О деревянной застройке, высотках и музее архитектуры | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Евгения Мироновская Евгения Мироновская Автор текста
15:00 13 Декабря 2013 Общество 8675

О деревянной застройке, высотках и музее архитектуры

Каким будет наш город через несколько лет? Вырастет вширь или вверх? Как будут решаться транспортные проблемы? Об этом и многом другом шла речь на пресс-конференции начальника управления архитектуры и строительства горисполкома, главного архитектора города Елены  ЛУКЬЯНЕНКО.
 
 
Всё начинается с проекта
 
– Елена Владимировна, какой архитектурный проект, реализованный в Гомеле с 1990-х годов, на ваш взгляд, является самым удачным?
 
– Думаю, что очень сложно выделить какой-то определённый проект, реализованный за последние 20 лет. Радует, что появились такие значимые для города объекты, как Ледовый дворец, Дворец водных видов спорта, гребные базы на набережной реки Сож и гребном канале, новое здание автовокзала, крупные гипер- и супермаркеты. Реконструированы дворцово-парковый ансамбль, Центральный стадион, Дворец культуры железнодорожников. На карте города появляются целые жилые микрорайоны. На мой взгляд, они все удачны, интересны и полезны для нас. Как известно, два предыдущих года подряд наш город в республиканском конкурсе был признан самым благоустроенным областным центром Беларуси. Приятно видеть, что работа в этом направлении продолжается.
 
– С каждым годом у горожан увеличивается количество личных автомобилей, на многих магистралях в часы пик образуются пробки. На какой стадии находится проектирование развязки автомобильных дорог в районе Кузнечного путепровода?
 
– Развязка дорог в районе Кузнечного путепровода предусмотрена детальным планом улицы Барыкина, разработанным институтом «Гомельпроект». В эскизном варианте она выглядит очень интересно, в несколько уровней. Но как будут структурироваться транспортные потоки, станет ясно после глубокой проработки. К ней планируется приступить в следующем году. Претворение в жизнь проекта – вопрос финансирования.
 
– Многие крупные города активно осваивают подземные пространства. У нас же функционирует только подземный переход напротив универмага по улице Советской. Есть ли проекты по этому направлению?
 
– Начну с самого центра Гомеля, а именно – с площади Ленина. Одним из вариантов реконструкции её архитекторы института «Гомельпроект» видят создание подземной автостоянки с торговыми площадями. Подземные торговые центры предлагается сделать также на пересечении улиц Барыкина и Богдана Хмельницкого, а также при реконструкции Давыдовского рынка. В последнем случае наземную территорию можно приспособить под место для отдыха. Разбить там, к примеру, небольшой парк. Но хочу заметить, что все эти проекты не близкой перспективы, так как требуют серьёзного финансирования. Кстати, если жителям Гомеля интересно познакомиться с ними и другими работами, рекомендую посетить выставку, развернувшуюся на первом этаже здания института «Гомельпроект» к его 25-летию.
 
– В столице Беларуси задумались над строительством объектов да и вообще над благоустройством в полосе отвода железной дороги. А какие идеи в этом плане в Гомеле?
 
– Чтобы не отставать от столицы, мы планировали реализовать такую идею в районе населённого пункта Берёзки. Изначально предполагалось, что здесь смогут проживать до 150 тысяч человек. Однако есть несколько «но». Во-первых, требуются огромные финансовые вложения для того, чтобы сюда провести все необходимые коммуникации, а во-вторых, вероятны проблемы с транспортным сообщением. Институтом «Гомельпроект» предложено использовать существующую железную дорогу как наземное метро, чтобы соединить район Берёзки с Гомелем. Для этого предусмотрено проектирование вокзала. Архитекторы на эскизах отвели также место парковкам, которые будут располагаться вдоль железнодорожного полотна. Это позволит создать своеобразную транспортную зону: можно оставить машину и в автономном режиме добраться до областного центра. А вообще, над этой темой надо ещё работать и проектировщикам, и Гомельскому отделению Белорусской железной дороги.
 
 
Старые дома получат статус
 
– На улице Барыкина для её расширения снесено много частных домов. Где ещё в ближайшей перспективе планируется снос?
 
– После завершения всех запланированных работ на этой одной из самых оживлённых транспортных магистралей приступим к расширению улиц Богдана Хмельницкого и Полесской. Вдоль них затем будут возведены многоэтажные дома. Станут шире и улицы Бочкина, Владимирова, Крупской, Каменщикова, Ильича, Быховская. Планируется продлить улицы Юбилейная, 60 лет СССР.
 
Что касается судьбы частного сектора, то в отдалённой перспективе, к примеру, в центральной части города в районе улиц Советской – Головацкого – Университетской он будет в значительной степени заменён многоквартирными высотными домами. В Железнодорожном районе капитальная застройка планируется в границах улиц Каменщикова–Крупской–Свиридова–Огоренко. 
 
– В городе и Интернете не утихают споры о старинной деревянной застройке в центре Гомеля. Что предполагается делать с этими домами?
 
– Вопросы о судьбе старой деревянной застройки решаются в строгом соответствии с действующим законодательством и проектом «Детальный план центральной части города Гомеля с проектом регенерации исторической зоны», разработанным УП «БелНИИПградостроительства» и утверждённым решением Гомельского городского исполнительного комитета от 21.06.2006 г. № 592. Согласно выписке из протокола заседания Белорусской республиканской научно-методической Рады, решено внести предложение в Совет Министров Республики Беларуси о необходимости придания статуса историко-культурной ценности домам №№ 9, 11, 12, 14 по улице Парижской Коммуны (на снимке).
 
 
– Как будет решена судьба дома № 17 по улице Волотовской, в котором, по мнению некоторых историков, прошли последние дни княгини Ирины Паскевич?
 
– Согласно уже упоминавшемуся детальному плану центральной части города, улица Волотовская расположена на участке, форма освоения которого предусматривает поэтапный снос ветхого жилья усадебного и барачного типа под жилую многоквартирную застройку, озеленение и благоустройство придомовых территорий. В соответствии с проектом регенерации исторической зоны детального плана, участок в квартале улиц Садовая – Волотовская – Карла Маркса не входит в границы охранной зоны исторической застройки. Также, в соответствии с ним, Волотовская подлежит реконструкции (то есть расширению) для разгрузки потоков через исторический центр).
 
7 февраля 2011 года утверждён акт выбора места земельного участка (испрашиваемый ООО «Электропром») для строительства жилого дома. В соответствии с ним предусмотрен снос строений на участке от жилого дома № 13 до жилого дома № 29. Разработана проектно-сметная документация по объекту «8–10–12-этажный жилой дом с подземной автостоянкой по улице Волотовской в г. Гомеле».
 
Что касается дома № 17, то, согласно техническому заключению специалистов Белорусского государственного университета транспорта, здание, по результатам обследования строительных конструкций, признано аварийно опасным. В экспертной же оценке деревянной постройки, сделанной проектным филиалом ОАО «Белреставрация», содержится следующее заключение: «В здании присутствуют элементы с характерными чертами исторически сложившейся деревянной городской застройки начала ХХ века».
 
Хочу также отметить, что, по результатам заседания Белорусской республиканской научно-методической Рады по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь (протокол от 23.10.2013 г.), решение о придании дому № 17 по улице Волотовской статуса историко-культурной ценности не принято. Следует сказать также, что, согласно протоколу № 1 заседания координационного Совета по охране историко-культурного наследия города Гомеля от 12.03.2011 года, государственному учреждению «Музей истории города Гомеля» было поручено в случае невозможности сохранения деревянных зданий целиком на старом месте, либо при их сносе, производить фотофиксацию объектов, а наиболее ценные в историко-культурном плане фрагменты строений принять на хранение. Учитывая предложения жителей города о необходимости определения территории для создания Музея архитектуры и быта Восточного Полесья, генеральным планом, разработанным НПРУП «БелНИИПградостроительства», предусмотрена свободная площадка для него на территории дендропарка в районе улиц Крупской–Лепешинского.
И хотелось бы прояснить ещё такой момент – письменных свидетельств о проживании княгини Ирины Паскевич в доме № 17 по улице Волотовской не имеется. А капитальная многоэтажная застройка, в том числе на месте существующей деревянной усадебного типа, осуществляется в строгом соответствии с генеральным планом города Гомеля.
 
– Гомельчане волнуются, что с фасадов домов, например, со здания медицинского колледжа, исчезают ставшие историко-культурными ценностями элементы. Убраны ворота стадиона «Локомотив». Как вы это прокомментируете?
 
– Элементы фасадов зданий, занесённые в государственный перечень историко-культурных ценностей Республики Беларусь, охраняются в соответствии с действующим законодательством. Здание медицинского колледжа по улице Кирова, 14 не относится к таким. Демонтаж ворот стадиона «Локомотив» выполнен в соответствии с разработанной и утверждённой документацией. И вообще, ворота уже давно находились в аварийном состоянии, представляя угрозу для людей. Поэтому пришлось их демонтировать, к большому сожалению.
 
 
Появятся ли новые вокзалы и фонтаны?
 
– Несколько лет назад шла речь о создании дополнительных автовокзалов в разных районах города со стороны магистральных трасс. Сохранилось ли такое намерение?
 
– Нет. Может быть, в будущем мы к этому вопросу вернёмся, но пока есть более насущные проблемы.
 
– Привокзальный рынок уже много раз «закрывали», гомельчане и предприниматели с ним практически попрощались и готовились увидеть на его месте новый торговый центр. Но проходят годы, а рынок и нынче там, да и роллеты строятся. Будет ли перевоплощение и когда?
 
– В соответствии с новым законодательством, вступившим в силу в сентябре нынешнего года, Гомельский облисполком рассматривает поступающие предложения по строительству объектов на данном участке. Так что этот вопрос прорабатывается.
 
– Многие горожане в своих звонках на горячие линии в средства массовой информации интересуются: почему на очень длинной улице Богдана Хмельницкого не предусмотрены киоски «Белсоюзпечати»?
 
– Киоски УП «Гомельоблсоюзпечать» по улице Богдана Хмельницкого расположены на остановке общественного транспорта «Завод торгового оборудования» и по улице Быховской в непосредственной близости к ней. Видимо, поэтому УП «Гомельоблсоюзпечать» считает нецелесообразным размещать их на иных точках остановок транспорта по этой очень длинной улице из-за малого объёма скопления пассажиров.
 
– Появятся ли в перспективе в городе новые фонтаны?
 
 – Проектирование и строительство фонтанов относится к дорогостоящему типу объектов. Поэтому оно будет осуществляться при наличии соответствующего финансирования на проектирование и выполнение строительных работ.
 

Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N