Золотые клады и пистолеты: самое интересное из истории музея дворцово-паркового ансамбля Гомеля
Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля в наступившем году отмечает своё 105-летие. Его официальное открытие состоялось 7 ноября 1919 года. История музея наполнена разными занимательными событиями, которые мало кого могут оставить равнодушными.
Революционный день. На церемонии открытия музея первый директор Исаак Аронович Маневич произнёс речь, главными в которой стали слова: «Всех любящих искусство и интересующихся им можно поздравить с радостным событием – сегодня, в день празднования пролетарской революции, открывается музей имени Луначарского. Всем, всем советую обозреть эти анфилады комнат, заполненных шкафами и витринами, портретами...»
Начался с пожара. В марте 1919 года пожаром зданию дворца и коллекциям был нанесён значительный ущерб. В результате неоднократных распродаж и передач различным организациям дворцового имущества были безвозвратно утрачены произведения искусства, мебель, предметы быта и многое другое.
С жильцами и театром. В 1930-е годы во дворце наряду с музеем размещались детская техническая станция, кукольный театр, библиотечный коллектор, областная библиотека, областной дорожный отдел, проживали люди, а с 1937 года его центральная часть была передана под Дворец пионеров, о чём сообщала надпись на аттике главного корпуса, заменившая фамильный герб бывших владельцев.
60 лет был у пионеров. Крупномасштабная реставрация главного корпуса была завершена в начале 30-х годов прошлого века. Музей в эту пору по-прежнему размещался в башне, а в центральной части дворца, как мы уже упоминали, в 1937 году был открыт областной Дворец пионеров. Только в 1997 году, накануне проведения плановых реставрационных работ, решением Гомельского областного исполнительного комитета главный корпус дворца был передан в ведение музея.
Спас Маршал Ворошилов. Известно, что в 1937 году встал вопрос о ликвидации музея вообще. Экспозиции закрыли, некоторые демонтировали. Только заступничество маршала Советского Союза Климента Ворошилова, находившегося в это время на манёврах в Гомеле и посетившего дворец, приостановило дальнейшее его разрушение. В 1938 году экспозиции возобновили свою работу. А антирелигиозный отдел, например, преобразовали в самостоятельный музей, который разместился в здании Петропавловского собора.
Золотой клад. Музейная коллекция пополнялась и за счёт кладов. Так, тракторист Дашкевич, отправляясь в 2006 году пахать поле неподалёку от деревни Казимировка Мозырского района, вывернул из земли небольшой, но яркий (монеты и в самом деле в прекрасном состоянии и сияют, как солнце) клад золотых рублей Российской империи 1897, 1899 и 1900 годов выпуска. В настоящее время это единственный клад золотых монет в фондах музея.
Пропало 19 килограммов. По схожему сценарию разворачивалось и обнаружение клада у деревни Стасевка Речицкого района. В далёком 1948 году из земли выкопали клад, завёрнутый в бересту и кожу. Сокровище представляло собой серебряные монеты Речи Посполитой XVI века. Находка ни много ни мало составляла 20 килограммов. Примечательно, что общий вес монет, дошедших до музея, едва превышает один килограмм. Остальные, согласно заявлению, «были разобраны разными лицами ещё до приезда работника музея».
Сохранили 1000 монет. К сожалению, в настоящее время проверить правдивость этой информации не представляется возможным. Так или иначе, спасённая часть клада сама по себе впечатляет: почти тысяча монет, тонких, как лепестки, из отливающего зеленью старинного серебра, с полустёртыми аверсами и реверсами невольно притягивает взгляд, сверкая на тёмной ткани в огромной витрине дворцового зала.
Единственный случай. В противовес грустной повести о кладе, из которого убыло, невозможно не упомянуть историю о кладе с «прибавлением». Ещё до войны в огороде деревни Городецкой Могилёвской области было найдено собрание крупных медных монет, датируемых второй половиной XVIII века. Всего их было 673. Затем грянула Великая Отечественная, и клад среди других экспонатов музея отбыл в эвакуацию в Сталинград. И так уж вышло, что в царившем тогда хаосе в коробку с кладом под почти шпионским номером «707» попало несколько похожих монет. Попали – и прижились. Когда клад вернулся в Гомель в 1946 году, он насчитывал уже 711 монет. И это единственный случай в истории музея, когда экспонат приехал из эвакуации не просто без потерь, а с приобретением!
Исчезли в Сталинграде. Огромный ущерб был нанесён коллекциям музея. Из 7500 предметов, которые хранились в его фондах до войны и были эвакуированы в Сталинградскую область, обратно в Гомель вернулось немногим более 300. Часть вещей пропала во время Сталинградской битвы, а какая-то часть накануне реэвакуации была изъята в фонд Государственного исторического музея в Москве.
Начался с одной комнаты. Новый этап в деятельности музея начался после освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков. В марте 1944 года исполкомом Гомельского областного Совета депутатов трудящихся было принято решение о восстановлении музея. Ему предоставили одну комнату в доме № 5 по улице Садовой, откуда в начале 1945 года музей переехал в наиболее сохранившуюся часть дворца – трёхэтажный флигель. Здесь, на третьем этаже, музей занял пять комнат в одной из которых, площадью 40 квадратных метров, в марте 1946 года открылась первая послевоенная экспозиция, посвящённая героической борьбе Красной армии против гитлеровских захватчиков.
– Этот канделябр в 1857 году подарил владельцам гомельской усадьбы Фёдору и Ирине Паскевичам император Александр II. За столетие музейщики сделали всё, чтобы сохранить это произведение искусства, – отмечает сотрудница историко-краеведческого отдела музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля Ольга Гвоздь. – Такое же бережное отношение к себе чувствуют все 269 000 исторических предметов, которые составляют фонд главного хранилища прошлого нашей области.
Выкрали пистолеты. Всего в послевоенной экспозиции было представлено 2500 экспонатов, некоторые из них привлекали посетителей не только с образовательной целью. Так, в сентябре 1958 года газета «Гомельская праўда» сообщила о том, что группа неизвестных забралась в экспозицию музея и выкрала два пистолета и две финки. Через неделю сотрудникам милиции удалось задержать пятерых преступников и вернуть в музей украденные экспонаты.
Пропали бутерброды. Научный сотрудник Михаил Агеев, проработавший в музее более 40 лет, рассказывал занятный эпизод, который произошёл в 50-е годы прошлого века. Однажды сотрудники обратили внимание на то, что у них из сумок, оставленных в кабинете, исчезают захваченные из дома бутерброды. Решили провести расследование и поймать воришку. История получила неожиданный финал: в роли воришки оказалась куница, которая пряталась в дымоходе и тихонько таскала обеды у работников. Куницу изловили, и на долгие годы она стала музейным экспонатом.
Фото из журнала "Столица и усадьба" (1913 год), полученного музеем в дар от коллекционера Андрея Федосова.
Работали за шкафами. В начале 2000-х во дворце начались масштабные реставрационные работы. Происходил полный демонтаж старых экспозиций, завершившийся в 1999 году. В это время около 20 сотрудников нашли пристанище в выставочном зале по улице Советской, 8, где они работали более трёх лет, перегородившись шкафами. В здании дворца оставались фонды, которые из полуподвальных помещений южной галереи перебирались в отреставрированные полуподвальные помещения северной галереи.
Новые выставки и залы. Новая экспозиция «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи» открылась в 2003 году. Участники этих событий помнят и бессонную ночь накануне открытия, и нескончаемый поток посетителей, жаждущих увидеть результаты трудов реставраторов и музейщиков. А в 2004 году посетители увидели отреставрированный колонный зал и зал торжественных приёмов, Красную и Белую гостиные, Рыцарский зал. На втором этаже разместились выставки из фондов музея и собраний Белорусской православной церкви. Эти изменения дали новый толчок развитию музейного дела, которое продолжается больше века.
Личные вещи Героя Социалистического Труда Борисенко М. И.: скульптурка "Филиппок". 1960-е гг. Ленинградский фарфоровый завод; сувенир "Коллективу МНИРТИ в день вручения ордена Трудового Красного Знамени". 1980 г.; бюст советского писателя Максима Горького. 1960-е гг. Ленинградский фарфоровый завод.
На выставке, приуроченной к 105-летию музея, представлены женские праздничные костюмы Гомельщины. Среди них и неглюбский строй первой половины XX века, который пришёлся по душе научному сотруднику Ольге Гвоздь.
Автор фото: Дмитрий Чернявский