За его голову фашисты давали 100 гектар земли. Как суровый Федос из Одессы командовал партизанским отрядом «Большевик» | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
11:00 05 Мая 2022 Общество

За его голову фашисты давали 100 гектар земли. Как суровый Федос из Одессы командовал партизанским отрядом «Большевик»

«Если не мы расскажем, то кто?» – название проекта нашей редакции возникло из фразы, произнесённой читателем, чей родственник боролся с немецко-фашистскими захватчиками на гомельской земле. В этих словах отразилось тревожное чувство за наше прошлое, которое может быть потеряно навсегда. Вместе с наследниками поколения победителей в Год исторической памяти мы вспомним подлинных героев нашей страны.


– Бабушка вспоминала, как суровый Федос – так его называли народные мстители – держал меня на руках, когда мне не было и года, – рассказывает Юрий Киселёв. – В историю Гомеля Илья Федосеенко вписал своё имя как мужественный командир партизанского отряда «Большевик», а для нашей семьи он навсегда остался любимым дедушкой, отцом и мужем.



Из бывших унтер-офицеров. 

Будущий руководитель партизанского движения Гомельщины начал учиться военному делу ещё в Первую мировую войну, куда попал в 1914 году.

– Илья Федосеенко дослужился до унтер-офицера Российской императорской армии, а с началом Гражданской войны вступил в ряды Красной армии. Прошёл путь от командира взвода до замкомполка. Отличился в боях под Одессой, где с налаживанием мирной жизни стал работать директором машинно-тракторной станции, – вспоминает семейную историю Юрий Киселёв. – Илья Федосеенко женился на моей бабушке, когда у неё уже был ребёнок – мой будущий отец Владимир. Позже у них появилась и общая дочь Светлана. Семья жила счастливо, но тут наступил 1937 год. Начались массовые чистки среди руководящего состава страны. Федосеенко как бывший унтер-офицер царской армии, видимо, попал под подозрение и мог оказаться в числе врагов народа. Он понимал, что в любой момент за ним приедет чёрный воронок. Чтобы снять в дальнейшем подозрения со своего приёмного сына Вовы, Илья Степанович предложил ему сменить фамилию. «Если меня осудят, ты можешь стать врагом народа. Поэтому возвращайся на фамилию своего батьки. По крайней мере, так ты выживешь», – сказал он моему отцу, который вскоре по документам стал Владимиром Киселёвым, хотя в школьном аттестате всё ещё значился как Федосеенко. 


На Щёкотовской даче… 

Илья Федосеенко оказался настолько честным, порядочным коммунистом, что следователи не смогли его арестовать. От греха подальше друзья предложили ему в качестве высококлассного специалиста отправиться в Гомель на строительство авторемонтного завода, который он и возглавил в 1940 году. А потом началась Великая Отечественная война…

– В августе 1941 года на Щёкотовской лесной даче, располагавшейся на месте «Партизанской кринички», Емельян Барыкин внёс предложение назначить командиром партизанского отряда «Большевик» Илью Федосеенко, который ещё со времён Гражданской войны имел опыт борьбы в тылу врага. 


37 участников отряда единогласно поддержали эту инициативу. Позже народные мстители прозвали Илью Степановича суровым Федосом. Почему? Дело в том, что человек он был по меркам того времени уже не молодой, опытный и серьёзный, умел спросить, если что, был крайне требовательный и поддерживал железную дисциплину. Благодаря этому Федосеенко удалось не только выполнить сложнейшие задания по подрыву 139 вражеских эшелонов с 1206 вагонами с живой силой и военной техникой, но и сохранить многие жизни. Видимо, поэтому за 27 месяцев ожесточённой боёв отряда, а затем и бригады «Большевик», в которую входило свыше тысячи бойцов, партизаны потеряли не более 50 человек. 



Сто гектаров за командира. 

21 июля 1942 года в выпускавшейся оккупационными властями в Гомеле листовке «Ежедневное сообщение» напечатали следующее: 

«За захват бывшего полковника Красной армии Федосеенко, в настоящее время командира партизанского отряда «Большевик», назначается награда в 100 гектаров земли. Кто после сего извещения вышеуказанному преступнику даст убежище, приют или питание, тот потеряет жизнь и имущество».

 Извещение отражало страх оккупантов перед антифашистским сопротивлением. Жители Гомеля, в особенности те, кто знал бывшего директора авторемонтного завода Илью Федосеенко, из немецкой листовки могли понять, что партизаны доставляют врагу большие неприятности. Многие читали и посмеивались:

– Сто гектаров за партизана – жирно обещают…

– Стало быть, клюнул их кочет в мягкое место…

А вскоре партизаны совершили налёт на катер, который буксировал по Сожу большую баржу с продуктами. Несколько немцев убили, катер потопили, баржу сожгли. На ней было сто тонн картофеля, двадцать шесть ящиков яиц, шесть бочек масла. Большую часть трофеев, главным образом картофель, партизаны раздали жителям деревни Шарпиловки. После этого налёта немцы прекратили движение по реке. 

В доме на Ветковской. 

Не менее героически проявил себя в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и приёмный сын Ильи Федосеенко Владимир Киселёв. 

– Мой отец в 18 лет окончил военное училище и в звании лейтенанта был направлен на фронт, где командовал взводом разведчиков. Бывало, чтобы взять языка, бойцам приходилось сутками лежать в снегу. Зачастую из таких рейдов за языком возвращалось не более половины ребят. В одну из таких вылазок отец был ранен в живот снайперской пулей, которая прошла навылет. Два месяца провёл в госпитале, – рассказывает Юрий Киселёв. – Домой он вернулся в мае 1945 года, ему был всего 21 год. За проявленный героизм был награждён тремя орденами Красной Звезды.


А Илья Федосеенко после войны вновь возглавил авторемонтный завод и начал строить для своей семьи дом на улице Ветковской. К сожалению, Илья Степанович ушёл из жизни по болезни в июне 1947-го. Ему было 53 года – кажется, немного, но для того, кто в тяжелейших условиях вёл партизанскую борьбу в лесу, это был солидный возраст. 

– Дом достраивала наша бабушка Наталья Александровна Федосеенко. В нём прошло наше детство – моё и брата Ильи. Жила там и дочь Ильи Степановича Светлана. Она окончила среднюю школу № 27, училась в Ленинградском педагогическом институте имени А. И. Герцена. С рождением сына Александра её семья в 1960-м году вернулась в Гомель, где дочь партизанского командира всю свою жизнь проработала преподавателем математики и физики в железнодорожном техникуме, – рассказывает Юрий Киселёв. 

В 1960-х годах прошлого века на месте дома на Ветковской было построено здание средней школы № 5. Интересно, что рядом с домом росли молодые липы, которыми мог любоваться не только Илья Федосеенко, но и бывшие партизаны героического отряда «Большевик». Позже деревья пересадили напротив здания Гомельского облдрамтеатра. И кто знает, может, между их ветвями под дуновением ветра нет-нет, да и послышится далёкое эхо тех давних военных событий, которые 80 лет назад случились на гомельской земле… 


  • ФАКТ. В наградном листе при представлении Ильи Федосеенко к ордену Ленина значилось, что под его руководством отряд «Большевик» приобрёл большой опыт диверсионной работы. За два года бойцы отряда уничтожили четыре вражеских склада и шесть предприятий, работавших на врага. Было истреблено 755 немецких солдат и офицеров, не считая погибших при крушении 97 вражеских эшелонов. Уничтожено шесть железнодорожных мостов и 34 моста на шоссейных и грунтовых дорогах, 12 километров технической связи, танк и бронемашина, 29 автомашин, потоплен катер и баржа с грузом.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N