Гомельский политех - вперёд и вверх!
Высшее учебное заведение, основанное в 1968 году, получившее имя выдающегося авиаконструктора Павла Сухого, пришло к возрасту по меркам человеческим зрелому. И хотя в сравнении со старейшими мировыми образовательными центрами Гомельский государственный технический университет ещё молод, но это скорее преимущество. Ведь молодость полна сил, энергии, возможностей роста. О перспективах образовательных процессов и людях, для которых политех стал учебной и профессиональной стезёй, этот материал.
Уважаемые коллеги, ветераны труда!
55-летие для Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого, нашего политеха, – это не просто юбилей. Это праздник коллектива единомышленников, работников и ветеранов университета, студентов и аспирантов, друзей и партнёров, всех, кому дорог наш политех, кто душой и делом содействует его развитию и процветанию. Дорогие друзья, от души желаю вам всем здоровья, творческой энергии, новых профессиональных успехов. Вперёд и вверх!
Артур Путято, ректор ГГТУ имени П. О. Сухого
В кадровую линейку – новые специальности.
Первый проректор Олег Асенчик отмечает безусловную уникальность университета по набору специальностей.
– В регионе по нашим специальностям студентов не готовит практически никто, – говорит он. – Мы закрываем потребность в инженерных кадрах для машиностроения, энергетики, металлургии, нефтяной разработки, автоматизации, электроники, информационных технологий, в некоторой степени для экономики. Именно насущная необходимость в подготовке кадров и послужила основным фактором создания и развития технического многопрофильного вуза на Гомельщине. Чтобы успешно конкурировать за абитуриента, мы постоянно расширяем сферу предложения инженерных специальностей, представляя в кадровой линейке новые востребованные профессии.
Олег Асенчик называет обстоятельства, которые подтолкнули к такой диверсификации. Это и возросшие потребности реального сектора экономики, и заинтересованность самих абитуриентов.
– С 2000 года мы ввели не менее 10 новых специальностей на различных факультетах. На механико-технологическом факультете по популярности лидируют специальности, связанные с производством изделий на основе трёхмерных технологий и из композиционных материалов, металлов и полимеров. Факультет автоматизированных информационных систем вот уже 15 лет переживает бум востребованности среди абитуриентов и работодателей. Интересная специальность на гуманитарно-экономическом факультете «Управление дизайн-проектами» открылась два года назад. Она не преподавалась ранее в регионе на уровне высшего образования и сразу же вызвала живой интерес. Первый выпуск покажет необходимость этих специалистов в современных условиях.
В гармонии с образованностью.
Как замечает Олег Асенчик, не только одними учебными процессами живёт вуз. Как указано в миссии университета, «подготовка специалистов осуществляется путём гармоничного развития личности на основе духовно-нравственных, национальных традиций и ценностей». Какие качества стремятся прививать студентам в стенах политеха?
– Помимо огромного пласта культурной, спортивной, общественной, воспитательной работы, которая проводится и студентами, и преподавателями, необходимо отметить один небольшой, но важный, на мой взгляд, момент, проработка которого поможет будущим технарям найти своё место в профессиональной среде, – поясняет Олег Данилович. – Инженеры, они, как правило, неразговорчивы. Зато хорошо могут рассчитывать схемы, писать программы, но при этом, погружаясь в свою техническую сферу, нередко отстают в коммуникативных навыках. Взять хотя бы первый шаг – приём на работу. Молчун и говорливый одинаково хороши в образовании, но кого выберет работодатель, стремясь как можно больше узнать о новом работнике? В развитии подобных компетенций, налаживании межличностных связей мы, преподаватели, также видим свою задачу.
Золотой фонд преподавательского состава.
Прогресс в образовательном процессе ГГТУ трудно представить без качественного преподавательского состава. Среди педагогов, как подчёркивает Олег Асенчик, есть немало и молодых талантливых, и умудрённых опытом, заслуженных представителей научной элиты.
– На торжествах по случаю 55-летия университета четверо преподавателей были награждены званием «Почётный работник ГГТУ имени Сухого». Cтаж работы каждого из них составляет не менее 45 лет, – говорит первый проректор.
Такие люди являются носителями университетской истории. Лев Великович, преподаватель факультета автоматизированных систем, в своей «Политехнической биографии» делится воспоминаниями: «Институт превратился в единое целое, в дружную семью, у которой было единственное желание – стать университетом, и – ура! – желание осуществилось. В 1995 г. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь институту было присвоено имя выдающегося авиаконструктора Павла Осиповича Сухого. Поэтому в 1998 году мы стали называться Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого.Это словосочетание звучало для нас как волшебная музыка».
В состав ГГТУ имени П. О. Сухого входят 6 факультетов, где работают 20 кафедр, институт повышения квалификации и переподготовки, научно-исследовательские и другие подразделения.
Инженерные классы будущего.
Начальник отдела довузовской подготовки Сергей Юрис отмечает, что в новом учебном году в Гомельской области создана сеть профильных классов и групп инженерной направленности, куда входят 28 школ и 245 учащихся.
– Цель таких классов в выстраивании связей между школой, университетом и производством. Университету при этом принадлежит координирующая роль, – подчёркивает Сергей Юрис. – Факультатив «В мире техники и технологий: выбираем инженерную профессию» помогает ученикам школ почувствовать себя студентами: слушать лекции преподавателей университета, принимать участие в тематических мастер-классах. Кроме того, учащиеся инженерных классов выполняют научно-исследовательские проекты. Площадкой для реализации их потенциала является региональная конференция «Техника и транспорт – взгляд молодёжи на прошлое, настоящее, будущее». В марте 2024 года её новые участники и опытные учителя-руководители встретятся в стенах университета, чтобы представить результаты технико-технологических разработок. Как говорит Сергей Юрис, двери ГГТУ всегда открыты для школьных профориентационных экскурсий.
Точки роста – в реальном секторе экономики.
В тесной связи с реальным сектором экономики видит Олег Асенчик перспективу развития университета:
– Чем успешнее мы будем взаимодействовать и при подготовке кадров, и в проведении научных исследований с реальным сектором экономики, тем успешнее будем развиваться. Исходя из актуальных требований нанимателей, будем открывать для абитуриентов новые специальности, проводить инновационные научные изыскания. Это будет полезно и для студентов, и для преподавателей, и для нанимателей из различных сфер.
Наука – это и для души.
Григорий Петришин, декан машиностроительного факультета, описывает свою карьеру как классическую. Учился в «Школе будущего инженера» при вузе, поступил в 1996 году на факультет машиностроения, закончил его и остался там же работать, чтобы через годы возглавить.
– Есть в работе инженера-механика огромный плюс, – говорит декан. – Сразу видишь результат своей работы. Детали можно пощупать, самому что-то изобрести, тут же сделать, убедиться, что конструкция работает.
В 2001 году выпускник с красным дипломом остался при магистратуре ГГТУ.
– Тогда это была никому неизвестная форма обучения, не знали, в каком виде выдавать диплом магистра, – улыбается Григорий Петришин. – Он у меня был под № 3.
Тернистый путь молодого аспиранта завершился рекордно быстрой, всего за год, защитой диссертации.
– Наука – это для души, – описывает отношение к ней Григорий Петришин и считает самым важным, что он сделал для факультета, – создание лаборатории упрочняющих и восстанавливающих технологий. Там он со студентами занимается разработками и внедрением защитных покрытий металла, чтобы восстанавливать изношенные слои либо наносить новые, с более прочными, разнообразными свойствами. Сейчас в лаборатории применяются технологии узконаправленные, под конкретные функциональные запросы – покрытия могут быть антикоррозийными, абразивными, изолирующими, полимерными. Последние два года используется лазерная обработка.
– За счёт лаборатории машиностроительный факультет в лидерах по объёму выполняемых работ для промышленных компаний региона. Среди них такие заказчики, как «Белоруснефть», «Гомсельмаш», выходим также на российский рынок, – говорит декан.
Игорь Одарченко от студенчества в ГГТУ прошёл по всем ступеням роста к должности декана механико-технологического факультета: преподаватель-стажёр, ассистент, преподаватель, заместитель декана.
– Высшая школа не стоит на месте, модернизируется, и сейчас мы готовим студентов по новым специальностям, – рассказывает Игорь Одарченко. – Пять лет назад мы открыли подготовку по флагманской специальности «Производство изделий на основе трёхмерных технологий», что связано с цифровым производством, с 3D-печатью, обработкой на станках с ЧПУ. Тесные связи с производственниками позволяют нам быть в курсе их кадровых запросов. В этом году мы получили разрешение на открытие специальности «Мобильные технологические машины и комплексы». Ведь после модернизаций на многие предприятия пришёл труд автоматический: сложнейшие станки, линии, роботы функционируют в цифровой среде без участия человека. Как готовить студентов для этой сферы, начали думать заранее: построили много учебных курсов, модернизировали лабораторную базу. И сегодня учим цифровому проектированию, виртуальному моделированию.
Базовые предприятия области, чувствуя дефицит инженерных кадров, помогают вузу в создании условий для качественного образовательного процесса. В качестве примера Игорь Одарченко приводит учебный филиал, функционирующий на Гомельском ЗЛиНе, где студенты проводят занятия и имеют возможность наглядно закреплять знания в производственных цехах. Сейчас ЗЛиН в стенах вуза создаёт собственный специализированный класс, который вскоре откроется.
Анимация для будущих энергетиков.
Доцент кафедры электроснабжения Алексей Капанский, заместитель декана энергетического факультета по науке, также выпускник ГГТУ имени П. О. Сухого. Он не только занимается преподавательской работой, но и ведёт научные исследования. В статусе молодого учёного защитил кандидатскую диссертацию и недавно поступил в докторантуру. Интерес будущих энергетиков к знаниям напрямую зависит от того, как будет подаваться материал, считает Алексей Капанский. Преподаватель широко применяет интерактивные методы, хотя это требует длительной подготовки.
– К примеру, подготовка одной лекции при наличии материалов с применением 20 анимированных слайдов занимает около 24 часов. Но я нахожу в этом процессе творческую составляющую. Долгими часами настраиваю анимации, поэтому диаграммы в нужный момент летают, формулы и векторные изображения появляются, – объясняет собеседник. – Дисциплина непростая, такой вид подачи помогает формированию у студента её концептуального понятия. При полном сопоставлении лекций, лабораторных и практических занятий ребята сами начинают моделировать процессы, приходят к комплексному пониманию работы системного анализа электрической сети, к тому, как её элементы взаимодействуют между собой. Как итог, качественно подготовленная лекция хорошо усваивается студентами, а преподавателю это даёт чувство профессиональной самореализации.
Преподаватель-стажёр кафедры информатики Екатерина Фролова буквально вчера была в числе студентов, а сегодня обучает ребят той же специальности, что получила сама.
– Переход в педагогический статус для меня не был волнительным, – говорит Екатерина. – Отношения студентов и преподавателей на нашей кафедре всегда дружественные, общение и мероприятия связывают нас общими интересами, традициями.
Екатерина очень довольна, что в профессии может реализовать свой творческий потенциал.
– В моей специальности результат выполнения – это нужные пользователю приложения, – говорит девушка. – К примеру, в дипломной работе, посвящённой программному обеспечению для больниц, я разрабатывала концепцию удобного взаимодействия пациентов и работников медучреждения. Я много общалась и с теми и с другими, выслушивала пожелания, старалась учесть их при создании программы, искала лучший вариант, в том числе и дизайна.
Екатерина увлекается живописью,участвует в работе творческого кружка, созданного в стенах ГГТУ. На выставке, посвящённой 55-летию университета, она и другие художники этого объединения представляли свои творения.
В планах молодого преподавателя – закончить магистратуру, стать аспирантом. Учёба и преподавание, как она считает, гармонично дополняют друг друга, дают возможность расти в науке и совершенствовать преподавательские знания.
Автор фото: Наталья Рудева