Ярмоленко, Градский, Буйнов, Рознер... Какие ещё имена связаны с Гомельской областной филармонией? | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Юлия Митрахович Юлия Митрахович Автор текста
18:00 24 Марта 2022 Культура

Ярмоленко, Градский, Буйнов, Рознер... Какие ещё имена связаны с Гомельской областной филармонией?

Здесь начинали свою карьеру Александр Градский и Александр Буйнов, работал виртуозный аккордеонист Валерий Ковтун, знакомил простой народ с миром джаза всемирно известный Эдди Рознер, родились «Сябры» Анатолия Ярмоленко. В историю Гомельской областной филармонии вписаны имена многих талантливейших людей. В этом году музыкальной «шкатулке» Гомельщины исполняется 55 лет. Какими были эти полвека?

Билеты тысячами. 

Гомельская филармония открылась в далёком 1967 году. Основной её задачей была организация концертов в городе и за его пределами. Для этого формировались бригады музыкантов, танцоров и артистов эстрады, которые отправлялись на гастроли. 

В разные годы учреждение размещалось в ветхом доме на улице Рогачёвской, в здании Дома культуры местной промышленности – современном Гомельском областном театре кукол. Сегодня её дом – небольшое уютное здание на Советской. В разгар рабочего дня здесь царит обстановка шумного творческого улья. По этажам разливаются звуки эстрадно-симфонического оркестра. В коридорах распеваются артисты. А в кабинетах бурно согласовывают очередную афишу. 

Заведующая кадрово-юридическим сектором Нина Паращенко работает в филармонии уже 43 года. «Ты ж мечтала быть артисткой? В филармонию требуется билетный кассир», – пошутил муж в далёком 1979-м и решил вопрос трудоустройства Нины Александровны на долгие годы. 


– Первые полгода я вела учёт билетов и выдавала их по накладным тысячами. Они хранились в небольшой комнате строго под замком. Ночью разбуди – знала, сколько и в каком шкафу хранится. Тогда билеты были в пачках и стоили от 30 копеек до самых дорогих в первые ряды по 3 рубля 50 копеек, – чеканит Нина Александровна цены, как будто это было вчера.  – Тогда филармония вела бурную концертную деятельность. Билеты продавались споро, потому что планированием гастролей занимался Госконцерт СССР.  

Артисты на экспорт. 

Нина Паращенко открывает ценный экспонат – старый журнал учёта трудовых книг. На пожелтевших страницах с 1967 года поселилась целая плеяда звёздных фамилий. 


В первые годы в филармонии работал ВИА «Лада», в составе которого выступали Александр Градский, Александр Буйнов и барабанщик Владимир Полонский (потом они войдут в состав «Весёлых ребят»). Новый ансамбль не всеми воспринимался положительно. На страницах одной из газет как-то появилась критическая статья о концерте «Лады». Как вспоминал Градский, это было первое упоминание о нём в прессе. На следующий день коллектив расформировали, а артистов перевели в состав концертной бригады «Сувенир». 


Члены вокально-инструментального ансамбля «Сувенир» Александр Градский, Владимир Полонский, Александр Буйнов на одном из гомельских заборов.

В начале 70-х на базе ансамбля «Песни над Сожем» появился ВИА «Сябры» Анатолия Ярмоленко, работал танцевальный коллектив «Музыки». 


Они колесили с концертами по всему Союзу аж до Дальнего Востока. А к нам на гастроли приезжали Николаев, Хазанов, Леонтьев. По три концерта в день выдавал ВИА «Самоцветы», где играли Буйнов и Глызин. Полные залы приходили послушать их «Не волнуйтесь, тётя, дядя на работе». Одним из лучших по акустике тогда был небольшой зал ДК имени Ленина (современный ДК железнодорожников). 

В 80-е, вспоминает собеседница, когда группа «Машина времени» была запрещена в Советском Союзе, филармония организовала их концерт в цирке. Макаревич и компания собрали аншлаг. Поклонники вставали с кресел, подпевая кумирам. На следующий день в газетах вышли разгромные статьи о филармонии, позволившей себе привезти в Гомель рок-коллектив, репертуар которого идёт вразрез с политикой партии и правительства. Директора вызывали на ковёр. 

  • 20 мая 1967 года во Дворце культуры имени Ленина состоялось открытие Гомельской филармонии, которая стала первой областной концертной организацией БССР. 

«Не кольхозный артист». 

Среди тысяч записей в старой книге – фамилия Адольфа Игнатьевича Рознера. Великий джазовый музыкант не хотел был тёзкой Гитлера, поэтому представлялся Эдди. 

Звание второй трубы мира он получил в 30-е годы на всемирном конкурсе молодых трубачей, где звезда европейского джаза Луи Армстронг занял первое место, а он – второе. Услышав игру Рознера, Армстронг восхитился и подарил ему открытку с надписью «Эдди Рознеру – белому Луи Армстронгу». Рознер в ответ презентовал свою фотографию с надписью «Луи Амстронгу – чёрному Эдди Рознеру». 


В январе 1971 года Эдди Рознер стал солистом и дирижёром Гомельской филармонии. Это было его последнее место работы в СССР. Как вспоминал бывший директор филармонии Валерий Радькин, организация в 70-е годы была богатой. Джазмену предложили концертную ставку в восемь рублей против шести московских. Он, не раздумывая, согласился.


Эльдар Рязанов и оркестр Эдди Рознера на съёмках «Карнавальной ночи».

Эдди Рознер собрал свой последний советский джаз-бэнд, куда вошли несколько гомельских музыкантов и известные столичные виртуозы. Он устраивал настоящие джазовые шоу. Вспоминали, что сначала из-за кулис появлялась труба, а потом под бурные аплодисменты на сцену выходил маэстро. Как работнику областной филармонии, ему часто приходилось гастролировать по райцентрам и сельским клубам. Лишь изредка музыкантов приглашали выступать в крупные города Союза. Всё это очень удручало великого джазмена: «Я не кольхозный артист!» – с немецким акцентом обиженно восклицал он. 

Проработав чуть больше года, Рознер отправился на Запад. Присылал Валерию Радькину открытки из разных стран. Слал на адрес филармонии без конвертов. Возможно, чтобы их могли прочитать все. Музыкант умер на родине, в западном Берлине, в 1976 году. 

Жизнь в музыке. 

Сегодня жемчужиной филармонии называют народную артистку Беларуси, лауреата премии Президента Республики Беларусь за «Духовное возрождение», ведущего мастера сцены Галину Павленок. 

Каждое выступление певицы – это встреча с высоким искусством. Услышав её исполнение, телеведущий Владимир Шелихин сказал: «Если бы не знал, что это белорусская певица, решил бы, что присутствую на концерте знаменитости европейского масштаба». 

Галина Павленок – одна из немногих артистов, которые делают себя сами. 

Она окончила Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, которая была мечтой многих вокалистов, грезивших об оперной сцене. Работала солисткой в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Сотрудничала с Новосибирской филармонией и оркестром Новосибирского радио. Гастролировала с оперным театром в Сибири, Москве, на Урале, Дальнем Востоке, Алтае. 

В Гомельскую филармонию Галина Павленок пришла в 1979 году. Здесь состоялась как артистка-певица.

– Моя работа в филармонии начиналась с музыкального лектория, который состоял из четырёх–пяти артистов разных жанров, – с ностальгией вспоминает она те годы. – Такими мобильными группами мы объезжали все уголки Гомельщины, давая по 15–20 концертов в месяц. Дома культуры, школы, техникумы, институты, санатории, даже заводы в обеденные перерывы. О любви зрителя к таким встречам говорили полные залы и наличие фортепиано, которое стояло на сцене каждого клуба. Приезд филармонии для людей был праздником. 

На протяжении многих лет Галина Павленок успешно занимается сольной деятельностью. Её волшебное меццо-сопрано слышат во всех областях Беларуси и за рубежом. Голосу артистки подвластны музыка камерная, с оркестрами, ансамблями, фортепиано, органом. Это – её жизнь. 


– Без музыки наша жизнь была бы ошибкой, – говорит народная артистка Беларуси Галина Павленок. 

*  *  *

Чтобы вспомнить имена всех артистов, которые выступали и выступают в филармонии, не хватит газетной полосы. Визитной карточкой Гомеля заслуженно считается эстрадно-симфонический оркестр имени Ю. Василевского под руководством главного дирижёра Станислава Шныра. Радуют зрителей камерный хор (художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный деятель культуры Республики Беларусь Елена Соколова), камерный оркестр (дирижёр Андрей Глазенков), музыкальный театр для детей «Вырастайка», фольклорный ансамбль славянской песни «Збiцень» и другие талантливые артисты. 


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N