Колдовство? Нет – мастерство и знания возвращают утраченную во времени красоту | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Наталья  Рудева Наталья Рудева Автор текста
13:51 10 Сентября 2022 880-летие Гомеля 1983

Колдовство? Нет – мастерство и знания возвращают утраченную во времени красоту

День города это не только праздничные гуляния, музыка и фейерверки. Желающим прикоснуться к тонкой духовности представилась такая возможность. Причем сделать это можно было в прямом смысле, а не только зрительно. Гомельская епархия представила проект «Духовное наследие города над Сожем». В сквере Кирилла Туровского свою работу развернула реставрационная мастерская, где любому желающему предлагалось на минутку почувствовать себя художником-реставратором и приложить руку к благородной миссии восстановления утраченной во времени красоты древней иконописи.


Художники-реставраторы Елена Глушакова и Наталья Лазебникова постарались максимально точно и доходчиво показать своим гостям сложную этапность длительного процесса реставрации:


- Часть икон отдают храмы на реставрацию и хранение, часть поступает от прихожан в плачевном состоянии. С ними мы кропотливо и долго работаем.



На примере иконы с образом Божьей матери с младенцем на руках получаю от специалистов мастер-класс по реставрации. Елена Глушакова указывает, что икона поступила в 2015 году в очень разрушенном состоянии, на разошедшихся досках, записанная и небрежно замазанная слоями краски. Сначала был сделан рентген, проводилось физико-химическое исследование, вырабатывалась методика реставрации. Первые этапы восстановления – укрепление осыпающегося красочного слоя, основы. Затем – расчистка и удаление неоригинальных слоёв краски, темных слоёв лака. Когда проступает авторская живопись, на отсутствующие места наносится левкас – особый грунт из мела, клея, масла, заполняющий пространство до уровня живописного слоя. Потом белые участки тонируются в цвет близлежащих авторских мазков, не затрагивая их. Причем, как говорит Елена, используются краски обратимые – при необходимости они легко удаляются. Чтобы технология иконописи максимально соответствовала оригинальной, реставраторы используют в своей работе (наряду с современными красками и материалами) натуральный мёд, яичные желтки, словом, работают как древние мастера, но в современных реалиях.


Каждый приём реставрации специалисты стараются изобразить практически в палатке, превращённой в мини-мастерскую, на образцах разрушенных икон, применяя инструменты и материалы, которые захватили с собой: кисточки, лупы, пинцеты, шлифовальный манипулятор с тончайшей насадкой, бесчисленные баночки с растворителями, красками, клеями. Листаем фото-каталог этапов реконструкции, и образ Божьей матери словно проступает светлым ликом из тьмы. Колдовство? Нет – мастерство и знания!


Владыка Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский, много усилий прилагает к сохранению иконописного наследия, чтобы вернуть его в храмовое пространство, так как любая икона писалась для верующих, чтобы жить в молитвенном мире.

Наталья Лазебникова показывает оклады икон, которые требуют последующей реставрации. Трещины, утраченные фрагменты орнамента, тёмные слои лака, под которыми, как уверены мастера, находится золотое покрытие. Рядом стоят высокие подсвечники необычайной, витиеватой геометрии. В тонких замысловатых орнаментах ещё содержатся следы времени, но реставраторы уверены, что недалёк момент, когда и они засияют первозданной красотой металла и вернутся в храм.

Автор фото: Наталья Рудева

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N