Что унаследовали, то и едим. Ученые объяснили, почему так сложно похудеть | Новости Гомеля
19:04 15 Июня 2020 Здоровье

Что унаследовали, то и едим. Ученые объяснили, почему так сложно похудеть

Пищевые привычки по большей части наследуются генетически — уже известно около десятка мутаций, отвечающих за чрезмерное пристрастие к соленому, жирному, сладкому и горькому. Предполагается, что именно из-за них людям так сложно избавиться от лишних килограммов, даже когда это критически важно для здоровья, пишут РИА Новости.

ДНК диктует рацион

Испанские исследователи попросили восемьсот добровольцев европейского происхождения заполнить анкету о ежедневном рационе. Также предлагалось оценить каждое блюдо по десятибалльной шкале — от самого вкусного до такого, которое совсем не понравилось. Кроме того, у всех взяли пробы ДНК.

Ученые проанализировали полученные данные и сопоставили их с найденными в геномах добровольцев мутациями, которые могут быть связаны с диетой и пищевыми предпочтениями. Всего нашлось около полутора тысяч таких отклонений.

Чаще всего встречались вариации в гене FTO, влияющем на любовь к овощам, а также на аппетит и склонность к ожирению. Затем — гены CREB1 и GABRA2, связанные с предпочтением соли и соленых продуктов. Эти участки ДНК также считаются регуляторами скорости чтения генов и отвечают за передачу сигналов в мозге.

Читайте также: Как стать стройной без диет и спорта? Японский метод похудения при помощи полотенца

Еще обнаружили несколько генов "сладкоежек". Прежде всего речь идет об OXTR, определяющем реакцию организма на окситоцин. Авторы работы считают, что именно от него зависит отношение человека к шоколаду. А вот гены SLC6A2 и SLC6A5, судя по всему, обеспечивают предпочтение жирной пищи и сахара.

В ближайшее время ученые намерены провести подобное исследование в других этнических группах.

Подарок от предков

Специалисты Центра интегральных медицинских наук Рикена и Университета Осаки (Япония), проанализировав данные о геномах, состоянии здоровья и гастрономических предпочтениях более 160 тысяч японцев, определили пищевые привычки, которые наследуются через ДНК. Среди них оказались любовь к кофе, чаю, йогурту, сыру, тофу, рыбе, овощам, мясу и алкоголю.

Всего ученые описали девять участков генома, влияющих на кулинарные вкусы. Причем некоторые могут определять сразу несколько пищевых привычек. Например, тофу предпочитали люди с мутацией, отвечающей за восприятие горького, а без нее — не переносили спиртные напитки. У поклонников рыбы, тофу и овощей практически всегда в ДНК обнаруживался вариант, при котором повышена чувствительность к умами — вкусу, создаваемому глутаматом натрия.

А вот любовь к сыру, йогурту или молоку определяли одни и те же генетические варианты, что не удивительно, ведь это близкие продукты.

Авторы работы отмечают, что шесть из обнаруженных ими генов также связаны с предрасположенностью к целому ряду заболеваний — нескольким видам рака и диабету второго типа.

Жирное вместо сладкого

По мнению британских исследователей, из всех генов, управляющих гастрономическими приоритетами, самый неприятный — MC4R. Он заставляет предпочитать жирную пищу. Результат — лишний вес и связанные с этим сердечно-сосудистые заболевания.