Алла Смоляк: Беларусь сохранила советскую схему подготовки специалистов
Буквально на днях Глава государства на встрече с учёными подчеркнул практическую важность науки для развития экономики. Однако любой научный потенциал базируется на многоуровневой системе подготовки кадров. В нашей стране, в отличие от Прибалтики, Украины и Польши, она сохранена и приумножена. Беларусь за последние четверть века, несмотря на все проблемы, была верна своему образовательному вектору – это даёт положительные результаты и перспективу развития, анализирует член Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию Алла Смоляк.
Соседи стали гуманитариями
– Включение наших северных и западных соседей в экономическое пространство ЕС имело для них свои плюсы и минусы. Ведь экономика ЕС поделена на зоны различного хозяйствования. Немцы, французы, итальянцы, австрийцы отвечают за промышленное производство, а страны так называемой Восточной Европы стали полуаграрным придатком и зоной облесения. Возьмём Польшу. Помните, Лех Валенса устраивал свои забастовки и выступления на судоверфи? Где теперь польское судостроение? Где польская промышленность? Уничтожена. Они там клубнику для ЕС выращивают. Схожая ситуация и с Литвой. Это была перевалочная база для белорусских, российских товаров и европейской продукции (теперь эта часть выгодного бизнеса перекрывается из-за санкций и контрсанкций). Развал промышленности напрямую отразился на подготовке специалистов. Условные инженеры стали не нужны. Поэтому мы можем наблюдать в университетах Польши и Литвы сильнейший крен в сторону гуманитарной подготовки: политологи, социологи, психологи. Это тоже необходимые специалисты, а в будущем и учёные, но их работа не может развивать реальный сектор экономики. Кстати, те же тенденции наблюдаются и в Украине. На фоне этого Беларусь выглядит таким цельным проектом развития. У нас сохранена промышленность, строительный сектор, активно развивается IT-кластер. Основной источник кадров – национальный. Именно наша образовательная система генерирует специалистов и учёных не только для нашей экономики и науки. К сожалению, мы имеем «отток мозгов» и треть работающих в IT-компаниях Литвы и Польши – белорусы. Это проблема, которую предстоит решать, но главное, что наша система образования может растить технических специалистов высокого уровня и большинство из них трудится на благо Родины.
К новым реалиям готовят с детства
– В девяностые, в самый разгар экономических проблем, лет 20–25 назад профессия инженера была чуть ли не ругательством. Образ технического интеллектуала с низкой зарплатой и проблемой трудоустройства тогда плотно закрепился за этим некогда элитарным словом. Однако ситуация стремительно меняется. Проходные баллы на ряд инженерных специальностей значительно выросли, а в детские кружки технического творчества выстраиваются очереди. Причина — изменение технологического мира. Мы окружены разумными машинами и устройствами: айфонами, айпадами, 3D-принтерами, дронами. Да и роботы давно не в диковинку. В ближайшие годы мир будет интенсивно автоматизироваться. Тут уж никак не обойдёшься без инженеров. Правда, новой формации. Возьмём нашу область: прошлым летом на площадке гомельского технопарка «Коралл» (СЭЗ «Гомель–Ратон») открылось детское подразделение – «Иннопарк». Он создан на базе Гомельского областного центра технического творчества детей и молодёжи. Здесь получили возможность заниматься более 500 детей. Это потенциальные инженерные кадры для национальной экономики. Интересно, что подающие надежду школьники уже сразу включаются в базу талантливой молодёжи. Им есть где применить свои силы в будущем. Я говорю не только о предприятиях, которые стали экономическими флагманами региона. Например, площадкой для роста новых креативных производств в Гомельской области уже не один год является свободная экономическая зона «Гомель–Ратон». Сегодня здесь работает семь десятков предприятий. Среди них – больше половины с участием иностранного капитала из 17 стран. Новые проекты появляются в различных направлениях. IT-отрасль или инжиниринг различной сложности – лишь часть из них. Рост инвестиций в промышленные проекты ещё раз доказывает, что Беларусь обладает хорошим техническим мозговым потенциалом, который с успехом можно использовать в различном прибыльном высокотехнологичном производстве.
- Развитие науки и образования стоит на экономическом базисе. Именно реальный сектор – главный заказчик научных идей, изобретений и смелых проектов. В Беларуси сегодня есть все составляющие для такого практического интеллектуального заказа.
Важно не развалить построенное
– Рассуждая об эффективной системе образования как о базисе для развития науки, нельзя не коснуться политического устройства страны. Выстроенная вертикаль управления позволяет и вопросы реформирования образования проводить планово и централизованно. Школьники и студенты Гомеля, Минска, Гродно, Мозыря получают примерно одинаковый багаж знаний, различия зависят уже от индивидуальных особенностей и талантов учителей и учеников. В связи с этим любые потрясения лишь замедлят развитие. Ещё раз вернусь к Литве. Там очень непростая ситуация. Промышленного развития нет. Аграрный сектор в упадке, бывшие сельхозугодья засаживают лесом – европейская программа. Население постепенно мигрирует в более развитые страны. Поэтому экономика не ставит задач перед образованием и наукой. Как вы видите, в Беларуси кардинально другая ситуация. Поэтому наша система ценностей покажет своё превосходство в исторической перспективе. Давайте, к примеру, через 10 лет сравним развитие наших стран, когда через литовцев полностью прекратятся торговые потоки. Жизнь показывает: кто ничего не производит – ничего не имеет. А чтобы выпускать конкурентные товары, нужны квалифицированные кадры. Их в нашей стране готовят. В этом свете изменения в Конституцию – это необходимая часть эволюции нашего общества. Политическая воля народа должна поддержать курс развития страны, в которой жить не одному поколению белорусов.