Гомельскому медицинскому колледжу – 90 лет | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
12:48 02 Декабря 2022 Здоровье

Гомельскому медицинскому колледжу – 90 лет

Обучить вчерашних школьников навыкам проведения медицинских манипуляций – задача непростая. Но куда сложнее воспитать в ребятах такие качества, как милосердие, сострадание, умение слушать и слышать другого человека. Всему этому и, конечно, многому другому уже почти целый век учат в Гомельском государственном медицинском колледже. В 2022-м учреждение отмечает своё 90-летие. 



Днём учились, вечером строили. Всё началось в сентябре 1932 года. Это официальная дата открытия колледжа. Назывался он тогда Гомельский медицинский политехникум и, не поверите, даже не имел собственного здания. Занятия проводились в арендованных помещениях. Бревенчатое двухэтажное строение с печным отоплением построили лишь в 1934-м, причём не без помощи учащихся, которые днём учились, а после занятий приходили работать на стройку. 

В этом же году состоялся и первый выпуск. В медицинском политехникуме подготовили 21 специалиста с присвоением звания «Помощник санитарного врача» и правом профилактической работы в БССР и СССР. 

В 1935 году рядом с учебным корпусом выросло кирпичное трёхэтажное общежитие (в настоящее время это учебный корпус № 2). На втором и третьем этажах общежития жили учащиеся, а на первом располагались учебные комнаты и лаборатории, клуб и даже парикмахерская. 

С 1936-го учреждение переименовано в Гомельскую фельдшерско-акушерскую школу. Почти за 20 лет здесь подготовили и выпустили в свободное плавание около 3000 медработников по специальностям помощник санитарного врача, фельдшер-акушер, медицинская сестра, зубной техник. 


В 1954-м школа снова меняет название. Теперь это Гомельское медицинское училище, в котором функционирует четыре отделения: фельдшерское, акушерское, фельдшерско-­акушерское и отделение медицинских сестёр для детских лечебно-профилактических учреждений. В 60-е годы подготовка специалистов ведётся и на заочной форме обучения. 

В разное время при Гомельском медучилище функционировали филиалы в Добруше, Речице, Чечерске и Рогачёве. В 1969-м учреждение обзавелось новым четырёхэтажным корпусом, в 1997-м – девятиэтажным общежитием на 260 мест. В 2005-м получило своё нынешнее название – Гомельский государственный медицинский колледж. 


Гомельское медучилище 2000-2001 учебный год


2002 год. Сестринское дело в педиатрии. Красовская Елена Григорьевна

Вынужденная эвакуация. Отдельной страницей в историю медколледжа, конечно же, вписана Великая Отечественная. За семь выпусков довоенных лет фельдшерско-акушерская школа обучила не менее 1100 средних медицинских работников. В июне 41-го почти все выпускники были призваны в ряды Красной армии, а саму школу пришлось эвакуировать в город Бузулук. Многие юноши и девушки отправились прямиком на фронт, трудились в военных госпиталях, переживали тяжёлые дни отступлений, а потом с боями шли на Берлин. Немало и тех, кто, защищая Родину, погиб на полях сражений. 


По данным отдела здравоохранения, в городе после войны работало всего 46 фельдшеров, 27 фельдшеров-­акушеров, 5 санитарных фельдшеров и 11 акушерок. 

Во время боевых действий на территории Гомеля полностью сгорел деревянный учебный корпус. Было разрушено и здание общежития. От него остался только кирпичный остов. В августе 44-го школу вернули из эвакуации и вновь набрали учащихся. Занятия, как и в первые годы, проводили в арендуемых помещениях. 

С 1934-го по 2022 год Гомельским государственным медицинским колледжем выпущено: 2810 фельдшеров-гигиенистов, санитарных фельдшеров, 2498 фельдшеров,1921 акушерка, 2897 фельдшеров-акушеров, 1598 зубных техников,1815 зубных врачей (фельдшеров) и почти 11 000 медицинских сестёр. Всего более 24 тысяч квалифицированных  специалистов среднего звена для здравоохранения Республики Беларусь.


«Учим гуманизму через волонтёрство». Что же представляет собой современный колледж? Это многопрофильное учреждение, в котором готовят медицинских работников среднего звена по четырём специальностям: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Медико-профилактическое дело» и «Зуболечебное дело». Ежегодно дипломы получают около 300 специалистов, причём сто процентов выпускников распределяются или направляются на первое рабочее место. Также в учреждении осуществляются повышение квалификации и переподготовка руководящих работников и специалистов со средним специальным образованием. 


Фельдшеров готовят два года и девять месяцев, медицинских сестёр – год и десять месяцев. 

Особое внимание уделяется профессиональному росту преподавателей. 70 процентов из них имеют высшую и первую квалификационные категории, более 90 – два образования: медицинское и педагогическое. И, наверное, один из самых важных и говорящих показателей: каждый пятый преподаватель является выпускником колледжа. 

Ни для кого не секрет, что профессия медицинского работника – это особая профессия. Кроме знаний, умений, чрезвычайно важны морально-нравственные принципы.


Гуманизму и милосердию ребят учат на примере волонтёрских отрядов, которых, к слову, в колледже целых шесть! Поддерживая инициативы руководства, волонтёры организовывают и проводят мероприятия для социально уязвимых категорий граждан, для пожилых людей и детей, находящихся на стационарном лечении в лечебно-профилактических учреждениях. Так, работу по формированию навыков здорового образа жизни среди учащихся школ и колледжей проводят ребята из отрядов «Золотое сердце» и «Профилактик» по принципу «равный обучает равного». Волонтёрский отряд «Милосердие» участвует во всех инициативах общественного объединения Белорусского Общества Красного Креста. 

В рамках Дней здоровья, Недели молодёжи традиционно проводится цикл интерактивных мероприятий для учащихся колледжа, жителей и гостей города. На ступеньках учреждения разворачивается интерактивная площадка с несколькими тематическими зонами, где будущие медики проводят для всех желающих мастер-классы по оказанию первой помощи, организовывают пункт измерения артериального давления, индекса массы тела, дают рекомендации по здоровому образу жизни.



Новые проекты и научное сообщество. Не забывая свою историю, бережно храня традиции, колледж уверенно смотрит в будущее и занимается новыми проектами. Один из них – Школа команды врача общей практики (ВОП), который реализуется совместно с Гомельским медуниверситетом. Цель проекта – адаптация будущих членов команды ВОП, их слаженная работа в бригаде, формирование профессио­нальных умений и навыков, подготовка членов команды ВОП к оперативному решению задач, возникающих в практической деятельности.

В связи с пандемией, вызванной коронавирусом COVID-19, и в соответствии с задачами, поставленными Министерством здравоохранения Респуб­лики Беларусь, учебный процесс был гибко перестроен и введены элементы дистанционной формы обучения для учащихся и слушателей отделения повышения квалификации. Для обеспечения постоянного доступа учащихся к учебным информационным ресурсам независимо от времени и места нахождения в колледже проводится разработка учебных материалов для использования в системе дистанционного обучения Moodle. 


Для повышения качества подготовки медицинских специалистов среднего звена, расширения кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки, формирования индивидуального профессионального почерка и творческих способностей в 2012 году в колледже создано научное общество. В настоящее время в нём состоит 106 человек.

Роботы-симуляторы, виртуальные тренажёры. Основополагающим принципом подготовки специалистов является практикоориентированность, поэтому практическое обучение – одна из важнейших частей образовательного процесса в медицинском колледже. В апреле прошлого года в учреждении начала свою деятельность лаборатория по отработке навыков, или, как её ещё называют, симуляционный центр. 


– Огромная благодарность нашему Минздраву, который сумел получить кредит Всемирного банка и обустроить такие лаборатории во всех 16 медицинских колледжах республики, – рассказывает директор учреждения Галина Солонец. – Знаете, обучающая база сделала колоссальный шаг вперёд. Я в своё время заканчивала Белорусский государственный медицинский университет и вместе с другими студентами отрабатывала навыки в виварии (специальное помещение для содержания лабораторных животных, используемых в научной работе и учебном процессе. – Прим. редакции). К сожалению, без этого невозможно было чему-то научиться. Сейчас всё заменено на симуляторы и максимально приближено к реальности. Я думаю, ребята сами радуются таким возможностям. Используя симуляционное оборудование, учащиеся отрабатывают лечебные и диагностические манипуляции, сводя к минимуму риск медицинских ошибок.


Большинство выпускников медколледжа остаётся в Гомельской области.

Лаборатория представлена четырьмя модулями, и кажется, в них есть абсолютно всё: роботы-симуляторы, механические тренажёры, виртуальные тренажёры, муляжи органов или частей тела в натуральную величину, полноростовые манекены и разного рода оборудование. Практиковаться в симуляционном центре могут учащиеся всех трёх курсов, причём для большей эффективности занятия проходят в мини-группах.


 
«Конкурс на место у нас есть всегда». Обучение в учреждениях медицинского профиля по праву считается одним из самых сложных. Здесь нельзя пропустить лекцию, нельзя не выполнить практическое задание. Уровень ответственности просто запредельный. 

– Да, учиться у нас действительно нелегко, – признаёт Галина Владимировна. – Но ребята, которые приходят к нам после 11-ти классов, определённо имеют мотивацию, поэтому отсев небольшой. В последние годы среди учащихся много представителей медицинских династий, что не может не радовать. К слову, мы всегда проводим большую профориентационную работу. Примерно после седьмого класса школьники приходят к нам в учреждение, чтобы познакомиться с профессией. 


Конечно, девчонок в разы больше, чем парней. Если взять в процентном соотношении, получится примерно 90 на 10. Однако не так давно наметилась замечательная тенденция: на специальность «Сестринское дело» поступают молодые люди. Более того, потом ребята имеют возможность пройти переподготовку по анестезио­логическому и ренгенологическому профилям, а также по массажу. В целом, всегда есть куда расти, как говорится, главное – желание. 

– Знаете, видеть, как в процессе обучения ребята меняются, взрослеют, просто бесценно, – делится эмоциями Галина Солонец. – Первого сентября они ещё не до конца понимают, куда попали, немного напуганы и зажаты. К концу последнего курса это уже совсем другие люди. Они уверены в себе, многое умеют и очень активны. Это люди, которые знают себе цену.

Самое важное – коммуникация. Любое учреждение образования – это не просто стены. В первую очередь это преподаватели, которые стараются вложить в учащихся не только знания, но и частичку своей души. 


Через полгода обучения медсёстры уже овладевают навыками внутривенных и внутримышечных инъекций. 

– По большому счёту медицинские колледжи и университеты готовят элиту общества. Так было во все времена, – отмечает руководитель. – Именно поэтому с первого дня обучения мы настраиваем ребят на то, что самое важное в выбранной профессии – это коммуникация. Насколько сложится коммуникация с пациентом, с коллективом, в котором они трудятся, настолько сложится и сама профессия.



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N