105 лет со дня рождения нашего земляка, великого художника Евсея Моисеенко
15 [28] августа 1916 года на Гомельщине родился прекрасный художник, обладатель виртуозного мастерства и светлой души – Евсей Евсеевич Моисеенко. В Беларуси, кроме профессионалов, которые, как правило, чрезвычайно высоко оценивают творчество нашего земляка, его имя всё ещё почти не известно.
В тоже время посвящённая Моисеенко мемориальная доска в бывшем Ленинграде, а теперь Санкт-Петербурге гласит, что «в этом доме жил и творил великий русский художник Е.Е. Моисеенко, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой социалистического труда». Судя по справочнику «Мемориальные доски Санкт-Петербурга» эпитет «великий» встречается ещё на 12 памятных знаках Санкт-Петербурга, в их числе имена В.И. Вернадского, Ф.М. Достоевского, И.А. Крылова, Л.В. Собинова и других.
Деревня Уваровичи в 1916 году входила в состав Могилёвской губернии Западного края Российской империи, отсюда в тексте на доске происходит утверждение, что художник «русский».
Путь Моисеенко не был устлан розами. Нет, государственными наградами и премиями он не был обделён. Жизненные невзгоды и трудности, переплавляясь, способствовали рождению крупного художника, мыслителя, композитора. «Красота была для него жизнью, а жизнь – красотой. Е.Е. Моисеенко был, пожалуй, самым несоветским художником в последнем поколении больших мастеров советской художественной школы – поколении, молодость которого пришлась на страшные годы Великой Отечественной войны» – информирует сайт Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.
Натюрморт с фруктами. 1984 год
По происхождению Евсей Моисеенко белорус, его мать в документальном фильме 1975 года о художнике Семёна Арановича говорит на чистейшем белорусском языке.
Черешня. 1969 год
Рассказывая о сыне, она делится: «Ён такі негаваркі таму, што брахаць не ўмее». Отец его скоропостижно умер ещё до рождения сына, четверых детей всеми силами помогали поднимать бабушка и дедушка. Оттого столько света и тепла в картинах, где изображены дед и внук, занятые будничными делами. Очень трепетной всю жизнь была связь с матерью Матрёной Сергеевной. Благодаря её самоотверженной поддержке – денег в семье не водилось, дважды пришлось уговаривать родственника, махнул Евсей в Москву, где закончил художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина и сразу же поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры.
В начале Великой Отечественной войны Евсей Евсеевич стал ополченцем, почти сразу попал в окружение и плен, где пробыл около трёх лет (полигон Альтенграбен в Германии). После своего освобождения служил в Третьей гвардейской кавалерийской дивизии. «Я помню, и как меня мать проводила на войну, и как будучи солдатом, проходили деревни и уходили из них. Мне не забыть глаза женщин… Как память о них оседает в душе солдат, и горе, и грусть, и надежда» - делился Моисеенко спустя годы.
Красные пришли. 1961 год
Преподаватель мастерской у Евсея Моисеенко в институте, замечательный русский художник Александр Осмёркин высказался ещё в 1947 году о своём ученике так: «Это уже художник со своим лицом, которому, безусловно, предстоит большое будущее… Своей индивидуальностью он внесёт новую ноту в советское искусство… Успех не вскружит ему голову, потому что он очень требовательный к себе художник».
Ветераны. 1978 год
Каждая зарубка в душе и сознании Евсея Моисеенко обернулась в творчестве пронзительными драматичными циклами произведений. Детство в белорусской деревне, многочисленные пейзажи и натюрморты, события Гражданской и Отечественной войны, жизнь современников, обращение к Пушкину, испанские и библейские мотивы – исполнены с помощью виртуозного пластического языка мощно, остро, стильно, до краёв наполнены патетикой и поэзией.
Натюрморт с лампой. 1983 год
Он говорил, что «искусство требует тебя всего». Нет ни одной проходной работы у Моисеенко. Да, огромные живописные полотна с многофигурными сюжетными композициями захватывают зрителя целиком! С графикой всегда сложнее. Однако подготовительные или беглые наброски мастера –отдельное чудо, потрясающее эквилибристикой линий и пятен. Им Евсей Евсеевич придавал огромное значение, потому что «даже в том, как стоят люди, видны и характер их и отношение к жизни, и художник должен видеть это».
Матери, сёстры. 1967 год
Матери, сёстры. 2-й вариант. 1969 год
С 1958 года Евсей Моисеенко начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, спустя пять лет – в качестве профессора, руководителя батальной мастерской. Был женат на скульпторе Валентине Лаврентьевне Рыбалко. Детей пара не имела.
Болью отзываются в душе строки в монографии, посвящённой его творчеству Моисеенко, книга хранится в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля: «…Надеюсь увидеть в ваших стенах свою персональную выставку». Каких только мастеров искусств не выставлялось в Гомеле, в залах дворца Румянцевых и Паскевичей, а встречи с уникальным творчеством удивительного художника, нашего земляка до сих пор не произошло.
Портрет художника Н.Н. Золотарёва. 1967 год
Победа. 1972 год
В Буда-Кошелёво в 2007 году открылась картинная галерея имени Е.Е. Моисеенко, в которой хранится ранний этюд художника. Недавно в республике появился и находится в открытом доступе один из натюрмортов с нарциссами – второе произведение Моисеенко на всю 10-миллионную Беларусь. Известный скульптор Сергей Конёнков писал, что «нет у нас высшей задачи, чем обогащение духовного мира советского человека». Американский художник Рокуэлл Кент после просмотра картин Евсея Моисеенко на международной выставке в 1962 году был убеждён, что «такие вещи нужно показывать!»
Натюрморт с рисунком А.С. Пушкина
Автопортрет с женой. 1978 год
Мечта Моисеенко о выставке на родине ждёт своего воплощения.
Могила Е. Моисеенко и его жены со скульптурой В. Рыбалко