Жизнь, отданная Гомельскому цирку: история Якова Лобовича в семейных воспоминаниях | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Наталья  Рудева Наталья Рудева Автор текста
09:30 16 Августа 2022 Общество

Жизнь, отданная Гомельскому цирку: история Якова Лобовича в семейных воспоминаниях

Имя Якова Лобовича, возглавлявшего более 40 лет Гомельский цирк, навсегда вписано в историю города. Талантливый руководитель, человек, беззаветно влюблённый в цирковое искусство, отдававший себя любимому делу, ушёл из жизни два года назад, будучи полным идей и планов. Те высокие творческие цели, на которые он неизменно ориентировал коллектив и ставил перед собой на протяжении долгих лет работы, приносили заслуженные плоды: Гомельский цирк, его артистов и программы давно любят не только в городе и стране, но за рубежом.


О профессионализме и достижениях заслуженного деятеля культуры Республики Беларусь Якова Лобовича написано немало. Рассказать о нём как о человеке неординарных личных качеств, семьянине, заботливом отце помогли его дочь Ирина Старченкова и сын Вячеслав Лобович. 


Профессия Ирины Яковлевны никак не связана с цирком, но она знает о нём так много и рассказывает так вдохновенно, что кажется – это неотъемлемая часть её жизни. 

– Во многом это так, – говорит она. – Цирк в мою жизнь привнёс папа. И всё, что было связано с ним и его работой, останется яркими страницами нашей семейной истории. С уходом отца цирк не исчез из моего жизненного пространства – разве может исчезнуть память?


Ирина Яковлевна обращается к истокам семьи.

– Папины родители познакомились в Освенциме. Семью дедушки расстреляли немцы на его глазах. Из Могилёва его отравили в концлагерь, где он встретил бабушку, жившую до этого в Лодзи. После войны молодожёны осели в Гомеле. В 46-м в семье родился Яков.

После школы, осваивая рабочую специальность, Яков Лобович устроился на завод «Эмальпосуда» обычным слесарем. Ирина рассказывает семейную историю, как на первую зарплату Яков купил матери духи и какая же была обида, когда по дороге домой в автобусе их у него украли.


Хотя Яков жил в рабочей профессии, но его влекло к музыке. Как подтверждает дочь, у него был прекрасный слух и врождённое понимание прекрасного. Мечта о музыке сбылась, когда Лобович окончил музыкальное училище имени Н. Ф. Соколовского по классу трубы. Молодому специалисту доверили руководство клубом художественной самодеятельности Гомельского радиоузла, где он в то время трудился. Там он встретил свою судьбу.



– Он познакомился с мамой, которая тоже была активисткой, спортсменкой. Она поддержала желание мужа работать в цирковом оркестре, – продолжает Ирина. – А предшествовал этому выбору забавный случай. Однажды, когда папа прокладывал кабель в цирке, рядом шёл разговор музыкантов о составе циркового оркестра. Собеседники посетовали, что нет трубача. «Да вот же трубач», – указал на Лобовича дирижёр Юрий Василевский. Решение оказалось судьбоносным. 

«Если ты приходишь работать в цирк, ты сначала должен полюбить его» – фраза Якова Лобовича, ставшая не только путеводителем для него самого, но и напутствием для многих коллег, работавших впоследствии под его руководством. Эта любовь началась в 1972 году, когда он с головой и безоглядно окунулся в цирковую жизнь. Труд был для него настолько притягательным, настолько в радость, что не удивителен профессиональный взлёт Якова Лобовича. Но прежде чем стать директором в 1982 году, он прошёл все ступени карьерного роста, досконально изучил каждую сторону многообразной цирковой жизни.

– Новое здание цирка, которое стало одним из брендов Гомеля, тогда только начинало строиться. Сохранилась уникальная фотография, где папа запечатлён на фоне стройки с Михаилом Румянцевым – клоуном Карандашом. Теперь гомельчане могут видеть на этом месте памятник – Карандаш и его Клякса.

  • Однажды перед возвращением из школы Ирине позвонила мама и попросила не пугаться – дома будет много гостей. Так и было: на кухне друзья, артисты цирка вместе с Яковом Лобовичем готовили манты.

Когда в семье родился первенец-сын, Якову Лобовичу предложили поработать главным администратором цирка-шапито в Вильнюсе. Как вспоминает его дочь, он объездил с ним всю Латинскую Америку, гастролировал с венгерским цирком по городам России. Месяцы кочевой жизни с семьёй и маленьким ребёнком, помимо трудностей, дали большой опыт в организации представлений.

Работа с людьми – только часть профессиональной деятельности Якова Лобовича. Цирк – это ещё и животные, причём самые разные.

– Слово «животные» при папе не употреблялось, – вспоминает дочь. – Все четвероногие назывались не иначе как артисты цирка. Он всегда переживал за их состояние, заботился, чтобы были достойные условия содержания, кормления. Поистине отеческой заботой и вниманием были окружены артисты, участники цирковых трупп, приезжающих на гастроли в Гомель. Сколько потом было благодарностей за прекрасный, домашний приём.


Ирина помнит приезд всемирной знаменитости – клоуна Дэвида Ларибле – и до сих пор удивляется, как отцу удалось заполучить такую недосягаемую звезду:

– Три года папа вёл переговоры, так как Ларибле не гастролирует по небольшим городам, но, видимо, смог найти аргументы, чтобы убедить показать своё искусство публике Гомеля. Благодаря его давней дружбе с главой династии Вальтером Запашным гомельчане смогли не раз видеть уникальную дрессуру хищников в исполнении его сыновей – Эдгарда и Аскольда, а также множество других прекрасных цирковых шоу. 


Коллеги подтверждали – сила убеждения и, что скрывать, обаяния директора Лобовича были столь велики, что часто позволяли заполучить на арену самых популярных артистов, что обеспечивало цирку неизменные зрительские аншлаги.


– И вот что примечательно, – говорит Ирина Яковлевна. – Артисты, побывавшие в Гомеле, встретившие радушный приём, всегда с удовольствием возвращались. Когда «Союзгосцирк» распался и организованные гастроли прекратились, папа вместе с коллективом взялся за формирование собственных представлений, где в равной степени были представлены и акробатика, и дрессура, и хореография, применялись новаторские приёмы и методы циркового искусства. После каждого представления он всегда оставался поблагодарить артистов: выносился огромный каравай и устраивалось чаепитие – такова была традиция.


Высокие творческие результаты давали коллективу профессиональный рост. Он не раз становился лауреатом международных конкурсов, в 2006 году стал заслуженным коллективом Республики Беларусь.


Невероятно скромный, Яков Лобович никогда не афишировал личную жизнь. По словам дочери, не пытался оказать протекцию детям, используя своё влияние. С детства приучая к самостоятельной жизни, он, тем не менее, всегда держал их проблемы и заботы в зоне своего отцовского внимания, всегда был готов поддержать. Каким он был для семьи? 


– Авторитетным, – коротко и ёмко отвечает Ирина Яковлевна. – И хотя, по детским воспоминаниям, папа всегда был в цирке, это не вызывало в семье обид или ревности к его работе. Когда он приходил, в доме воцарялась тишина. И это было знаком уважения. Но все знали, что какой бы важной для отца ни была работа, семья для него всё равно на первом месте. Доверительные, даже, в некоторой степени партнёрские отношения у нас с папой начали формироваться ближе к моим 25–30 годам. Возможно, тогда он увидел во мне сформировавшуюся личность, равного собеседника, с которым можно обсуждать различные вопросы.  

Цирк отнимал у Якова Михайловича всё свободное время, и жизнь нечасто предоставляла возможность видеться с тремя внуками. Но, по словам дочери, это не умаляло его любви к ним: при встречах дедушка неизменно окружал их своим вниманием и заботой. 



  • Сын Якова Лобовича Вячеслав сейчас живёт в Израиле, но, приезжая в Гомель, всегда старается заглянуть в цирк. Не только потому, что там работал отец. 12 лет его профессиональной деятельности тоже связаны с цирком. Сначала он работал там звукорежиссёром, потом старшим униформистом.

Сейчас Ирина Яковлевна живёт мыслью о сохранении памяти и наследия отца. Одна из них – о возможности присвоения Гомельскому цирку имени Якова Лобовича.

– Думаю, это был бы правильный шаг, заслуженный жест признания его многочисленных заслуг перед зрителями, артистами и отечественным цирковым искусством, – говорит она.

  • Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко вручил Якову Лобовичу высокую награду – орден Франциска Скорины.

В коротком телефонном разговоре Вячеслав Лобович старался отразить основные качества своего отца:

– Каким был папа? Принципиальным, целеустремлённым, требовательным. Выслушивал с пониманием, но всегда отстаивал свою точку зрения. Возможно, со стороны казался твёрдым, но в нём было много доброты, которую напоказ он не выставлял. Ненавидел разгильдяйство. И на работе, и дома был отличным организатором. Если семья, к примеру, ехала отдыхать, нам требовалось лишь собрать чемоданы, обо всём остальном заботился отец. Для многочисленной родни, не только для нас, он был № 1 – помогал и заботился обо всех. Его жизненным кредо стала его же фраза: «Полюбить цирк можно один раз и на всю жизнь, потому что разлюбить невозможно». 

 














Автор фото: из архива семьи Лобович

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N