Это странное слово «вишинг»: не попадитесь на удочку мошенников
Уж сколько говорили про возможности мошенников и предупреждали граждан быть осмотрительными и осторожными, но всё равно они продолжают попадаться на удочки махинаторов, терять деньги, ломать свои жизни.
О том, как орудуют мошенники и как можно себя обезопасить рассказал старший оперуполномоченный ГПК КМ ОВД администрации Центрального района Гомеля Дмитрий Еремишин:
— «ВИШИНГ» — это один из методов совершения противоправных деяний с использованием социальной инженерии, который заключается в том, что злоумышленник, используя телефонную коммуникацию и играя определённую роль (сотрудника банка, покупателя и т.д.), под разными предлогами выманивает у держателя платежной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определенных действий со своим карточным счетом/платёжной картой.
Рассмотрим две ситуации.
Первая. Если поступает звонок в мессенджере с анонимного номера или номера схожего с номером банка.
Аферист звонит по телефону и представляется сотрудником безопасности банка. Сообщает, что с карты клиента был совершён платёж, который вызвал подозрения. Уточняет, делал ли человек такую операцию (естественно, нет). Предлагает вернуть деньги, для чего просит сообщить номер карты, срок действия и код безопасности — то есть то, что сообщать нельзя. Нередко мошенники отправляют SMS c текстом: «Ваша карта заблокирована, отправьте код для разблокировки», «Вам положена компенсация, для получения пришлите код». Также под надуманным предлогам убеждают установить программу удаленного доступа «AnyDesk», «RustDesk», говоря, что она нужна для отмены незаконного платежа, а потом с помощью данной программы осуществляют переводы денежных средств с банковских карт потерпевших.
Помните, что сотрудники банка не вправе выяснять входе телефонной беседы конфиденциальные сведения о клиенте (полный номер банковской платежной карты, срок ее действия, CVV-код, личный номер паспорта либо иные личные данные), а также просить установить какие-либо программы на устройство (телефон, компьютер).
Вторая. Если поступает звонок в мессенджере с анонимного номера или номера схожего с номером милиции.
Не редки случаи, когда звонивший может представится сотрудником милиции или следственного комитета (при этом называет фамилию, имя и отчество реально существующего сотрудника), и предложить поучаствовать в «СПЕЦОПЕРАЦИИ» по поимке преступников из банка. При этом злоумышленник убеждает человека перевести деньги (либо свои сбережения, либо обратиться в банк для получения кредита) на расчётный счёт, который он ему предоставит. По легенде «лжемилиционера» – это необходимо для того, чтобы, когда сотрудник банка будет осуществлять их снятие, его задержали с поличным. При это потерпевшего убеждают в том, что деньги, взятые в кредит в банке, будут возвращены без начисления каких-либо процентов за его пользование.
Также от «лжемилиционеров» может поступить информация, что в отношении гражданина в настоящее время совершаются противоправные действия со стороны злоумышленников, которые хотят оформить на его имя кредит и попытаться завладеть предоставленными банком денежными средствами. При этом собеседник никаких личных данных у человека не спрашивает и все время акцентирует внимание на то, что в республике в настоящее время совершаются очень много звонков от интернет-мошенников. Затем «лжемилиционеры» переключают потерпевшего на якобы сотрудника «Ассоциации белорусских банков» для того чтобы заблокировать открытый на его имя кредит, и в этот момент уже данный сотрудник, начинает уточнять паспортные данные либо выманивать реквизиты банковской платежной карты, чтобы в дальнейшем осуществить доступ к его расчётному счёту и совершить хищение денежных средств.
Аналогичный случай произошёл в Центральном районе Гомеля в апреле этого года. Обратившая в дежурную часть Центрального РОВД пенсионерка сообщила, что в феврале ей поступил звонок через мессенджер «Телеграм» в ходе, которого звонивший мужчина представился сотрудником милиции Минска, подполковником милиции Карасем С.В., который рассказ женщине, что на её имя злоумышленники пытаются оформить кредит, и для их поимки ей необходимо установить на свой телефон приложение удаленного доступа «RustDesk». В дальнейшем мужчина убедил потерпевшую в необходимости её участия в спецоперации по поимке мошенников и для этого ей необходимо было рассказать «лжемилиционеру» о том наличии счетов в её пользовании. Также мужчина снова под предлогом поимки мошенников убедил пенсионерку оформить кредиты в трёх различных банках в общей сложности на сумму в размере более чем на 15000 рублей, которые потом перевела на указанные якобы милиционером счета.
В какой-то момент заявительница, гостя у своих детей, рассказала про сложившуюся ситуацию, после чего проверив свои депозитные вклады, обнаружила, что мошенники похитили также у нее сбережений больше чем на 50000 белорусских рублей.
Помните, что звонки в мессенджерах можно принимать только от хорошо знакомых людей. Если представляются работниками банка или сотрудником милиции – не верьте, звонить в мессенджеры ни банк, ни милиция не будет.