Где в городе найти уникальных кукол
Когда смотришь на кукол, которые создаёт гомельчанка Екатерина МИНАКОВА, закрадывается мысль о волшебстве, которым наделены её руки. Однако, по признанию самой мастерицы, за созданием каждой стоит большая работа, которую она делает с любовью.
ХОРОШЕЕ ДЕТСТВО.
В советском детстве Екатерины, которое прошло в Гомеле и Речице, куклы были большими. Но самую любимую ей купили в Болгарии, куда семья ездила отдыхать.
– Это был мальчик, которого я назвала Бебешка – по названию шампуня Bebe, который также продавался в Болгарии, – рассказывает Екатерина. – Бебешка очень отличался от кукол нашего производства, и я его очень любила. После появилась первая кукла Барби – ненастоящая, конечно, но очень красивая, в свадебном платье, – и Бебешке пришлось регулярно на ней жениться.
Кроме игр в куклы, школьные годы Екатерины были заполнены рисованием, а после, в старших классах, – обучением шитью:
– Детство дало мне очень хорошую базу, потому что в итоге то, к чему пришла сейчас, не было чем-то, что я начала с нуля. Навыки, которым обучалась в прошлом, очень мне пригодились. А ведь, – подумать только! – когда-то в школе я так расстроилась, что меня на уроках УПК, которые были у нас вместо трудов, зачислили в класс швей, а не секретарей-референтов!
По словам Екатерины, художественная школа тоже не прошла даром, ведь, когда встал вопрос поступления в вуз, родители не стали настаивать на каком-то профессиональном выборе. Будущая мастерица решила стать архитектором. Рисовать так рисовать!
– Когда я была маленькой, то хотела стать ветеринаром, – вспоминает девушка. – Потом – врачом. Став старше, грезила о карьере стоматолога, но в 11-м классе вдруг поняла, что хочу в первую очередь найти применение своим художественным навыкам. Так я решила пойти в БелГУТ на архитектуру, и с тех пор у меня две любимые профессии, которые иногда тяжело совмещать, но отказываться от какой-то из них в пользу другой не хочу. В архитектуре моё развитие, занимаюсь генпланами, планирую ландшафты, проектирую детские сады, школы, магазины, а в кукольном деле творю в своей собственной студии. И родители, и муж, а также дети очень меня поддерживают.
- Дети Екатерины очень любят мамино творчество, ведь они буквально выросли, видя маму за работой. И они тоже стараются что-то создавать, часто задерживаясь вместе в студии. Совместное дело всегда сближает.
ДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ.
Откуда же взялся интерес у архитектора к созданию кукол? Екатерина утверждает, что с первого декрета, когда находилась в ожидании дочки:
– До родов оставалось несколько месяцев, а на работу ходить уже не нужно было, и у меня появилось много свободного времени на интересы, которые долгое время откладывала, – рассказывает мастерица. – Помню, что очень захотела что-то сделать своими руками и, когда увидела в интернете фото тряпичной куклы, загорелась идеей создания чего-то подобного. У неё были такие тоненькие ножки – и я подумала: как это вообще возможно сделать? Так взялась изучать интересную тему, и дома появилось около 15 первых сшитых мною кукол…
За первыми куклами появились первые выставки, ведь красавиц нужно было показывать людям. А там появились и желающие их приобрести...
– Я оформила ремесленничество и начала продавать кукол. Было ли жалко? Нет, ведь когда их стало очень много – уже не тряпичных, а сделанных в разных техниках, – я поняла, что нужно отпускать их в новые дома. Можно начать задыхаться даже от прекрасного, – делится Екатерина. – Конечно, у меня есть любимые работы, которые не хочется выпускать из рук. Они хранятся у мамы или у меня дома, но чаще не держу кукол у себя, ведь мне всё время хочется делать новых. Как и люди, они все разные, со своим характером, я их очень люблю, и теперь они живут по всему миру: в Японии, Германии, Италии, Испании, Австралии, Латвии, Литве, России, а больше всего – в США.
Одно время Екатерина изготавливала портретных кукол, такой запрос был самым популярным в прошлом году, однако с тех пор она отказалась от их изготовления. В такой работе мало творчества, зато много переживаний, насколько удастся портретное сходство:
– Я пропускаю создание каждой куклы через себя, и всегда очень волновалась, совпадут ли для заказчика ожидание и реальность. В итоге выбрала не нервы, а свободное творчество, и мне это по душе. При этом люди часто говорят, что куклы, которых делаю, похожи на… меня. Я думаю, это получается потому, что все мы в первую очередь видим в зеркале себя. И когда я беру кусок глины и леплю не по какой-то идее, которая меня вдохновила, или картинке, подсознательно повторяю именно своё лицо.
- В детстве Екатерину постоянно тянуло в творчество: она рисовала плакаты, читала стихи и участвовала во всех конкурсах, которые были ей доступны.
Может показаться, что с эскиза, но, по признанию Екатерины, даже если она вдохновляется каким-нибудь фото или рисует образ, итоговый результат всё равно оказывается совершенно другим.
– Обычно всё происходит так: намечается или выставка, или мастер-класс, на котором я обучаю всех желающих созданию кукол, и рождается заготовка головы из глины. От неё всё пляшет, – рассказывает Екатерина. – Однако чаще всего идеи приходят во сне: мне снятся целые коллекции кукол – это просто космос!
Свой стиль мастерица специально не вырабатывала, он у неё постоянно меняется, но кукол, сделанных именно её руками, люди почему-то всё равно узнают. Любит девушка и давать им имена, ведь каждый созданный ею персонаж – словно ребёнок, а к детям хочется обращаться по имени.
– При этом имя необязательно означает именно его, – смеётся мастерица. – У меня была коллекция, посвящённая советской эпохе, и я назвала её «Бальзам ”Звёздочка”». Одна из кукол представляла собой бабушку, которая кормит голубей, а рядом греется на солнышке кот, я назвала композицию «Самое дорогое». А вот ванильным девочкам, которых я сейчас делаю чаще всего, отрабатывая технику, даю совсем другие имена – Мари, Аннет.
Из памятных коллекций, запомнившихся зрителю, – «Всё будет джаз», в которой было представлено восемь уникальных чёрно-белых сюжетных композиций, как будто вышедших из немого кино. А из планов на будущее – коллекция по сказкам, которые так любят в семье Минаковых, где подрастает двое детей.
– Кажется, что по сказкам сделано уже очень много кукол, но мне интересно, как книжные образы реализуются в разных интерпретациях. Например, мне нравится разглядывать иллюстрации к «Алисе в Стране чудес», и у меня есть любимые художники. Поэтому мне тоже хочется пропустить через себя всем известные образы и посмотреть, что получится, – приоткрывает завесу тайны мастерица. – Хочу обыграть персонажей в современном юмористическом жанре, например, изобразить Карабаса-Барабаса не страшным, а стирающим бельё в тазу.
Свои задумки Екатерина воплощает в собственной уютной студии, которая появилась год назад, – Kateda dolls.
– Когда я была маленькой, часто ездила в Италию к одной семье, там все говорили на диалекте. Меня они называли Катедой. Всегда нравилось, как звучит моё имя – очень ласково, поэтому, когда я решила выбрать название для своего бренда, сразу поняла, что это будет Kateda dolls. Катеда – это я, я и мои куклы.
Сегодня у Екатерины много учениц. К ней на мастер-классы приходят самые разные люди, совершенно не связанные с шитьём, рисованием или кукольным делом. Чаще всего, по словам мастерицы, они сразу сообщают, что у них ничего не получится. Но получается у всех, ведь главное – это не волшебство, а большое упорство, хорошие люди рядом и желание что-то сделать своими руками.