День гордости и славы: 3 июля – особая для белорусского народа дата
3 июля – особая для белорусского народа дата, она напоминает о нелёгком пути, пройденном ради свободы родной земли. Независимость Беларуси была завоёвана, выстрадана. И по прошествии лет становится очевидным, что мы её заслужили и смогли мудро, по-белорусски, распорядиться ею, выстроив свою неповторимую социально-экономическую модель общественного развития.
Сохранили и приумножили.
Белорусы сохранили и приумножили научный, образовательный и промышленный потенциал, создали уникальные духовные, политические, промышленные центры страны. Отечественные бренды известны по всему миру, а институты, культурные объекты хорошо узнаваемы. Это ОАО «Минский тракторный завод», ОАО «Гомсельмаш», БелАЗ, кондитерская фабрика «Спартак», ОАО «Бабушкина крынка», Дворец Республики, Национальная академия наук Беларуси, Национальная библиотека, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета, Белорусский государственный университет и многие другие.
Сегодня нельзя оставаться сторонними наблюдателями общественных процессов. Ведь суверенитет – это прежде всего способность принимать собственные решения. И каждый гражданин, каждый патриот должен развивать свою страну, приносить пользу семье и близким.
Непростая история.
История появления Дня Независимости Республики Беларусь такая же непростая, как и история самого государства.
После распада СССР первоначально Днём Независимости нашей страны была объявлена дата принятия Верховным Советом БССР Декларации о государственном суверенитете. Данное событие состоялось 27 июля 1990 года. Праздничным этот день стал после 1991-го, когда вслед за августовскими событиями в Москве, получившими название путча, начался процесс распада великой державы.
25 августа 1991 года белорусские депутаты-парламентарии проголосовали за придание Декларации о государственном суверенитете статуса конституционного акта, превратив его в главный документ страны. Фактическое же празднование новоиспечённого «красного дня» впервые состоялось лишь в 1992-м. При этом большая часть белорусского общества переживала распад СССР как геополитическую катастрофу и личную трагедию (напомним, что за сохранение Советского Союза в 1991-м проголосовало 82,7 процентов белорусов). Вот почему многие не разделяли оптимизма новой власти и объявленный праздник независимости воспринимали, скорее, как день боли и скорби об утраченном большом Отечестве.
Восстанавливая связи.
В 1994 году Президентом Беларуси стал Александр Лукашенко. Он заявил о желании восстановить разорванные связи с Россией и другими республиками бывшего СССР, провозгласив в качестве приоритетов своей политики сохранение промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны, и этим дал надежду на скорое улучшение как экономической ситуации, так и политического климата в стране.
Население республики поддержало Главу государства на двух референдумах (1995-го и 1996 годов), проголосовав за предлагаемые им проекты более тесной интеграции с Российской Федерацией и наведения порядка в стране путём изменения конституционного устройства. В ходе упомянутых референдумов было принято решение об изменении государственной символики (принятии новых герба и флага), а также о перенесении Дня Независимости на 3 июля (день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков в 1944-м). Это решение подчеркнуло историческую преемственность Республики Беларусь и БССР, позволило почувствовать людям органическую связь с предыдущими поколениями, сохранить гордость за славное прошлое, за подвиг, совершённый отцами и дедами.
В календаре нашей памяти.
А гордиться есть чем! Ведь 3 июля стал днём, когда в ходе операции «Багратион» (крупнейшей стратегической операции периода Великой Отечественной войны) была освобождена столица БССР. Это одна из важнейших дат в календаре белорусской национальной памяти, наряду с трагическим 22 июня и героическим 9 Мая. И если 22 июня мы склоняем головы в память о жертвах той страшной войны, а 9 Мая радуемся великой Победе всего мира над фашизмом, то 3 июля у нас есть повод осмыслить трагедию и героизм белорусского народа, вспомнить события почти восьмидесятилетней давности, как в призме, отразившиеся в истории нашей столицы. А посему хочется остановиться на них подробнее.
С момента оккупации в конце июня 1941-го до освобождения 3 июля 1944-го Минск, как и вся наша республика, пережил три страшных года. На захваченной территории фашисты установили «новый порядок» – жестокий режим. Они произвольно поделили территорию БССР на не связанные друг с другом административные единицы. Большая часть Минской области вошла в состав генерального округа «Вайсрутениен». В Минске, в здании ЦК КП(б)Б, разместился новый правитель – гауляйтер Вильгельм Кубе, который начал проводить политику геноцида и кровавого террора. В городе и его окрестностях было создано девять лагерей смерти, в том числе Малый Тростенец – самый крупный не только на территории Беларуси, но и на всех оккупированных землях СССР. Только в этом лагере погибло более 200 тысяч мирных жителей! А разве можно забыть о Масюковщинском лагере для военнопленных, где от рук палачей и невыносимых условий содержания погибло более 80 тысяч человек! В списке чудовищных преступлений значится и Минское гетто – одно из крупнейших в Восточной Европе. Туда после начала оккупации немцы согнали около 100 тысяч евреев. Все они были уничтожены.
- 1100 дней и ночей длилась оккупация Минска. За это время в городе и его окрестностях от геноцида погибло свыше 400 тысяч человек, было разрушено до 80 процентов жилых домов, уничтожены почти все предприятия и учреждения науки и культуры.
Они не смирились.
Жители столицы, как и весь белорусский народ, не могли смириться с бесчеловечной политикой завоевателей. Так, в деятельности антифашистского подполья Минска приняло участие около девяти тысяч человек. За годы же оккупации в белорусской столице и её окрестностях погибло более 400 тысяч человек. А из девяти миллионов белорусов День Победы встретили лишь шесть. Примечательно и то, что до начала войны в столице БССР проживало около 240 тысяч человек. Освобождения дождались лишь 80 тысяч.
Бои на подступах к столице накануне 3 июля шли жестокие. Первым в город ворвался танк младшего лейтенанта Дмитрия Фроликова, который сообщил: «Я – Фроликов! Нахожусь на северо-восточной окраине Минска! Продолжаю выполнять боевую задачу!» Его танк подбил самоходку «Фердинанд», два зенитных орудия и противотанковую пушку. За образцовое выполнение заданий советскому офицеру было присвоено звание Героя Советского Союза. Однако получить награду танкисту не удалось: 2 февраля 1945 года он погиб в литовском городе Кибартай.
В результате же стремительного броска советских войск восточнее Минска в окружение попала 100-тысячная немецкая группировка. При ликвидации минского «котла» с 8 по 12 июля противник потерял свыше 70 тысяч человек убитыми и около 35 тысяч пленными, в том числе 12 генералов.
Танки, ставшие букетами цветов.
Жители столицы Беларуси устроили грандиозную встречу освободителям. А вечером 3 июля уже Москва салютовала «доблестным войскам, овладевшим Минском, 24-мя артиллерийскими залпами из 324 орудий». Салютовал своим освободителям и Минск. Жители разрушенного фашистами города встречали Красную армию с ликованием. В одном из военных донесений это описывается так: «Колонны танков, проходя по городу, забрасывались цветами, так что были больше похожи на огромные букеты цветов, а не на грозные боевые машины...» Минские пацаны не отставали от взрослых: «Ребятишки, раздобывшие где-то чистые конверты и бумагу, забрасывали танкистов бумажным салютом, когда те въехали в город». Очевидцы вспоминали, как жители Минска встречали своих освободителей с цветами, на улицах играла музыка. И хотя город был изранен, а многие дома объяты пламенем, Минск пел, и у всех на лицах сияло выражение счастья. Ведь наша страна вновь становилась свободной и независимой…