Имя ему - ГЕРОЙ. Через неприступную водную преграду | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
14:00 29 Октября 2023 Беларусь помнит

Имя ему - ГЕРОЙ. Через неприступную водную преграду

Будущий генерал-майор Красной армии Маркиан Погребняк с первых дней Великой Отечественной войны принимал участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками: на границе, оборонял Львов, Житомир, Киев. Сражался с врагом в Житомирской и Киевской областях. В ноябре 1942 года был назначен командиром 40-го Амурского стрелкового полка 102-й Дальневосточной стрелковой дивизии Отдельной армии войск НКВД. В августе 1943 года 102-я дивизия вошла в состав 48-й армии, которая освобождала Беларусь.



– В то время берег Сожа был несколько выше, и укрыться в тех местах было негде. К тому же фашисты много дней готовили укрепления. Жеребное (сейчас Чкалово), озеро Чернецкое, Бобовичи… Мне не один раз довелось побывать в этих местах после войны. Так вот, в районе Жеребного ширина Сожа достигала 150 метров, а глубина местами доходила до восьми – практически неприступная водная преграда, – вспоминала дочь Маркиана Петровича Долорес Муравьёва-Погребняк. –  Первыми на правый берег переправились бойцы Хасанского полка. Батальон под командованием Глазова смял линию обороны и оттеснил врага. А у посёлка Степана Разина сражался Амурский полк под командованием моего отца. Холодная осенняя вода в Соже, по словам очевидцев, в те дни просто кипела от разрывов снарядов и мин. Но и среди этого хаоса плыли советские надувные лодки. На берегу радист Клещенко из Уссурийского полка под нескончаемым огнём полз, чтобы доставить рацию. Его сразила пуля, но рация не пострадала, связь была налажена. И вскоре уссурийцы смогли занять вторую линию траншей…

Дочь комдива рассказывает, что 10 октября, как писали очевидцы, к военным у деревни Жеребное пробрались 35 местных жителей: они хотели помочь освободителям. В Победу верили все!

Бои были жестокими, а враг использовал и психологические атаки. Так, однажды после интенсивного обстрела на советские позиции двинулись колонны фашистов, одетых в маскхалаты. Они шли, не прячась, в полный рост. Предполагалось, что красноармейцы должны испугаться такой демонстрации силы. Но те быстро разгадали замысел противника и дали залп из «катюш».

– 102-я Дальневосточная дивизия за освобождение Гомеля была награждена орденом Боевого Красного Знамени. Мой отец не любил вспоминать войну, для него это была незаживающая рана, непроходящая боль. Он говорил: «На войне у каждого своё место». Жизнь показала, что в Гомельско-Речицкой наступательной операции героями были все, – как-то заметила Долорес Маркиановна.

Гомельская земля стала местом как гордости, так и великой печали для командира Амурского полка, а затем и всей 102-й Дальневосточной стрелковой дивизии полковника Погребняка. Ведь при освобождении Гомельского района и самого областного центра погибла почти треть личного состава дивизии. На плитах братской могилы в Чёнках среди имён более 2800 погибших воинов-освободителей есть и те, кто участвовал в Гомельско-Речицкой наступательной операции под командованием Маркиана Погребняка.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N