Как можно с помощью света преобразить Гомель: советы светодизайнера | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Ирина Чернявская Ирина Чернявская Автор текста
10:30 27 Мая 2019 Общество

Как можно с помощью света преобразить Гомель: советы светодизайнера

Гомельчанин Сергей Сизый 16 лет назад начал осваивать дизайн света и впоследствии стал представителем уникальной профессии, основал, руководит и преподаёт в первой в России школе светодизайна LiDS Lighting Design School. Кроме того, Сергей – автор концепции освещения резиденции Президента Республики Беларусь, нескольких городов России, стадиона «Лужники», множества торговых и бизнес-центров, офисов, гостиниц, ресторанов и музеев. Дизайнер рассказал, как можно с помощью света преобразить Гомель и каких эффектов не хватает городу над Сожем.


Автор фото: Ирина Чернявская

Сергей Сизый является членом Международной ассоциации светодизайнеров IALD, основателем школы и студии светодизайна LiDS Lighting Design и проекта «Светлая инициатива» и  специалистом в области эмоционального влияния света на человека. В 2012 году с работой «Пластика света» он был удостоен премии «Российский Светодизайн» в номинации «Дизайн осветительного прибора». В 2013 году стал финалистом конкурса «One beam of Light» в Лондоне. В том же году отмечен призом конкурса «Российский Светодизайн» в номинации «Лучший проект внутреннего освещения» с проектом офиса компании TP Vision в Москве. В 2017 году стал призёром международного конкурса «The future of urban lighting» в Париже и победителем конкурса «Urban Awards» в номинации «Инновация года». В 2018 году – призёр конкурса «Российский Светодизайн» в номинации «Лучший проект внутреннего освещения».


Теория эмоционального дизайна 

Сегодня светодизайн выполняет множество задач. С одной стороны он придаёт фасадам зданий, ландшафту или интерьеру эстетическую привлекательность, вызывает эмоции. С другой - выполняет различные экономические или социальные функции. Например, правильное освещение в офисе помогает продуктивно работать, в магазинах – продавать, а в городах - привлекать туристов. 



- Моя деятельность началась с разработки светильников. С одним из них стал призёром конкурса «Российский светодизайн-2012», - вспоминает Сергей. 


- Постепенно перешёл к масштабным проектам. Пришлось многое открывать самому, экспериментировать. И когда добился первых успешных результатов, появилось желание открыть свою школу светодизайна. Захотел, чтобы у людей была возможность, какой в своё время не было у меня, – учиться этой профессии. Когда всё систематизировал, сравнил подходы в обучении в разных странах, понял, что теперь могу делиться своими идеями и с зарубежными коллегами. А это огромное удовольствие.



Сейчас Сергей Сизый пишет книгу об эмоциональном дизайне, теорию которого сам и разработал:

- Ещё в 2012 году читал лекции в Британской высшей школе дизайна в Москве. И там провёл интересное исследование, которое позволило понять, как устроено наше восприятие света и как оно влияет на эмоции. Разделил студентов на две равные группы, раздал картинки с природой: рассветы, закаты, зима, весна и прочее. Одной из команд достались изображения, размытые с помощью фотошопа, где суть не читалась. Эксперимент показал, что не смысл изображённого воздействует на наши эмоции, а только отдельные факторы: цвет, количество света, яркость, контрастность. Все свои выводы объединил в  теорию эмоционального дизайна, согласно которой любая световая среда создаётся с учётом чувственного опыта пользователей и близких им эмоций. 



Этот подход в своей работе применяет команда Сергея из более 40 человек из Беларуси, России, Украины, Латвии, Италии, Германии и США. Эти ребята светом могут сымитировать и закат, и водопад, и камин, вызвать ассоциации, связанные с отдыхом, расслаблением. Разрабатывая ту или иную концепцию освещения, опираются на логику, которой следуют в своём восприятии пользователи. 



К слову, большинство людей берут готовые решения из интернета. Сергей же учит команду критично мыслить, развиваться, не бояться рисковать, создавать то, что никто раньше не делал. 

Свет меняет жизнь города 

Светодизайн является отличным инструментом пиара города, толчком к развитию туризма. И важно, чтобы вечером он выглядел не хуже, чем днём.

По словам собеседника, сейчас многие города пытаются придумать себе некий бренд для привлечения туристов:

- В России с этим очень часто можно столкнуться. Кострому, например, называют сырной столицей, Великий Устюг – родиной Деда Мороза, Нижний Новгород – карманом России. Во Франции много примеров городов со своим неповторимым световым обликом. Так, Лион является одним из самых интересно освещённых городов в Европе, здесь проходит известный во всём мире фестиваль света. И это тоже пример брендинга, когда город привлекает к себе внимание туристов и получает более высокие рейтинги в различных исследованиях, что притягивает инвестиции и способствует его развитию. 




В 2017 году на конкурсе в Париже команда Сергея создала масштабный концепт «Город как живой организм» (проект занял третье место из более двух тысяч работ со всего мира), где предложила использовать освещение в качестве стимула экономии энергоресурсов и заботы об окружающей среде. 


Смысл проекта в следующем: нужно собирать в городе информацию о том, сколько электроэнергии жители тратят каждый день, и в случае превышения нормы оставлять вечером дома без фасадного освещения. Или, скажем, если жители потребляют много воды, то вечером не будут освещены набережные и фонтаны.



- Это дисциплинирует людей, они задумаются об экономии ресурсов. Почему бы Гомелю не реализовать подобное и не заявить о себе, как о первом городе в мире с такой идеей? – предлагает Сергей.

От хаоса к гармонии

В мире 2015-й был объявлен Годом света. Но Сергей убеждён, что пока у вечернего облика большинства городов много проблем:

- К примеру, часто здания принадлежат разным собственникам, и каждый сам решает, как выделиться, в результате получается световой хаос. В идеале же нужно продумать концепцию для всего города, а потом для отдельных его панорам, архитектурных ансамблей. И после перейти к идеям освещения каких-то определённых объектов. При этом для каждого типа пространства прописывать правила игры: где использовать тёплый свет, а где – холодный, где необходимо декоративно-художественное освещение, а где достаточно утилитарного. Аналогично необходимо продумывать и освещение ландшафта, зелёных территорий. Ведь это те самые зоны отдыха, где человек может отвлечься от урбанизированной среды, расслабиться и почувствовать комфорт. Но готовых рецептов концепции нет! Каждый город заслуживает своей уникальной идеи. 



К примеру, за последний год команда Сергея создала световую концепцию для трёх городов в Ивановской области: 

- В Кинешме выделили светом туристический маршрут. Историческую часть города сделали в тёплых тонах, современную – в холодных. Это помогает туристам понимать, где они находятся. 


В известном ткацкими мануфактурами, промышленностью Иваново мы выделили различным светом эпохи его развития. 



А в Юрьевце обыграли историю. Князь Юрий, когда шёл по Волге в составе каравана судов, увидел на берегу горящие свечи и приказал создать там город. Благодаря этому факту у нас родился целый подход к освещению набережной и формированию вечернего облика «речного фасада» Юрьевца. 


Привлекать туристов светом

Светодизайнер считает, что Гомелю сложно конкурировать в привлечении туристов, например, с Прибалтикой или Киевом, потому что достопримечательностей у нас не так много:
- Но зато можно создавать какие-то свои изюминки. Тот же фестиваль света, который проходит в Гомеле, можно расширить и проводить не только на сцене Городского центра культуры, где рисуют в воздухе фонариками, но и организовывать масштабные проекты, конкурсы с привлечением большого количества лекторов, дизайнеров и просто заинтересованных людей. 


Хороший пример - Эйндховен в Нидерландах. Он меньше Гомеля, в нём практически нет достопримечательностей. Но здесь организовали фестиваль света, который любит и ждёт весь город. Ежегодно жители устраивают карнавальное шествие, где ходят в светящихся костюмах, презентуют различные инсталляции. Туристов тут больше, чем жителей. Причём фестиваль проходит в «мёртвый» сезон – в ноябре. Главное – удачно создать единый привлекательный облик города, комфортный для горожан и для туристов, и при этом проводить интересные временные перфомансы.



Во время Великой Отечественной войны многие города и их достопримечательности были практически разрушены. Сергей назвал один из путей восстановления утерянного культурного наследия - это благоустройство с помощью сигнаций - линий, отчерчивающих границы ранее стоявшего здания:

- Например, в Гомеле на площади Ленина раньше стояли костёл и синагога. Сейчас нет возможности и финансов это всё восстановить, но зато можно на плоскости отметить светом границы здания либо же создать их световые проекции.

Собеседник отметил, что вечером и ночью многие здания становятся одинаковыми, скучными. И чтобы отличаться, нужно тоже создать свою изюминку:

Автор фото: Ирина Чернявская



- К примеру, наш прекрасный парк Румянцевых и Паскевичей. Днём он является идеальным красивым местом для отдыха и прогулок, но вечером уже не так интересен. Поверьте, светодизайн сможет помочь вдохнуть в него новую жизнь. И наша команда с удовольствием и занялась бы этим проектом. А вообще, мне нравится, как Гомель показывает себя, когда у него праздник. Включается освещение по всему центру, интересные люстры на улице Кирова повесили. Но чтобы это всё не приедалось, нужно постоянно совершенствовать идеи, менять и удивлять. Ведь, вкладывая деньги в освещение, можно приумножить их. Люди станут больше гулять по вечерам и совершать покупки, а в город начнёт приезжать ещё больше туристов. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N