще могло возникнуть?! 

Здесь не нужен экскурсовод. Память сама поднимает всё, что было услышано и прочитано 14 лет назад. Эмоциями, которые так и не смогли пережить, делятся женщины, пришедшие на встречу с миротворцами. Сусанна Дудиева потеряла тогда 13-летнего сына Заура, Анета Гадиева -  9-летнюю Алану. 


Мамы проходят вдоль бесконечных рядов фотографий погибших. Рассказывают, какими были дети, – спокойными или шустрыми, в каких предметах преуспевали, с кем дружили, как прошли их последние три дня, когда вместо школьной линейки они попали в спортзал.   

- Это был кошмар, – едва слышно говорит Анета. – Только представьте, в этом зале было 1126 человек. Мы посчитали, на каждого приходилось по 30 сантиметров. Сидели согнувшись. Жара невыносимая. Обезвоживание. В первый день умерла девочка, которая болела сахарным диабетом. На руках у своей мамы. Вся их семья погибла. Удивительно, но все дети вели себя достойно. Я сидела среди них и думала, какие они герои. Друг друга поддерживали, успокаивали. Многих потом только по ДНК смогли определить. Была страшная путаница. Было очень страшно…

Женщины благодарят юных миротворцев за память:

- Старайтесь делать в жизни хоть маленькое добро, берегите друг друга. Взрослея, не будьте равнодушными. Там, где можно, делайте добрые дела. Пусть Господь вас оберегает.


Беслан – небольшой город. Масштабный по числу потерь теракт затронул многие семьи. О каждой из них готова рассказывать Надежда Гуриева, руководитель музея, посвящённого трагическому событию. Комната с фотографиями школы «до» и «после», личными вещами школьников и спецназовцев, погибших при исполнении, разместилась в стенах новой первой школы. 


Мельчайшие подробности женщина знает не понаслышке. До теракта она преподавала историю и была классным руководителем в одиннадцатом классе опустевшей школы. Те страшные дни провела в спортзале. На стене музея среди фотографий ребят, которые не пережили День знаний 2004-го, двое её детей.  



Во Всемирный день мира дети из Гомеля, Москвы, Владикавказа приехали в Беслан с цветами. Белорусы, русские, осетины. На планете под названием Детство нет границ и национальностей. Это будучи взрослым начинаешь рассуждать про менталитет, разность культур, политические взгляды. А в детстве важнее дружба, увлечения, возможность пробежать по лужам под летним дождём вместе с другом, независимо от того, какой у него разрез глаз и цвет кожи. 


Здесь, в Беслане, слово мир наполняется глубоким значением. 

- Ещё до недавнего времени говоря в чей-то адрес добрые слова, среди прочего мы также желали мира. Но это слово звучало скорее закономерно и заученно. Есть здоровье, и его важно не потерять, есть благополучие, есть удача… – рассуждает исполняющая обязанности  директора новой школы № 1 города Беслана Елена Касумова. - А мир? Великая Отечественная война так далеко, наши деды отстояли его, и теперь он у нас есть по определению. Но с сентября 2004 года слово мир – главное, со всем присущим ему смыслом. Прежде всего желаем именно его. А те, кому желаем, понимают, что это не просто дежурное слово. 

Объединяться не войной, а дружбой

Между Беларусью и Северной Осетией примерно две тысячи километров. Несмотря на расстояние, в истории обеих республик есть общее событие. В годы Великой Отечественной войны наша страна потеряла каждого третьего жителя. Великую Победу она встречала разграбленная, разрушенная, но непокорённая. И даже спустя многие десятилетия память о подвиге народа, который внёс величайший вклад в Победу над фашизмом, – священна. 

Через Владикавказ и через узкое Суарское ущелье рвались немцы к бакинской нефти. Но их планы не дали осуществить бойцы Красной армии, сражавшиеся не на жизнь, а на смерть. Юные миротворцы возложили цветы на мемориальном кладбище защитников Суарского ущелья, расположенном в сквере музея Великой Отечественной войны в с. Майрамадаг. Побывали в военно-мемориальном комплексе «Барбашово поле», расположенном как раз в том месте, где шло сражение за Владикавказ. Комплекс назван в честь героя Советского Союза Петра Барбашова. В 1942 году Красная армия рвалась в контрнаступление, но продвижению мешали немецкие дзоты. Раненый Барбашов кинулся грудью на амбразуру и позволил однополчанам прогнать противника от стен города.



Ценить каждый миг

О том, что нужно радоваться каждому дню, не тратя время на злость и обиды, во Владикавказе напоминает ещё одно место - мемориал жертвам схода ледника Колка. 




- Вот здесь, здесь и здесь – везде были базы отдыха. Десятки! В хорошую погоду люди приезжали сюда отдохнуть на природе, - лучше всякого гида рассказывает водитель Олег. Мы едем по Кармадонскому ущелью, понимая, что пары глаз не достаточно, чтобы рассмотреть и оставить в памяти всю эту красоту, безграничную во времени и пространстве. – Но после схода Колки ничего не осталось. Ледник похоронил почти 150 человек.





В сентябре 2002 года  гигантская глыба из грязи, льда и камней пронеслась со скоростью до 200 км/ч. На своём пути она не оставила ничего живого. Кармадонское ущелье – одно из красивейших в Северной Осетии. По его дну живописно протекает река Геналдон. Сегодня здесь по-прежнему прекрасно, вот только у местных жителей оно не ассоциируется с отдыхом, а стало местом памяти.  

Мемориальная табличка на одном из автомобильных тоннелей указывает на проход, который в момент ЧП предположительно проезжала съёмочная группа Сергея Бодрова. Самого известного «брата» 90-х, как и большинство пропавших в тот день, так и не нашли. 

Творить добро


Увиденное за несколько дней оставляет смешанные чувства. Волнующая взор путника природа, но вместе с ней сокрушительная сила стихии и бессмысленная человеческая жестокость. 




На протяжении всего пути впечатлённые дети делятся эмоциями, обещают укреплять мир и бороться со всеми, кто разжигает огонь войны и национальные распри. Яркой точкой международного слёта становится спуск венка мира в бурлящую реку. С девизом миротворцев «Мир душе! Мир стране! Мир земле!» его с шумом уносит горный Терек. 

- Каждый человек рождается, чтобы творить добро, - на вопрос, что же могут сделать дети в деле миротворчества, отвечает координатор Движения юных миротворцев и школ мира Виктор Беляев. – Но различные обстоятельства и силы могут сбить его с пути. И если детей-миротворцев направить в нужное русло, они могут очень многое. Читать, видеть и слышать, расширять кругозор и круг общения, пополнять знания. Грамотный человек способен отличить, где чёрная информация, а где белая. А неграмотному можно сказать всё что угодно, и он поверит. Дети сейчас почти всё черпают из интернета. И от того, какое зерно мы в них посеем, будет зависеть, что за информацию они там будут искать.  

В миротворческом движении мы воспитываем в детях чувство сострадания, чтобы они не были безразличными к чужому горю. Вы видели, какими ребята выходили из спортзала в Беслане? Я долго думал, стоит ли детям показывать это место. Стоит. Они должны понимать, что у мира есть обратная сторона. И её нельзя допускать. Пускай знают об этом, когда вырастут и будут принимать те или иные важные решения. 

Воспитываем у юных миротворцев любовь к людям, к Родине, к природе. В рамках миротворческого движения общаются ребята не только из разных школ, но и из разных городов и стран. Это важный педагогический момент – дружественные отношения. И в этой связи гомельчанам во главе с Тимофеем Глушаковым, председателем Гомельского областного отделения ОО «Белорусский фонд мира» отдельное спасибо за сотрудничество и тёплые отношения, которые крепнут, несмотря на расстояние между нашими городами. 

В ходе празднования Международный День мира во Владикавказе уже традиционно переходит в Неделю, все дни которой насыщены интересными встречами, полезными коллективными делами. Нынешняя Неделя мира не стала исключением. На слёте был сформирован международный сводный отряд юных миротворцев из детей городов Москвы,  Гомеля, Владикавказа. Вместе посещали памятные места, говорили на серьёзные темы, рассуждали, что, взрослея, нельзя допускать войн и терактов. 




Такие разные, но вместе

Описать словами красоту Кавказских гор невероятно сложно. Как ни восхитись – всё недостаточно. Пейзажи настолько великолепны, что не хочется моргать, чтобы только ничего не упустить. Куда ни наведи объектив фотоаппарата – везде красиво, везде идеальная композиция. 




Горы, ущелья, древние башни, возникающие в самых неожиданных местах, – сплошное вдохновение для художников и поэтов. Невозможно не процитировать Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы…»





Глядя на реку Терек, срывающуюся с вершин и с грохотом несущуюся через весь Владикавказ со скоростью гоночного автомобиля, невольно сравниваешь её с родными Сожем, Днепром, Припятью – медленными, но такими широкими и глубокими. Такие разные реки, такие разные характеры! Но это не мешает каждой из них течь в своём направлении, а вместе быть неотъемлемой частью экосистемы планеты. 



В местную природу органично вписывается культура осетин – строгая и гостеприимная. Как у белорусов каравай, здесь к важным событиям готовятся три пирога. Их подают гостям на всех традиционных мероприятиях. 


За столом – строгий порядок. Тосты произносит самый уважаемый - старший. После благодарности Богу и национальным святым он желает, чтобы во вселенной победил мир, чтобы молодёжи никогда не понадобилось воевать. И как мы уже знаем, это не просто заученные слова. Обращаясь к Богу, осетины просят, чтобы он всем помог осознать свои ошибки, чтобы даже враги поняли, что если горит дом соседа, пожар обязательно перекинется на его дом тоже. Поэтому огонь вражды нужно тушить вместе и сразу на всей земле. 


Автор фото: Дарья Стрельченко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях