Историю боевой награды восстановил коллекционер Виталий Николаев
«Если не мы расскажем, то кто?» – название нового проекта нашей редакции возникло из фразы, обронённой читателем, чей дед боролся с немецко-фашистскими захватчиками на гомельской земле.
В этих словах отразилось тревожное чувство за наше прошлое, которое может быть потеряно навсегда. Вместе с наследниками поколения победителей в Год исторической памяти мы вспомним подлинных героев из далёких дней.
«Ощущение от завершения поиска невозможно передать словами». Одна из комнат большого и уютного дома гомельчанина Виталия Николаева – словно экспозиция военно-исторического музея. У стены – макет солдата в форме периода Великой Отечественной войны, с вещмешком, фляжкой, на полках шкафов – военная форма разных времён.
С 2017 года Виталий Николаев возглавляет один из старейших в стране и главный в Гомеле клуб коллекционеров и нумизматов «Юнона». С учётом того, что сам областной центр по праву считается неофициальной столицей белорусского коллекционирования, подобный статус обязывает показывать образец занятия этим увлекательным делом.
Приобретение наград, военной формы разных времён (и это только одно из направлений коллекционирования гомельчанина) – не просто хобби для Виталия Александровича, а желание заглянуть в прошлое, сохранить его.
– Нынешний год объявлен в нашей стране Годом исторической памяти. Мне всегда было важно узнать, кто стоит за реликвией, узнать её историю, – говорит Виталий Николаев и предлагает начать рассказ с ордена Красной Звезды. Почти 15 лет он, приобретённый коллекционером у одного человека, просто бережно хранился в его доме. С созданием сайта «Подвиг народа» Виталий сумел по номеру ордена установить владельца, а затем сделал запрос в Подольск, начал поиск.
- Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Михаил Ломоносов
– Я узнал, – делится коллекционер, – что человека, который меня интересует, звали Александром Тюренковым. Он был уникальным человеком – штурманом подводной лодки, которая сейчас хранится на Поклонной горе. Постараюсь когда-нибудь побывать на этом священном месте.
Благодаря поискам восстановлен весь боевой путь отважного человека. Его биографии, фотоснимкам посвящён отдельный альбом. Бережно перелистывая его страницы, узнаём, что выпускник Военно-морского Краснознамённого училища имени Фрунзе Александр Тюренков прошёл финскую кампанию. В первые месяцы Великой Отечественной войны в исключительно сложных условиях флагман и штурман первой бригады подводных лодок КБФ проделал большую работу по проводке подводных лодок в места назначения. Из воспоминаний об этом: «Летом 1941 года Тюренков лично принимает участие в важнейшей задаче по выводу кораблей в Ирбенском проливе при обороне Моонзунда. В это время немецкое командование заявило на весь мир, что ни одному кораблю не удастся уйти с военно-морской базы города Таллина. Операцию по выводу эскадры Балтийского флота было поручено провести адмиралу В. П. Дрозду (уроженцу Буда-Кошелёвского района Гомельской области). 28–30 августа 1941 года переход из Таллина-Кронштадта был осуществлён успешно: выведены четыре конвоя, 67 кораблей и вспомогательные суда (более 100 единиц). Всего же было выведено 87 процентов боевых кораблей, которые прошли к месту назначения и сыграли важнейшую роль в тяжёлых боях за Ленинград».
Как опытного штурмана и командира, Александра Тюренкова переводят на должность командира оперативной части штаба бригады ПЛ КБФ. Для него и его боевых товарищей самым главным делом стала выработка рекомендаций для командиров подводных лодок: как, какими курсами безопаснее идти в разных районах Финского залива. На большую карту залива на КП были нанесены не только истинные курсы подводных лодок во всех походах прошлой кампании, но и расставленные на навигационной документации курсы вообще всех кораблей, плавающих здесь поодиночке и в конвоях с начала войны до ледостава, включая походы на Ханко. Можно представить, сколько труда потребовалось для этого.
29 июля 1942 года Александр Тюренков был награждён орденом Красной Звезды (№ 44 365). В наградном листе указано, что в июне 1942 года он отлично разработал оперативные документы, которые обеспечили в условиях сильно засорённого минами морского пространства, при сильном противодействии противника прорыв подводных лодок бригад Балтийского моря и их активное действие по коммуникациям врага. «В результате активного действия подводных лодок бригады в июне 1942 года по имеющимся донесениям на сегодня утоплено пять транспортов противника с водоизмещением 48 тысяч тонн и добыты ценные разведданные. За отличное обеспечение активных действий подводных лодок в Балтийском море ходатайствую о награждении правительственной наградой орденом Отечественной войны I-й степени. (Начальник штаба бригады ПЛ КБФ капитан 1-го ранга Л. Курников. Командир Бригады ПЛ КБФ капитан I ранга Стеценко. Военком бригады ПЛ КБФ комиссар Красников».
- Виталий Николаев в парадной форме образца 1943 года держит макет подводной лодки.
В ходе поисков Александр Витальевич узнал, что наряду со взлётами были в жизни Александра Тюренкова и падения, причиной чего становился его взрывной характер. Известно это стало из характеристики: «Товарищ Тюренков А. Н. храбрый, отважный, требовательный к себе и к личному составу и в то же время жёсткий, напористый, упрямый. Вступает в дискуссии и споры, не выполняет данные ему приказы, занимается самодеятельными операциями без согласования командования». В октябре 1943-го Александру Тюренкову был объявлен строгий выговор, и он был понижен до звания старшего лейтенанта, а затем переведён командиром на крейсер «Гангут» Кронштадтского морского оборонительного района. За образцовое выполнение боевых заданий старший лейтенант в апреле 1944 года (приказ № 0270) получает новое звание капитан-лейтенант. На 7 ноября 1944 года он прослужил в Военно-морском флоте 14 лет и три месяца, был удостоен медали «За боевые заслуги», а 30 августа 1945 года – снова ордена Красной Звезды.
После окончания Великой Отечественной войны Александр Тюренков служил в отделе оперативного управления Генштаба ВМФ, более шести лет был заместителем начальника штаба Камчатской флотилии. А с 1954-го по 1960 год преподавал в Высшем военно-морском училище подводного плавания Ленинского комсомола. Уволен в запас с правом ношения военной формы в звании капитана I ранга.
«Люблю, чтобы всё было достоверно до ниточки». Восстановив историю ордена, Виталий Николаев подобрал под впечатлившего своей историей героя парадную форму образца 1943 года, обувь (на восстановление хромовых ботинок, по признанию коллекционера, ушло две бутылки вазелина: «Кожа неубиваемая» – кортик, орденские колодки. Разыскал через интернет и приобрёл также макет подводной лодки, подаренный Александру Тюренкову с дарственной надписью слушателями военно-морского училища, в котором он преподавал. Форма собиралась частями, и для коллекционера – это один из самых ценных и дорогих сердцу экземпляров.
– Виталий Александрович, вы, безусловно, задумывались над тем, как эта боевая награда оказалась в Гомеле...
– Насколько знаю, в своё время тем, кто служил на Дальнем Востоке, в Мурманске, Ленинграде, предлагали после выхода в отставку поселиться с предоставлением жилья в ряде городов, среди которых был и Гомель. Так что, возможно, семья Тюренкова проживала когда-то в нашем областном центре. Вероятен какой-то другой вариант. Вообще, конечно, грустно, когда боевые награды не хранятся наследниками героев, служивших, рискующих ради будущих поколений жизнью. Увы, приходится с грустью констатировать, что многие представители нынешней молодёжи не интересуются историей своих прадедов. Не берегут дорогие реликвии. Мне очень важно, что орден будет храниться у меня и об одном из тех, кто приближал Великую Победу, я могу рассказать всем.
– Чем лично для вас стала именно эта история?
– Я пропустил её через своё сердце, прошёл путь этого человека. А вообще, словами не передать, какое ощущение испытываешь, завершая длительный поиск. И это ведь не единственная история, которую я раскопал, пользуясь интернетом, архивами. Есть и другие альбомы, в каждом из которых – добытая мною интересная информация о прошедшем дорогами войны. И я готов ею поделиться.
– У вас уникальная коллекция военной формы разных времён. На это требуются средства, и немалые. Вы ведь не только приобретаете оригинальные костюмы, но и заказываете пошив. Как к этому относятся в семье?
– В семье, а у меня жена и две дочери, меня понимают. Они знают, что я этим живу. У жены и дочерей тоже есть своя форма, и они иногда ездят со мной на мероприятия. В реконструкциях я не участвую, но вот на захоронениях останков погибших в годы войны бываю обязательно. В день, когда в Гомель приезжал Поезд Победы, я и два моих товарища встречали его в военной форме тех лет. Ведь наш долг – не позволить предать забвению подвиг дедов и прадедов.
Виталий Николаев проводит выставки своей коллекции военной формы и других реликвий на праздновании 9 Мая и Дня Независимости в Гомеле, часть коллекции передал в Гомельский музей военной славы. Участвует в проекте «Старый город».
В домашней коллекции Виталия Николаева также есть будёновка 1934 года (её нашли в мусорном контейнере знакомые и принесли ему), тульская губная гармошка, надпись на которой свидетельствует о том, что отец подарил её сыну, уходившему на фронт, портсигар, верно служивший бойцу в годы войны. Возможно, и их истории когда-нибудь раскопает неравнодушный гомельчанин.