Гомельский молодёжный театр — о работе, зрителях и творческих планах | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Наталья Мбакпуо Наталья Мбакпуо Автор текста
19:10 13 Августа 2024 Культура 5922

Гомельский молодёжный театр — о работе, зрителях и творческих планах

32-й театральный сезон в Гомельском городском молодёжном театре был отмечен множеством интересных событий, премьер и гастролей. Накануне нового сезона мы поговорили с директором театра Еленой Шошиной.


– В этом октябре театру исполнится 32 года. В прошлый раз мы общались, когда ему исполнилось 30. Какие изменения произошли за эти два года?



– В сентябре мы откроем 33-й театральный сезон. Наш театр был основан в 1992 году меценатом и бизнесменом, уроженцем города Гомеля – Григорием Фиглиным, который создал первый в нашей стране Независимый театр. Изменения прежде всего коснулись, конечно, репертуара, который ежегодно пополняется новыми разноплановыми по жанрам постановками, в труппе театра появились новые имена.

– С 1999 года театр стал государственным учреждением, и вот уже 25 лет большая часть расходов на поддержку основной деятельности финансируется государством. Поскольку наш театр государственный, поддержка ощутима. Именно в этот сложный момент средства на постановки новых спектаклей выделялись из государственного бюджета. Всё-таки театры не производят материальные блага, мы работаем с душой. Без помощи государства было бы очень сложно, потому что культура нуждается в поддержке.

Наш театр задумывался как экспериментальный, и он продолжает оставаться таким. Наша задача – отражать современность, привлекать зрителей и популяризировать театральное искусство. Ищем новые формы, приглашаем молодых талантливых режиссёров и даём свободу для интерпретации произведений, сохраняя смысл в контексте сегодняшних реалий. Ведь настоящие классические драматургические произведения поднимают вечные вопросы: добра и зла, смысла жизни, назначения человека и другие, остающиеся актуальными и сегодня. Хотим, чтобы зритель не только пришёл в театр, но и задумался, возможно, нашёл ответ на свой жизненный вопрос. Ведь у каждого человека есть право выбора. И быть счастливым – это тоже наш выбор, и я надеюсь, наши спектакли дают пищу для размышлений или повод действовать.


– Таким образом, вы сохраняете традиции, привлекая зрителей к глубоким размышлениям о жизни, оставаясь при этом оригинальным театром, идущим в ногу со временем.

– Да, именно так. Мы стараемся найти такие произведения, которые не широко известны и мало где ставились. Это тоже уникальность Молодёжного театра. Например, спектакль- фантасмагория «Русалка» в постановке Татьяны Самбук, который поставлен по малоизвестной незаконченной пьесе А. С. Пушкина. Этим спектаклем мы закрыли наш 32-й театральный сезон и отметили 225-летие со дня рождения великого русского поэта. Сюжет, основанный на народных преданиях, раскрывается современными театральными средствами, в спектакле используется современная музыка. Чёрно-белый минимализм и лаконичность оформления пространства позволили создать оригинальный спектакль с современным авторским прочтением. На закрытии сезона три премьерных показа прошли с аншлагом. Это говорит о том, что зритель принял нашу версию спектакля. По традиции новый 33 сезон мы откроем спектаклем «Русалка».

Молодёжный театр нашёл свою форму. Говоря о современных технологиях и цифровизации, все гомельчане знают, какие новогодние проекты проходят в театре с использованием Led-экранов. Это действительно оригинальные, яркие, зрелищные спектакли, которые очень нравятся и пользуются успехом у зрителей. Кроме этого, они играют ещё одну очень важную роль: они позволили привлечь в наш театр новых зрителей. Потому что самое главное в театре – это игра актёров, это живые эмоции, которые мы дарим нашим зрителям. На спектакли «Ночь перед Рождеством», «В джазе только девушки», «Казанова» зрители приходят неоднократно и бесконечно благодарят артистов и создателей за настоящий праздник. Что касается детского спектакля «Денискины рассказы», то для сегодняшних детей цифровые технологии – неотъемлемая часть жизни, и когда они видят картинку дворика или игровой площадки, как на своём планшете или в компьютерной игре, у них это вызывает необыкновенный восторг. Режиссёром и автором идеи спектаклей в таком формате является Валерия Лагуто. И эти спектакли уже заняли своё достойное место в репертуаре театра.

– Расскажите о выступлениях на открытых площадках.

–Как и другие учреждения культуры, принимаем участие в мероприятиях на открытых площадках города. На сегодняшний день это программа организации культурного досуга, проводимая в нашем городе и по всей стране. Организовываются уникальные площадки под открытым небом, у нас в городе это Летняя эстрада в парке, сквер имени А. А. Громыко, где каждый желающий может насладиться выступлением профессиональных артистов. Мне кажется, что эта замечательная идея создаёт настроение, популяризирует искусство и культуру. Коллектив нашего театра неоднократно приглашали выступить в праздничные дни на главной сцене площади Ленина, и спектакли пользовались успехом у зрителей. Думаю, что такие мероприятия также работают на положительный имидж театра и популяризацию театрального искусства.


– То есть ко Дню города вы планируете какие-то спектакли?

– Не совсем так, спектакли ко Дню города мы не планируем. Мы формируем репертуар на эти даты так, чтобы гомельчане и гости города, которых особенно много в праздничные дни, могли прийти в театр и познакомиться с творчеством Молодёжного театра. Ещё это могут быть небольшие театрализованные представления, в которых артисты театра принимают участие и которые создают атмосферу праздника.

Сейчас мы готовимся к новому сезону. Что касается творческих планов, будут и премьерные постановки, и гастроли. У нас уже есть предварительные договорённости с российскими режиссёрами. Не буду пока спойлерить, чтобы всё это осуществилось, но мы полны оптимизма и готовности к новым вызовам.

– Зрителям всегда интересно, как там, за кулисами театральной сцены.

– Творческий процесс в театре – это уникальное сочетание эмоций, взаимодействия и профессионализма. Когда актёры выходят на сцену, они уже отработали роли, но каждый раз перед спектаклем нужно настраиваться заново. Есть роли, которые требуют глубокого погружения, и наблюдая за нашей труппой, я вижу, как они подключаются к происходящему, чтобы донести эмоцию до зрителей. Наша сцена расположена близко к залу, что создает эффект иммерсивности – зритель становится частью происходящего.

После спектакля у каждого своя стратегия восстановления: кто-то выходит подышать, а кто-то сразу меняет костюм и уходит домой. Профессионализм актёров – умение переключаться и адаптироваться.

Когда идёт репетиционный процесс, то очень часто бывает весело, потому что, если надолго погружаться в драматическую роль, реально можно сойти с ума. И поэтому, чтобы этого не случилось, артисты находят смешное в каких-то мелочах. Это может быть какая-то нелепость в движении, другие забавные моменты. Вот этот плюс и минус у них очень хорошо сбалансирован.

– Театр – это командная работа. Как удаётся группе творческих людей найти общий язык?

– То, что зритель видит на сцене, – это результат работы команды. Ни одно звено цепи нельзя исключить: ни из администрации, ни из художественно-постановочной части. Каждый из нас играет свою роль, и только вместе мы создаём спектакль. Эмоции, которые актёры транслируют со сцены, отличаются от личных чувств. Это искусство взаимодействия, которое требует внимания и понимания.

Зрителю может показаться, что всё происходит легко, но за этим стоит огромный труд. Если артисту удаётся создать атмосферу, в которой зритель не замечает усилий, это говорит о мастерстве.

– Какой он – зритель Молодёжного театра?

– Мы рады любому зрителю, не буду выделять возрастной ценз, а скажу, что наш зритель молод душой. Среди них много преданных поклонников, которые следят за нашим театром годами. Вообще, театральное искусство в моменте «здесь и сейчас», поэтому в какой-то степени спектакли не могут повторяться, каждый раз они звучат по-новому.

Есть поклонники, которые приходят на один и тот же спектакль несколько раз. Они приходят с цветами, и явно, что они получают удовольствие от того, как спектакль меняется. Хороший спектакль отличается многоплановостью и не всегда можно воспринять сразу все сюжетные линии, оценить глубину заложенных смыслов. Это требует определённой подготовленности, возможно, насмотренности, ведь всё познаётся в сравнении. В большинстве случаев восприятие происходящего на сцене будет субъективным. Один и тот же спектакль может вызывать как восхищение, так и разочарование у публики, и это нормально. Сказать можно только то, что без зрителя театр существовать не может. И всё, что мы делаем,–это в первую очередь для зрителей.



– В этом году мы праздновали 80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Как Молодёжный театр отметил эту дату?

–8 мая на сцене нашего театра состоялась премьера спектакля «Вне времени» по рассказу Кира Булычёва «Можно попросить Нину?» Это получилась удивительно искренняя и тонкая работа режиссёра Романа Шидловского, посвящённая освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Спектакль о том, как простой телефонный звонок может уничтожить время и расстояние, воскресить страшное военное прошлое, создать светлую мечту о будущем. Тема войны в сегодняшнем репертуаре необходима. Историческая память – это и есть связь времени и поколений, и особенно актуальна, когда мир находится в сложном состоянии. Спектакль поднимает важные вопросы о хрупкости мира и о том, как мы должны беречь мирную жизнь. Я рекомендую всем прийти в Молодёжный театр и посмотреть спектакль «Вне времени» по рассказу Кира Булычёва «Можно попросить Нину?».

– Какие награды за эти последние два года появились у театра?

– За последние два года мы становились участниками и лауреатами различных фестивалей:XVМеждународный фестиваль театрального искусства «Славянские театральные встречи»: актриса нашего театра Валерия Цыкуненко получила диплом за лучшую женскую роль второго плана, а артист Евгений Хромов – диплом за актёрскую многогранность. Мы стали лауреатами XVIIМеждународного фестиваля русских драматических театров «Соотечественники» в Саранске. В этом году пластический спектакль «Война и судьбы» был отобран наIIРеспубликанский фестиваль спектаклей военно-патриотической тематики «Победа».

Кроме того, наши артисты стали обладателями премий по поддержке талантливой молодёжи Гомельского горисполкома – Каролина Дроздова и Ирина Яковец, а Валерия Цыкуненко и Алексей Стрельченко–Гомельского облисполкома.

Мы развиваемся, у нас много идей, планов, проектов. Мы ставим перед собой амбициозные цели и задачи. Сохраняя лучшее – создаём новое.

– Чего не хватает театру для полного счастья?

– Знаете, счастье – это ценить, то, что имеешь, заниматься творчеством, становиться лучше себя вчерашнего, расширять свои собственные горизонты. Думаю, что Молодёжный театр за свою 30-летнюю историю уже создал своё имя, обрёл какую-то свою атмосферу. Эти стены стали намоленными. Артисты и зрители любят свою сцену. Режиссёры, которые к нам приезжают, понимают, что наша сцена особенная. Она трапециевидная, и если немного смягчить углы, мы получаем амфитеатр, как это было изначально при возникновении театра в Древней Греции. Это придаёт уникальность нашему театру. Мы все это ценим.

Фото Марины Братковской и предоставлены Гомельским молодёжным театром.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N