«Гомельские скоки» или танцпол: с чего в 1997 году начинался "Сожскі карагод"
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский
12:10 04 Сентября 2018 Сожскi карагод

«Гомельские скоки» или танцпол: с чего в 1997 году начинался "Сожскі карагод"

Балерины из Минска и Санкт-Петербурга, танцовщики из Шотландии и Венгрии – представить такое сочетание артистов на гомельской сцене каких-нибудь 20 лет назад многим горожанам было достаточно сложно. Накануне IX Международного фестиваля хореографического искусства «Сожскі карагод» хочется вспомнить, как проходили первые фесты. А поможет нам в этом Лидия Сайкова (на снимке), которая, возглавляя в те годы отдел по связям с общественными  объединениями, учреждениями культуры и средствами массовой информации Гомельского горисполкома, стояла у истоков значимого культурного события. 




Вдохновил «Славянский базар»

– Мысль организовать в нашем городе масштабный фестиваль появилась после того, как вместе с тогдашним председателем Гомельского горисполкома Сергеем Шаповаловым мы побывали на «Славянском базаре» в Витебске и пришли в полнейший восторг от того, что там увидели, – вспоминает Лидия Сайкова. – Захотелось осуществить в Гомеле что-то подобное. В городе над Сожем были давние хореографические традиции. В частности, ещё в 1946 году в рамках декады белорусского искусства нашу республику представлял в Москве гомельский ансамбль танца под руководством народного артиста БССР Александра Рыбальченко. Поэтому решили двигаться в данном направлении. «Давай, Лидия Климовна, думай! А я поддержу», – сказал мне тогда председатель горисполкома. 


Для фестиваля нужно было собрать большую сумму денег, которых у городских властей попросту не было. Решено было обратиться к гомельским предприятиям. Многие, к счастью, откликнулись. Но и этого было недостаточно. 


Времени оставалось мало, и Лидия Сайкова решила попытать счастья в Министерстве культуры: 

– Отправилась без предварительной записи. Попала на обеденный перерыв. Секретарь меня не пускает, но я, как фурия, влетела в кабинет министра, представилась и говорю: «Мы задумали хореографический фестиваль международного значения. Хотелось бы попросить у вас денег для осуществления идеи». Министр достал кошелёк и полушутя произнёс: «Сколько вам нужно?» Тем самым он дал понять, что денег мы не получим, так как в конце 90-х общеэкономическая ситуация была достаточно непростой.



Это не остановило Лидию Сайкову, и, желая осуществить задуманное, она направилась в Верховный Совет Республики Беларусь, где встретилась со знакомыми депутатами и попросила народных избранников помочь в организации фестиваля. Благодаря их содействию Министерство культуры в итоге взяло на себя расходы по пребыванию в нашем городе артистов театра оперы и балета Беларуси и  Государственного ансамбля танцев Беларуси. 



«Гомельские скоки» или танцпол?

Но какой же фестиваль без символики? К слову, эмблема «Сожскага карагода» появилась раньше его названия. Член Белорусского союза художников Анатолий Отчик предложил несколько  вариантов эскизов с изображениями льна, элементов белорусского флага и силуэтов аиста. Выбор остановили на парящей птице, которая более всего ассоциировалась с нашим краем. Затем Анатолий Отчик предложил скульптору Вячеславу Долгову (автору известных композиций «Прогулка с борзыми», «Лодочник». «Карандаш») создать статуэтку в виде аиста, которую решено было вручать победителям конкурсной программы фестиваля. Один из символов «Сожскага карагода» отливали на Гомельском литейном заводе «Центролит». Впоследствии в несколько видоизменённом варианте статуэтку увезли домой многие участники феста. 


В выборе же названия фестиваля прийти к общему решению было не так просто.

– Члены оргкомитета на заседании горисполкома высказывались по кругу, – вспоминает Лидия Сайкова. – «Гомельские скоки», «Гомельский танцпол», «Полесский хоровод», «Палесская прыгажосць» –  каждый, кто озвучивал свой вариант, считал его самым лучшим.  Не было такого: «Вот оно! Нашли!» В результате всё-таки утвердили «Сожскі карагод». 


Оставалось найти режиссёра-постановщика, который справился бы с масштабной задачей.


– Когда мы предложили занять эту должность народному артисту БССР Александру Рыбальченко, он сказал: «Я не потяну». К тому времени гомельский хореограф был уже в преклонном возрасте и хорошо понимал, что не сможет в полную силу работать над воплощением  масштабных танцевальных полотен, – поясняет Лидия Сайкова. – В результате пригласили режиссёра из Санкт-Петербурга, у которого был опыт постановки зрелищных мероприятий.



Не обошёлся первый фестиваль и без курьёзов. 

– На торжественном закрытии феста преподнесли членам жюри на рушниках горшочки с драниками. Судьи, решив, что получили горшочки с рушниками в качестве сувениров, забрали их себе. Я не зря это рассказываю, – добавляет Лидия Сайкова, – так как потом во время ревизии всё это записали в ведомость как пропажу. 

А в цирке во время заключительного концерта фестиваля Лидия Сайкова от пережитых эмоций практически потеряла сознание: 

– У меня от счастья потекли слёзы. Казавшаяся неосуществимой грандиозная задумка воплотилась в жизнь. А значит, работа была проделана не зря.


Летопись фестиваля

1997 год: от Венгрии до Шотландии

В первом танцевальном хороводе кружился 81 коллектив: в Гомель съехались артисты из Беларуси, России, Украины, Шотландии, Литвы, Эстонии, Германии, Венгрии и Польши. Фестиваль собрал более 3000 участников. В его рамках состоялся и открытый международный турнир по спортивному танцу, в котором приняли участие более 130 пар.

Профессиональные коллективы, приехавшие продемонстрировать своё мастерство, представляли Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета, ансамбль хореографических и музыкальных миниатюр «Бліскавіца» из Минска, ансамбль песни и танца Вооружённых Сил РБ, военный духовой оркестр Суворовского училища из Минска и другие коллективы. 

1999-й: водная феерия под классику

Второй фестиваль, который проходил в 1999 году, собрал ещё больше участников – 4467 человек. Рядом с белорусскими артистами на сценических площадках Гомеля выступали исполнители из России, Украины, Франции, Шотландии, Македонии, Молдовы, Грузии, Литвы и Тайваня. Изюминкой феста стала водная феерия – 45-минутное шоу под классическую музыку. 

Кроме того, в фестивале приняло участие девять профессиональных коллективов. Никого не оставили равнодушными спектакли Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, выступления Белорусского государственного хореографического ансамбля «Харошкі» и других признанных мастеров. В открытом мировом турнире  по европейской и латиноамериканской программам приняли участие 48 танцевальных пар из 12 стран. Десять пар входило в двадцатку сильнейших мира. 

2002 год: «Мим» и высокое признание

Третий фестиваль собрал коллективы из Беларуси, стран СНГ и Балтии, Европы и Азии. Во время масштабного мероприятия прошёл  конкурс пантомимы «Мим-2002», зрители увидели  спектакли балетной труппы Белорусского государственного музыкального театра и стали участниками мастер-классов, творческих лабораторий по хореографии. 

В очередном танцевальном форуме приняли участие 114 коллективов из 15 стран: Беларуси, Кыргызстана, Израиля, Латвии, Грузии, России, Украины и других. В этот раз в число участников фестиваля вошли 3500 человек. 

Отличительной чертой III Международного фестиваля хореографического искусства «Сожскі карагод» стало участие артистов с ограниченными физическими возможностями, а следствием признания значимости фестиваля – поддержка, оказываемая его организаторами – Исполнительным Комитетом Союза Беларуси и России.

2006-й и 2008-й: «Калинка» из Сургута и Мариинский 

В концертной программе фестиваля приняло участие более 1500 профессиональных и самодеятельных артистов из 11 стран. Гран-при IV Международного фестиваля  завоевал народный театр танца «Тет-а-тет» из Могилёва, а народный танец лучше всех представил ансамбль «Калинка» из Сургута. 

В 2008 году для участия в V фестивале были приглашены творческие коллективы из 30 стран мира. На сей раз танцевальный форум собрал более 1600 мастеров хореографии и около 3500 гостей из Беларуси, России, Украины и Прибалтики. 

Зрители смогли рукоплескать артистам балета Государственного академического Мариинского театра из Санкт-Петербурга. Государственному ансамблю танца Беларуси и другим заслуженным творческим коллективам. Гран-при завоевал народный ансамбль народного танца «Калинка» из Новозыбкова. А брейк-данс команда «Дикие пчёлы» из Гомеля стала лучшей в своей номинации. 

*  *  *

Так как события трёх последних «Сожскіх карагодаў» ещё живы в памяти горожан, мы решили на них не останавливаться. А посему хочется пожелать аисту фестиваля долгого полёта, чтобы через несколько десятилетий, продолжая летопись культурного события, напомнить гомельчанам, как это было в 2011-м, 2013-м, 2016 годах. А пока мы на пороге новой истории, которая свершится совсем скоро: 14-16 сентября на IX  Международном фестивале хореографического искусства «Сожскі карагод».


Автор фото: Дмитрий Чернявский

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях