Остановить нашествие: гомельские учёные создают биопрепарат для борьбы с короедом | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
11:00 29 Января 2022 Новые имена Беларуси 6414

Остановить нашествие: гомельские учёные создают биопрепарат для борьбы с короедом

Когда вы слышите о глобальном потеплении, знайте, это не сказки. Всё действительно так. Изменения климата отмечают повсеместно, и Беларусь в этом плане не исключение. Температура стала выше, осадков – меньше. И в результате настоящая катастрофа – нашествие жука-короеда. Самым эффективным методом борьбы с маленьким вредителем считается санитарная рубка. Способ проверенный, но крайне жёсткий, ведь вырубать приходится тысячи заражённых деревьев. Гомельские учёные пытаются найти альтернативу. Прямо сейчас сотрудники Института леса НАН Беларуси создают биологический препарат, который сможет победить вредителя, при этом сохранив дерево. 



Из санитаров – в убийцы. Если честно, история с короедом немного грустная. При нормальных условиях жуки – настоящие санитары леса. И миссия у них благородная – как можно быстрее утилизировать старые, слабые, больные деревья, которые есть абсолютно в каждом лесу. Но стоит обстоятельствам измениться – и из бравых ребят, помогающих обеспечивать тот самый круговорот жизни, они превращаются в беспощадных убийц, скашивающих тысячи гектаров хвойных лесов. 

– Повышение температуры – среднемесячное, среднегодовое – идёт однозначно. Смещается вегетационный период. Климатические нормы пересматривались ещё в 2010 году, – обращает внимание научный сотрудник лаборатории проблем восстановления, защиты и охраны лесов Галина Помаз. – К сожалению, периодически отмечается и уменьшение количества осадков. А это очень важный фактор. Когда влаги достаточно, природа справляется. Если же осадков мало, а температура повышена, смолы у хвойных выделяется гораздо меньше. То есть у дерева не хватает сил на свою защиту и постепенно оно ослабевает. 



Жук-короед, пользуясь моментом, берётся за дело: прогрызает отверстие в коре, заселяется в свой новый дом и начинает там обживаться, проделывая многочисленные ходы. Дерево тихо умирает изнутри, не имея никакой возможности оказать сопротивление этому маленькому созданию.

На вкус и цвет… У каждого насекомого есть своя кормовая порода. Различные вкусовые предпочтения позволяют избежать конкуренции. В общем, в природе всё устроено очень хитро. 

– Вершинный короед обитает преимущественно в вершине дерева, там, где тоненькая кора. Отсюда, кстати, и его название, – поясняет Галина Михайловна. – Где кора потолще, наверняка обнаружите шестизубчатого короеда. Эти два вида – любители сосны. Ель же пришлась по вкусу короеду-типографу.

На самом деле видов жука-короеда довольно много. Мы занимаемся лишь хозяйственно значимыми. 

Большая беда пришла в наши леса в 2016-м. Специалисты сразу же начали принимать меры, чтобы остановить короеда. Вырубались большие площади повреждённых насаждений, а порубочные остатки утилизировались путём сжигания или мульчирования – превращения в мелкую щепку. 




– Процесс этот несложный. На обычный трактор устанавливается навесное оборудование, измельчающее ветви, и все насекомые, которые находились под корой в виде жуков или личинок, гибнут, – рассказывает научный сотрудник. – Причём, хочу отметить, что после проведения таких работ улучшается пожарная обстановка в лесу, а лесная растительность постепенно восстанавливается. На месте вырубленных насаждений работниками лесного хозяйства создаются лесные культуры – новое поколение будущего леса.

В 2019-м ситуация с короедом стала улучшаться. К концу 2021-го по Гомельскому лесохозяйственному объединению площадь сплошных санитарных рубок уменьшилась почти в пять раз по сравнению с 2018 годом. Но, конечно, успокаиваться рано. Дабы уберечь деревья от вырубки, гомельские учёные разрабатывают биопрепарат, который позволит решить сразу две задачи: уменьшить количество насекомых и сохранить лесные насаждения целыми и невредимыми. 

Безопасно для человека. В связи с короедным усыханием применяются различные лесохозяйственные и санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе и химический контроль. Однако химические инсектициды негативно воздействуют на окружающую среду, а значит, искать нужно биологическое «оружие». 

– В природных популяциях короеды поражаются грибной инфекцией. Мы провели исследования и выяснили, что у погибших насекомых присутствуют энтомопатогенные грибы. А именно гриб боверия бассиана, – отмечает заведующая лабораторией проблем восстановления, защиты и охраны лесов Наталья Севницкая. – Этот естественный регулятор численности насекомых мы и решили использовать в борьбе с короедом. 


Что же сделали учёные? Для начала выделили из природных популяций изоляты – чистую культуру. Затем получили грибной штамм Beauveria bassiana 20-08, зарегистрировали его в Генном банке Национального центра биотехнологической информации и получили токсикологический паспорт, а это значит, что данный штамм безопасен для человека и теплокровных животных и может использоваться в микробиологическом производстве. Следующий шаг – разработка технологического процесса производства биопрепарата на основе полученного штамма и его испытания. 


– В хвойных фитоценозах эта грибная инфекция уже есть, но мы увеличиваем её количество, что будет способствовать увеличению смертности насекомых, – поясняет Наталья Леонидовна. – Действовать препарат должен против основных хозяйственно значимых вредителей: вершинного и шестизубчатого короедов, короеда-типографа. 

Очень нужен дождь. Теперь встаёт вопрос, как же распространить полученное «лекарство» среди максимально большого количества докучающих насекомых? А здесь уже всё придумано. Работу выполнит специальная ловушка, которая, кстати, разработана и запатентована сотрудниками нашего же института. 




– Внутрь изделия помещается пищевой феромон. Насекомые привлекаются и летят на свою кормовую породу, – рассказывает принцип действия Наталья Леонидовна. – Затем жуки ударяются о барьеры ловушки и падают вниз, на специальную площадку, на которую помещён созданный биопрепарат. Короеды набирают на свои покровы споры боверии бассианы и улетают. Тем самым разносят инфекцию: передают её при спаривании, а дальше и своим потомкам. 

Чтобы затея сработала, нужно выполнить несколько условий. Во-первых, вовремя установить ловушки. Делается это в начале лёта вредителей. К примеру, чтобы «наловить» вершинного короеда, изделия необходимо расставить до 25 апреля. Работа несложная, но масштабная, поскольку норма такая: одна ловушка на гектар. И это ещё не всё. В конце июня феромон следует заменить, поскольку у него истекает срок действия. «Просроченным» товаром короеда не заманишь, а в июле может быть повторный лёт. 


Второе условие куда более значимое, и, к сожалению, от человека оно не зависит. Тут уж как повезёт. Речь идёт о достаточной влажности. Если природа подыграет и ниспошлёт много или хотя бы норму осадков, инфекция будет передаваться и вызывать гибель насекомых. Если же нет – на успех рассчитывать не приходится, потому что излишняя сухость – неподходящее условие для распространения препарата. 

– Да, действие биопрепарата сильно ограничивается погодными условиями, но по сравнению с химическими средствами он гораздо безопаснее. А значит, стоит попробовать, – считает заведующая лабораторией. – Мы работаем по госпрограмме, рассчитанной на 2021–2025 годы. Время у нас есть. При благоприятном исходе полученный препарат можно будет использовать в лесном хозяйстве всей нашей страны.


 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N