"Дальше – чемпионство. Думаю, всё будет хорошо": большое интервью Сергея СТАСЯ | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Игорь  Степанцов Игорь Степанцов Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото

"Дальше – чемпионство. Думаю, всё будет хорошо": большое интервью Сергея СТАСЯ

Сегодня у рулевого хоккейного клуба «Гомель» Сергея Стася день рождения. Наставнику исполнилось 47 лет. По этому случаю мы пообщались с главным тренером «рысей» о прошедшем сезоне, команде, отдыхе и многом другом.



– Сергей Леонидович, с момента завоевания «Гомелем» серебряных медалей прошло три недели. Было достаточно времени, чтобы без эмоций проанализировать сезон. Как вы его оцените?

– Эмоции на самом деле быстро ушли. Уже немного по-другому воспринимаешь добытое серебро. Оно дорогого стоит, но дальше хочется большего. Что касается сезона, то он получился более ровным, чем прошлый. Мы неплохо выступили в Кубке: попали в финальную часть. Затем хорошо начали сезон. Сентябрь, октябрь, ноябрь… Далее, возможно, был небольшой спад. Я бы сказал, что сезон мы провели ровно и для хоккейного клуба «Гомель» он успешный. 

– Оцените свою работу в сезоне…

– Сложно оценивать свою работу. Так же, как и хоккеистам сложно оценивать свою игру. Пусть это делают эксперты, болельщики, окружающие. Это вопрос даже не в какой-то скромности. Просто хочется слышать оценку от специалистов. Как они видели игру команды, как команда прогрессировала, в чём она могла прибавить. Может, в чём-то ожидали большего от нас. 


– Все известные эксперты и источники в белхоккее сходятся в одном мнении: «Стась крутой».

– Конечно, это приятно. Даже лестно. Не буду скрывать, читал это с удовольствием. По ходу всего сезона старались наслаждаться этим. Всегда говорил ребятам: «Выиграли матч – кайфуйте! Наслаждайтесь этим сегодня, завтра, до следующей игры». Затем приходит новый матч, новый вызов, и то, что было, уже становится историей. Ровно то же самое говорил им в сентябре, октябре, когда мы шли первыми в чемпионате. Это ведь кайф, когда команда лидирует, особенно когда от тебя этого никто не ожидает. Команда наслаждалась этим, я наслаждался, когда кто-то оценивал нашу работу. Радует, что болельщики вернулись на трибуны. Тут хочу особо отметить поддержку руководства региона: губернатора и мэра. Без неё ничего вышеупомянутого не было бы. Сезон сложился как нельзя здорово. 

– Насчёт болельщиков. В одном из интервью Субхи отметил момент, от которого у него мурашки пробежали по телу. Это ситуация, когда вся арена хором пела «Батарейку». У вас был момент, когда вы особо остро почувствовали поддержку трибун?

– Я с первых же минут ощущал поддержку болельщиков. Здорово поднимать голову и видеть полные трибуны. Когда мне сказали, что все билеты на матчи плей-офф раскуплены, думал, что нахожусь во сне. Буквально полтора года назад на трибуны приходило по 200 человек. Даже на встречи с болельщиками приходило условных 5–10 человек. То, что получилось на последней встрече, даже несравнимо. Наверное, нам всё-таки удалось заинтриговать, заинтересовать зрителя. 

Общее фото с болельщиками


– На последней встрече с болельщиками начальник управления спорта и туризма облисполкома Павел Старосветский сказал, что «Гомель» обладал далеко не первым и даже не четвёртым бюджетом в нынешней экстралиге. Как возможно добиваться результата в период, когда деньги очень серьёзно влияют на итоговое место в таблице?

– Мы прекрасно понимали, что за команда у нас будет, что таланта у нас будет не так много. Чем мы могли взять? Только чётким выполнением игрового задания. Поэтому отшлифовывали различные моменты частыми повторами на тренировках. Плюс игровая дисциплина: ребята знали, как действовать в той или иной ситуации. Старались доводить все действия до автоматизма. Играть как можно проще, ничего не выдумывать. Это принесло свои плоды. 


– В этом сезоне кто-то из игроков открылся для вас в другом, более положительном свете?

– Определённо. Это и Макс Лубский, и Герман Нестеров, ряд других игроков. Считаю, что Герман – это открытие сезона. Возможно, это лучший его сезон. Как-то я подшутил над ним о том, что, будучи игроком «Динамо-Молодечно», в семи матчах против «Гомеля» он не набрал ни одного очка. Он вначале никак не отреагировал. Только когда мы приехали на четвертьфинальную серию в Гродно, он меня догнал и говорит: «Сергей Леонидович, я наберу очки». И сказал это так убедительно, что у меня появилась уверенность: всё будет нормально. Мне нужно было услышать эти слова от него, почувствовать, что он «закусился». Ещё до начала игры я знал, что Герман сделает результат. 

– Ему совсем немного не хватило до рекорда плей-офф по набранным очкам…

– Думаю, ничего страшного не произошло. Он побил рекорд в другом. Благодаря ему и ребятам люди начали ходить на игры, болеть за команду. Это не громкие слова, мы на самом деле играем для болельщиков. Они испытывают наслаждение от того, как команда борется, переживают за неё. Поверьте, всё это дорогого стоит. Настоящей оценкой наших действий являются моменты, когда даже после проигранных матчей болельщики подходят к нам и хвалят за классную игру. 


– Как вам первые игры Германа в составе сборной?

– Для клуба всегда большая честь, когда его игрок вызывается в сборную. Скажу немного: он может сыграть даже лучше. Но для персонального дебюта это были неплохие матчи. 

– В нашем сентябрьском интервью вы говорили о своей мечте: «Выиграть с "Гомелем" чемпионство. Хотя бы быть в тройке, завоевать с командой медали. И потом следующий уровень: снова поработать в КХЛ». 

– Ну медали выиграли.

– Что дальше?

Дальше – чемпионство. Думаю, всё будет хорошо (многозначительно улыбается).

Сергей Стась

– После завоёванных медалей многие болельщики считают, что Сергей Стась в «Гомеле» провёл последний сезон...

– Куда меня только не отправляли за эти дни. Самому интересно. Почему я ничего не знаю? Не спорю, предложения у меня были, но почему-то народ говорил об этом раньше, чем я узнавал. 


– Сергей Леонидович, расскажите последние новости из стана команды. Я так понимаю, совсем скоро ребята уйдут в отпуск.

– Да, у ребят 30-го числа заканчиваются контракты. Затем я бы хотел поработать ещё недели две-три с молодыми игроками. Подтянуть силовую подготовку. Им не столько, может быть, нужен лёд, сколько силовая подготовка. Это наши молодые ребята: Межейников, Бовин. И несколько человек из «вышки». Плюс тот же Войтович. За этот сезон он заметно прибавил, но мне бы хотелось, чтобы он становился ещё сильнее. Пауза в два месяца до следующего сбора будет слишком долгой для ребят. 

– Это будет затрагивать часть вашего отпуска или всё же какой-никакой отдых у вас планируется?

Меня, видимо, скоро выгонят из дома (улыбается). Даже на выходных у меня постоянно звонит телефон, я постоянно весь в хоккее: агенты, компьютер, игры. Если отключаться от хоккея – это в условные выходные с рыбалкой. Но это летом. Последние выходные, к примеру, провёл на охоте с другом. Я далёк от этого, но он меня уже пару раз вывозил с собой. Только в такие моменты и возможно отвлечься.

– Телефон отключаете?

– Честно признаться, сидел на охоте и смотрел игру «Авангард» – ЦСКА. 

– Я так понял, что на отпуск грандиозных планов у вас нет?

– Пока нет в связи со сложившейся ситуацией. Июнь я всегда проводил в Германии с семьёй. Сейчас не знаю, как это реализовать. Не всё так просто из-за пандемии. Там сейчас введён комендантский час, после десяти – пустые улицы. Не знаю, стоит ли даже думать о поездке. 

– Хотелось бы ещё поговорить о, на мой взгляд, «жарком» январе. Тогда после поражения от «Металлурга» вы сказали, что команда проиграла по вине тех игроков, которых больше в клубе нет. Примерно в то же время стан «рысей» покидает ряд игроков, включая капитана Курбатова. 

– Не хочется переходить на личности. Было несколько опытных игроков, которые были с нами прошлый сезон. Я очень надеялся на то, что они будут становиться лучше или хотя бы играть на своём уровне. Но этого не случилось. Пришлось делать перемены.

Сергей Стась

– Почти сразу же в команду пришли Печур, Бойко, Хамматов. Как оцениваете этих ребят, особенно если учесть тот факт, что новичкам сложно сходу подстроиться под ваше видение хоккея?

– Ребята присоединились уже в концовке чемпионата. Считаю, что могу определить по игроку, подойдёт он мне или нет. Бойко я видел и был в нём уверен. Как результат – он нам очень сильно помог. К тому же я знаю, что он может быть намного лучше, у него огромный потенциал. Если он не будет лениться, из него получится хороший игрок.

Что касается Хамматова, последний его клуб был в Казахстане. У нас оставался месяц дозаявки или даже меньше. Я просматривал видео игр с его участием. Мне показалось, что он должен нам подойти. У него хороший бросок. Затем, уже по приезде, наш хоккей для него оказался очень быстрым. Я немного был в шоке, думал, что прогадал. Но он начал адаптироваться. Сейчас могу сказать, что мы не ошиблись в выборе. Он забил решающий гол в шестой игре в Гродно. Получается, свой пазл в общую победу команды он положил. 

С Печуром сложнее. Видно было, что он выпал из обоймы, долгое время не тренировался. То, что я от него требовал, он не сделал. Очень хотелось от него большего. Он понимал, какую игру мы требовали от него. Эту игру мы не увидели. 

– Концовку регулярки «Гомель» немного сдал. Среди болельщиков даже ходили слухи о том, что «хитрый Стась» намеренно пожертвовал концовкой чемпионата, поскольку третье место «рыси» потерять не могли, а вот серьёзная борьба за верхние позиции могла оказаться рискованной.

– Я не скажу, что мы не хотели побеждать в каждой игре. Просто так сложилась ситуация. Для меня это в первую очередь опыт. Сейчас анализирую, почему мы долго входили в игру. Особенно проигрывали первые периоды. Ещё раз повторюсь, мы каждую игру старались играть на победу. Возможно, в последнюю паузу мы плотно поработали. Хотелось выдать хорошую концовку сезона. Но, к сожалению, не получилось.


Здесь присутствует очень тонкий момент в плане подготовки команды. Возможно, хорошо проведя концовку чемпионата, мы хуже стартовали бы в серии плей-офф. Или после уверенного четвертьфинала нас могло не хватить на полуфинал. Нет какой-то общей стратегии, которая работает безотказно. Нужно чувствовать команду, планировать, рассчитывать, какие игры и соперники впереди. Но это уже мои тренерские тонкости. 

– В феврале вас приглашали в сборную на турнир в Нур-Султане. Расскажите о впечатлениях.

– Это всегда приятно, это другой уровень. Когда ты смотришь на других игроков, другие команды. Это новый вызов, новый опыт. От подобного всегда берёшь что-то себе в копилочку. 

– Говоря о готовности игроков к сборной, вы упоминали Нестерова и Скоренова. Может, кто-то ещё из нынешнего состава «Гомеля» может заиграть?

– Пока сложно сказать. Среди нашей молодёжи сборники обязательно будут. Немножко нужно подождать и поработать. 

– В целом этот сезон что-то привнёс в тренерскую копилку Сергея Стася?

– Однозначно. От игры к игре я чувствовал, как прибавлял. Раньше я не мог сконцентрироваться на всём сразу. А сейчас могу контролировать всю игру, всю площадку, всё, что происходит вокруг. Можно сказать, что это и есть мастерство: быстро принимать решения, держать в голове все игровые аспекты. Повторюсь, хочется, чтобы все действия были доработаны до автоматизма. Поэтому я по максимуму стараюсь не отвлекаться от хоккея. Когда ты без игры побудешь некоторое время, приходится вновь всё нарабатывать. Сейчас сезон закончился, но я всё равно не могу без игры: просматриваю матчи, нарезаю, слежу, что-то для себя подбираю. 

– Поговорим про эпизод с розовой бутылочкой в домашнем матче с «Шахтёром». Как по мне, выброшенная на лёд бутылка – это был гениальный тренерский ход. После вашего спича с рефери и последующего удаления команда завелась, ребята увидели, что тренер горой стоит за своих игроков. 


– Когда это сделал, подумал: «Блин, всё». Как она ещё не полетела куда-нибудь в нужную сторону. Возможно, ребята завелись. Я видел, что у них горели глаза. Это их ещё больше разозлило, ребята стали действовать более слаженно. 

– Насколько тяжело было в следующем матче, когда вы руководили командой с трибун?

– Мы были в наушниках, общались посредством гаджетов. Я проанализировал прошлую встречу, мы в ней неплохо сыграли. Что-то перенесли и на выездную игру. Мой помощник Алексей Щебланов чётко выполнял указания. Всё добротно получилось. 

– В четвёртом матче финальной серии Кубка Гагарина между «Авангардом» и ЦСКА был неприятный эпизод с вашим братом Андреем. Имею в виду грязный хит в исполнении Шалунова. Как его здоровье?

– Думаю, к шестой игре должен восстановиться. Мы с ним разговаривали. Шея очень болит. Он испугался, что что-то не так со зрением. Думаю, всё будет хорошо. 

– «Авангард» по-прежнему единственная команда, за которой вы пристально следите?

– За ЦСКА ещё посматриваю (улыбается).

– Сергей Леонидович, не учитывая тот факт, что «Авангард» может стать обладателем Кубка Гагарина, как оцените сезон дружины Боба Хартли?

– Сезон ровный. Не скажу, что они всё там выиграли, но закончили на втором месте в своей конференции. Если сравнивать игроков, то особых звёзд в «Авангарде» нет. Это мне и нравится. За счёт самоотдачи, игровой дисциплины, выполнения тренерского задания получается результат. Множество мелких деталей, на которые раньше я не обращал внимания, но такие детали часто решают исход матча. 

– «Авангард» – тренерская команда?

– Однозначно. 

– А «Гомель»?

– Не знаю, надо спросить у экспертов. 

– Нассер Субхи говорил, что вы часто стараетесь играть, как омская команда.

Если это даёт результат, почему нет? С другой стороны, ничего идеального нет. Иногда разбираю вместе с братом их тренировки, игры. Говорю: «Вот в этом моменте совершенно неправильно сыграли». Андрей соглашается. И у нас в команде такое тоже есть. Мы порой неправильно играем, нам пихают за это. Все эпизоды потом детально разбираются. Конечно, хочется, чтобы команда была как рой пчёл, чтобы игроки всё чётко выполняли. Но такого не будет, даже если очень хочется. Это игра и в ней каждую секунду что-то происходит, что-то меняется. 


– Вы говорили, что любите рыбалку. Сколько раз в этом сезоне держали удочку?

– В этом сезоне ещё не держал. Только летом, до сезона. 

– А зимой?

– Зимой только клюшку держал. Не люблю зимнюю рыбалку. 

– Наш фотограф Аня, обрабатывая ваши фото, часто обращает внимание на ваши шрамы на лице. Это всё воспоминания о былой игровой карьере?

– Конечно, не в баре же я их получил (улыбается). Шрамы свои не считал, если честно. Где-то шайбой прилетало, где-то клюшкой. 


– Как дела у вашего младшего сына? В прошлом нашем интервью вы говорили, что у него неплохие задатки хоккеиста.

– Буквально недавно закончился финал среди молодёжи 2008 года рождения. «Динамо» выиграло этот финал. Смотрел все игры групповой стадии. На финальном матче с «Юностью» присутствовал лично. Получил огромное удовольствие от игры команды и сына. В финале он забросил две шайбы. Старался, как бы тяжело не было. 

– Он смотрит игры «Гомеля»?

– Да, более того – болеет. В прошлом сезоне, когда мы проиграли в Молодечно, он плакал. Говорю ему: «Парень, тебе уже 11 лет, куда ты плачешь?» Настолько он переживал за команду. И в этом сезоне он приезжал на плей-офф в Солигорск, Гомель. В домашней игре, когда я был дисквалифицирован, после забитой Колей Сусло в пустые ворота шайбы он ко мне бежал, прыгал от радости. Переживает парень, полностью погружён в хоккей. Смотрит минское «Динамо», «Авангард», «Гомель», знает всех игроков НХЛ. Он фанат и мой персональный болельщик. Может порассуждать, почему я не выпустил того или иного игрока, почему так или иначе поступил. Хотелось бы только, чтобы в школе дела были немного получше. 

– В декабре не стало вашего отца. Леонид Васильевич, по сути, сделал вас с Андреем тем, кем вы сейчас являетесь. Насколько тяжело семья переживает его кончину?

– Мы недавно с братом Андреем сидели и размышляли: папе чуть-чуть не хватило до трёх финалов. У меня финал с «Юностью», у Андрея – с ЦСКА, у сына моего Макса – тоже финал. Всё так неожиданно. Я думаю, что он был с нами: со мной на финальных играх однозначно, помогал и помогает Андрею. Очень нелегко, когда подобное так внезапно происходит. Одно дело, когда человек болеет и ты морально готовишь себя. А когда так, на ровном месте, скоропостижно. До сих пор в это не верится. Кажется, что он скоро позвонит, пришлёт сообщение о том, что у «Гомеля» была классная игра, или, наоборот, подскажет, где я ошибся. Обсудит игру Макса, что ему нужно, чтобы стать лучше. 

Именно папа говорил, что внуку нужно попробовать поиграть в атаке. Он со временем к этому и пришёл. Раньше играл в защите, сейчас – в нападении. Первую заброшенную шайбу Макс обмотал лентой, посвятил деду Лёне, поставил рядом с его фотографией.

Никто не может смириться с его смертью. Все представляют, что он где-то на даче, где-то рядом. Просто в данный момент не с нами. 

*  *  *

Уже прощаясь, Сергей Леонидович обронил фразу о том, что «Гомель» в скором времени обязательно станет чемпионом: «Вот увидите». Мы ни на что не намекаем, просто ждём и надеемся. И обязательно будем держать вас в курсе последних новостей из стана «рысей».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N