Что же такое аутизм? | Новости Гомеля
Ольга Астапенко Ольга Астапенко Автор текста
09:30 20 Августа 2014 Здоровье

Что же такое аутизм?

Ещё не так давно диагноза «аутизм» не существовало. Были странные, мало общающиеся с окружающими люди, которым приписывали шизофрению или интеллектуальную недостаточность, были гении, которые достигали совершенства в искусстве или науке. Сейчас подобным нарушениям дано название «аутизм». 
 
 
Так что же такое аутизм? Об этом мы побеседовали с заместителем директора Гомельского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Галиной Брильковой.
 
 
Виной научный прогресс
 
 
«Человек дождя». Потрясающий фильм, главный герой которого Рэймонд – аутист. Будучи вырванным из привычного мира, в котором всё было чётко распланировано, он доставил немало хлопот своему брату Чарли. И всё же брат, да и зрители, полюбили Рэя за его чудачество, гениальность и абсолютную беззащитность. 
 
 
С чем связан рост появления детей с аутизмом, неизвестно. Многие специалисты предполагают, что это явление обусловлено быстрыми темпами развития научного прогресса и компьютерных технологий. Последние данные свидетельствуют о том, что количество таких детей возросло в десятки раз. К примеру, в Гомельском областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в 2005 году 2 ребёнка из 12 обучающихся имели диагноз «аутизм», то есть 16 процентов. Теперь – 25 обучающихся из 43 имеют расстройства аутистического спектра, а это уже 59 процентов. 
 
 
Ребёнок-загадка
 
 
Так кто же они, «дети дождя»? Мамы называют своих детей с аутизмом «часами, которые идут в обратном направлении», «айсбергами» или «задумчивыми принцами». Им не нужны друзья, а зачастую – и мама тоже. Они подолгу могут сидеть в одиночестве, играть в одну и ту же игру. Если меняются занавески в комнате ребёнка, то истерика на несколько дней обеспечена. А завтрак может состояться только в том случае, если голубая чашка стоит справа, мама – в красной кофточке, а приёмник настроен на определённую волну. При любой попытке помешать аутисту, с его стороны можно ожидать непредсказуемую реакцию. 
 
 
При этом поведение аутистов может выглядеть так, будто их совершенно не интересует присутствие людей. На самом деле, общение им необходимо. И снова хочется вспомнить героев фильма «Человек дождя». Общение Чарли с Рэймондом, которое поначалу вызывало у обоих психологический стресс, дало поразительные результаты – у братьев развились родственные чувства друг к другу.
 
 
…Дети с аутизмом действительно весьма необычны, а неестественного мы сторонимся. У кого-то они вызывают недоумение, у кого-то – улыбку. Но Галина Брилькова уверяет, что бояться их уж точно не стоит: аутист никому не причинит вреда. Наоборот, такие детишки совершенно не умеют защищаться и очень зависимы от окружающей обстановки.
 
 
Взгляд, устремлённый в себя
 
 
Многие родители, изучая поведение своих деток, наверняка замечают некоторые странности и могут подумать, что с их малышом что-то не так. На что же мамам и папам следует обратить внимание в первую очередь?
 
 
По словам Галины Александровны, отсутствие у малыша до года улыбки или смеха – причина для беспокойства, как и то, что ребёнок не узнаёт маму, не протягивает к ней ручки, боится, когда его берут на руки. Родители должны насторожиться, если ребёнок не разговаривает, не смотрит в глаза, плачет при скоплении людей, играет с коробочкой или бутылочкой, шнурком, тряпочкой, а не с игрушками. Он не волнуется, когда родителей долго нет, ведёт себя отчуждённо, нервно, крайне неестественно, часто имеет отсутствующий, устремлённый в себя взгляд. Проявляет стереотипные движения тела (хлопает руками, крутит предметы, трясёт головой и так далее).
 
 
Как правило, родители таких детей вспоминают, что в 1–2 года у их детей зарождалась речь, но в дальнейшем малыш переставал её использовать.
 
 
Главное, по словам Галины Брильковой, вовремя заметить изменения в поведении малыша, не дать ребёнку полностью «уйти в себя».
 
 
Осознать своё «Я»
 
 
Как же помочь ребёнку, которому поставлен диагноз «аутизм»?
 
 
Именно с целью помощи детям с аутизмом и их семьям в 2007 году в Гомельском областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации была разработана специальная технология, базирующаяся на методике Ивара Ловааса и TEACCH-программе, которая дала поразительные результаты: из четырёх аутичных детей два ребёнка были переведены в дошкольное учреждение для детей с тяжёлыми нарушениями речи, у двух остальных значительно снизилась степень аутистических проявлений. А в марте 2014 года была создана творческая группа «Аутизм не ждёт», призванная помочь таким детям интегрироваться в общество.
 
 
– Самое же главное – научиться любить своего странного малыша, подстроиться под его особенности, структурировать пространство, – советует Галина Александровна. – Это поможет не усугублять нарушение дальше. Любые советы в таких случаях очень индивидуальны.
 
 
Конечно, полностью избавиться от нарушения и осознать своё «я» человеку с аутизмом на сегодня не представляется возможным. Единого рецепта, как уйти от проблем, связанных с аутизмом, к сожалению, тоже нет. Но есть желание и реальные шаги специалистов с целью решить вопрос социализации таких людей и их семей. 
 
 
А ещё есть приведённая выше статистика. И вопрос: как жить в мире, где простое человеческое общение становится дефицитом? Сегодня существует и такое предположение, что из-за предпочтения родителей воспитывать ребёнка «под телевизор» или с помощью компьютера, забыв милые детские игры «ладушки», «сорока-ворона» и колыбельные песни, мы вовлекаем своих детей в так называемый «социальный аутизм», когда утрачивается интерес общаться вживую. 
А это уже новая проблема. Проблема техногенного мира, засасывающего нас и наших детей. Когда «уйти в себя» можем и мы с вами. 
 
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях