80 историй о Победе. Николай Лещенко: «Ну что ж, ползите, гады!»
Уходили на священную войну наши деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов. Ушёл на фронт из родного Харькова и Николай Лещенко.
Первая линия мужества и отваги советских людей прошла вдоль пограничных застав. Горела земля, плавился металл… Потом были кровопролитные бои под Москвой, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, была Курская дуга, форсирование Днепра, освобождение Беларуси. Наступательные действия в БССР летом 1944 года развивались очень стремительно. После освобождения Слуцка наши войска устремились дальше на запад. Стараясь не отставать, артиллеристский взвод в составе двух орудий под командованием Николая Лещенко двигался в быстром темпе. И вдруг на окраине Несвижа тягач одного из орудий был обстрелян фашистским танком и загорелся. Николай Лещенко подсчитал: у него одно исправное орудие без тягача и шесть артиллеристов. Немного осталось от взвода, но пока есть орудие, есть люди и снаряды, надо продолжать выполнение боевой задачи. Но где же другие подразделения? Оказалось, что поблизости никого нет. Это обострило положение. В таких условиях молодой офицер Лещенко не только не растерялся, но и проявил необходимую волю и рассудительность. Когда из Несвижа вышла группа танков и двинулась в направлении огневой позиции орудия, лейтенант Лещенко тут же отдал необходимые распоряжения: гранаты применять, когда танки приблизятся на 25–30 метров, огонь из автоматов вести по пехоте и только прицельно. Сам же офицер исполнял обязанности наводчика, остальные во главе со старшим сержантом Вовчеком остались в окопе с автоматами и гранатами наготове. Внимательно наблюдал Лещенко через панораму за приближающимся танком, стараясь точнее определить расстояние до него.
150, 200 метров… Можно стрелять. Гришаев досылает в ствол снаряд. Гремит выстрел. Но снаряд, попав в танк, срикошетил. Второй снаряд, выпущенный Лещенко, угодил в уязвимое место, и танк запылал. Выпущены ещё два снаряда – и второй танк горит. Остальные танки продолжают движение, на ходу ведя огонь из орудий и пулемётов. В щит нашей пушки дробно стучали пули и осколки. Рядом рвались снаряды. Пока лейтенант вёл единоборство с танками, его артиллеристы упорно сражались с вражеской пехотой. Лещенко уже подбил третий танк. А Вовчек в это время гранатой уничтожил пехотинцев. Остальные танки продолжали двигаться вперёд.
– Ну что ж, ползите, гады! – крикнул в сердцах Лещенко и продолжил посылать снаряды по танкам. Скоро загорелся и четвёртый танк. Пятый Лещенко остановил, когда он подошёл к огневой позиции на 35 метров… И тогда три уцелевшие вражеские машины поспешили отойти назад.
В течение суток одним орудием Николай Павлович удерживал дорогу и не давал возможности немецким танкам и пехоте прорваться на фланг наших войск. Когда подошло подкрепление, лейтенант Лещенко на трофейных лошадях привёз орудие и расчёт в часть. В этих боях он уничтожил до роты немцев.
Это был очень тяжёлый бой одного советского орудия с восемью гитлеровскими танками на безымянной высоте у Несвижа. За этот беспримерный подвиг Николаю Павловичу Лещенко Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза. Боевые награды получили также старший сержант Вовчек и все остальные участники тяжёлого боя.