Позвоночник, напечатанный на 3D-принтере, и более 1000 пациентов в год: нейрохирургическому отделению №2 ГОКБ 5 лет! | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
11:00 02 Ноября 2020 Здоровье

Позвоночник, напечатанный на 3D-принтере, и более 1000 пациентов в год: нейрохирургическому отделению №2 ГОКБ 5 лет!

То, что нейрохирурги творят за дверями операционной, для нас, людей, не связанных с медициной, навсегда останется загадкой. За какие волшебные ниточки они тянут, заставляя руки и ноги снова двигаться? Как умудряются возвращать людей к обычной жизни, зацементировав позвонки? Эти специалисты совершают настоящее чудо, причём изо дня в день. За пять лет через нейрохирургическое отделение № 2 ГОКБ прошли сотни пациентов. Цифры цифрами, но ведь за каждой – судьба человека. И медработники делают всё, чтобы она была счастливой.



Коллектив – это золото. Кажется, совсем недавно на третьем этаже больницы перерезали красную ленту. И вот уже первая серьёзная дата. Практически 1830 дней работы по оказанию помощи пациентам с позвоночно-спинальными травмами и заболеваниями позвоночника. 

– Всё, что мы сейчас делаем, это прежде всего заслуга коллектива, – рассказывает заведующий отделением Сергей Кириленко. – Удалось собрать очень толковых, порядочных, интеллигентных специалистов, которые от природы имеют не только хирургические способности, но и огромное желание лечить людей. Помимо нейрохирургов, травматологов, в штате есть уролог и невролог. Такая команда позволяет помогать пациентам на самом высоком уровне. 


  • Одно дело, когда выполняешь жизнеспасающую операцию, и совсем другое, когда можешь бороться за качество жизни. Это уже гораздо более высокий уровень медицины. И Гомельская область до него доросла.  Сергей КИРИЛЕНКО

Чтобы добиваться результатов, нужно постоянно тренироваться, обучаться у лучших и не забывать о самосовершенствовании. На протяжении четырёх лет (нынешний не берём из-за ситуации с COVID-19) врачи отделения активно участвовали в различных симпозиумах, конференциях и семинарах. Оттачивали мастерство на базе РНПЦ травматологии, РНПЦ неврологии и нейрохирургии, перенимали опыт зарубежных коллег. Доктора побывали в специализированных центрах хирургии позвоночника России (Москва, Санкт-Петербург, Новокузнецк), Польши, Словакии, Германии, Японии и Турции, что позволило  наладить тесное сотрудничество с профессионалами из других стран и общаться с ними на одном уровне. Два врача отделения являются членами Североамериканской Ассоциации вертебрологов.


– Все сотрудники владеют как минимум одним иностранным языком, – обращает внимание Сергей Иванович. – А оборудование, которое установлено в наших операционных, абсолютно идентично тому, что стоит в центрах спинальной хирургии самых развитых государств. Поэтому с уверенностью могу сказать: каждый врач отделения – это специалист мирового уровня, который сможет успешно работать в любой стране. 


Знаете ли вы?

• Все раны пациентам отделения зашивают саморассасывающимися  швами, которые затем не нужно снимать.

• Антибиотикопрофилактика проводится однократно, непосредственно перед операцией. Такой способ считается наиболее действенным.

• В отделении отказались от внутримышечных инъекций, препараты вводятся только внутривенно. 


Конечно, старший медицинский персонал – это основа, но без среднего и младшего тоже не обойтись. Без медсестёр и санитарочек ни за что бы не получилось создать ту атмосферу, послеоперационную поддержку и лечение, которые сегодня есть в отделении. 

– Очень приятно, когда пациенты, выписываясь, приходят ко мне и говорят, что нигде такого не видели,  – улыбается нейрохирург. – Санитарки внимательные, сёстры всегда на месте. Спрашивают: «Как вам это удалось?» А я ведь и не учил их этому. Люди в силу своих человеческих качеств понимают, как они должны выполнять работу, как необходимо общаться с пациентами. Знаете, заведующий в этом смысле больше как отец: он воспитывает своим примером, взглядами, отношением к делу. Поэтому, безусловно, коллектив – это золото.  

  • Каждый врач отделения имеет как минимум две специальности: травматолог и нейрохирург. У двоих докторов – сразу три специальности. 

За пять лет – ни одного пролежня. Основная задача, которая ставилась при открытии данного подразделения, заключалась в оказании помощи пациентам с осложнёнными травмами позвоночника. И здесь есть свои нюансы. Количество таких пациентов в Гомельской области невелико: ежегодно порядка 25–30 человек. Однако все они требуют особого хирургического подхода именно в день травмы. Не позже. Это ключевой момент. Операцию необходимо провести быстро и качественно, чтобы максимально сберечь «оставшийся в живых» спинной мозг и функциональные возможности человека.

– Нам удалось наладить эту работу уже в первый год существования отделения. Все пациенты с осложнёнными травмами позвоночника оперируются в ближайшие 6–8 часов, – уверяет Сергей Иванович. – Причём хирургические вмешательства выполняются на самом высоком уровне, что позволяет в послеоперационном периоде мобилизовать человека сразу же либо на следующий день. К примеру, если у пациента двигаются руки, то он может садиться, пересаживаться в коляску и передвигаться. 

К сожалению, после операций при таких серьёзных повреждениях возможны осложнения: пролежни, гетеротопические оссификаты (окостенение мышц), проблемы с мочевым пузырём, контрактуры и другие. Однако при правильно организованной первичной помощи нежелательных последствий можно избежать. Этого и стараются добиться медработники.


  • «В первый год работы раньше шести вечера мы вообще не выходили из отделения. Садились у меня в кабинете и разбирали каждый конкретный случай, историю болезни каждого пациента». 

– В отделении за пять лет не возникло ни одного пролежня, – констатирует заведующий. –  На самом деле организация противопролежневой борьбы несложная. Дело не столько в наличии специальных матрасов, сколько в исключении длительного давления на определённые точки. А для этого достаточно просто повернуть пациента. Наши медсёстры и санитарки делают это каждые два часа. Даже ночью.

Специалисты поменяли подходы и к урологической проблеме. Раньше использовался постоянный катетер, однако это приводило к целому ряду осложнений. Теперь же постоянный катетер ставится только на период интенсивной терапии, затем пациента переводят на интермиттирующую катетеризацию – метод периодического, регулярного отведения мочи одноразовыми и более тонкими катетерами. Если руки пациента работают, он выполняет процедуру самостоятельно. Если же нет – обучают ближайшего родственника. 

Часто во многих вопросах эффективен подход «равный обучает равного». Поэтому налажено сотрудничество с обществом «Инвалиды-спинальники», представители которого приезжают и общаются с пациентами.

– Да, как правило, первая такая встреча проходит в негативном ключе: пациенты отрицают возможность своей дальнейшей жизни в коляске. Но вместе с тем они получают информацию, контакты этого общества и, когда выписываются, уже немного подкованы, – говорит доктор. – Более того, члены общества продолжают вести таких пациентов. Подсказывают и помогают решать бытовые вопросы, а их после выхода из больницы появляется большое множество. 


  • За 10 месяцев 2020 года проведено 676 операций.

В идеале хотелось бы замкнуть всю помощь пациентам со спинальными травмами в рамках нашего региона. Чтобы людям не приходилось ездить на реабилитацию в Минскую область. Над проектом «Гомельское кольцо» врачи бьются уже не первый год.  

Не нужно быть «хрустальной вазой». Несмотря на то, что изначально отделение создавалось именно для пациентов с осложнёнными спинальными травмами, все понимали: вовсе не эта категория будет основной. 90 процентов пролеченных здесь – это люди с дегенеративными заболеваниями позвоночника, которые появляются в результате возрастных изменений. Сюда относят грыжи, стенозы, спондилистезы, дегенеративную нестабильность и другие. 

– При таких болезнях происходит сдавление корешков спинного мозга. В результате болевой синдром проявляется не только в позвоночнике, но и в руках, ногах, возникают параличи и парезы, – поясняет Сергей Кириленко. – Помочь здесь может хирургическое  лечение. Цель – убрать  сдавление, а уж технологий для этого масса. 

Что бы ни говорили, медицина сделала огромный скачок вперёд. Те хирургические вмешательства, которые выполняются в отделении сегодня, пять лет назад трудно было себе даже представить. А потому многие вопросы нужно пересматривать, ломать прижившиеся стереотипы. 


  • В отделении трудятся 27 сотрудников.

– Часто люди думают, что если перенесли операцию на позвоночнике, то всю оставшуюся жизнь должны носить себя как хрустальную вазу. Это в корне неверно! Не нужно себя ограничивать, – настаивает специалист. – Только представьте, уже в день операции пациент способен самостоятельно себя обслуживать: сидеть, ходить, кушать. И это очень важно, ведь так он не чувствует себя ущемлённым в каких-то бытовых, социальных вопросах. Некоторые пациенты приезжают на машине и уезжают так же – за рулём. Практически два года мы не используем внешние корсеты при операциях на поясничном и шейном отделах позвоночника, за исключением определённых случаев. После хирургического лечения человек может приступить к интеллектуальному труду буквально через две–три недели, к физическому – через пять–шесть.  

Помимо дегенеративных заболеваний, в отделении оперируют любые опухоли позвоночника и спинного мозга (первичные и метастатические, доброкачественные и злокачественные), а также воспалительные заболевания главного стержня человеческого организма: спондилиты, внелёгочные формы туберкулёза. Кроме того, врачи оказывают помощь и в случае патологических переломов при ослаблении костной ткани. 

Позвоночник в формате 3D. Выполняя задачи в практическом здравоохранении, сотрудники отделения умудряются ещё и всерьёз заниматься наукой. А это, как вы понимаете, бесценно. Не так давно мы писали о позвоночнике, напечатанном на 3D-принтере. Модель, используемую при планировании операции, разработали именно здесь.  

– Мы и сейчас продолжаем трудиться над этим. Более того, наш нейрохирург Евгений Ковалёв создаёт навигационные матрицы для выполнения операций на позвоночнике. А это и вовсе новое направление в вертебрологии, – обращает внимание Сергей Кириленко. – Помощь нам оказывают Институт механики металлополимерных систем имени В. А. Белого и технопарк «Коралл».

Ведётся работа и по инновационному проекту Гомельского облисполкома, связанному с совершенно новой технологией костной пластики. Эксперименты проводились на базе студенческих научно-исследовательских лабораторий Гомельского медуниверситета, и уже есть хорошие результаты, которые в скором времени можно будет представить мировому сообществу. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N