Драники на стадионе и 35-метровая рысь: всё самое интересное за 27 лет "Сожскага карагода" | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
16:20 17 Августа 2024 Общество 3429

Драники на стадионе и 35-метровая рысь: всё самое интересное за 27 лет "Сожскага карагода"

XI Международный фестиваль хореографического искусства «Сожскі карагод» пройдёт в Гомеле с 13 по 15 сентября. За почти три десятилетия своего развития фест стал богатым на различные культурные события. Давайте вспомним о них и о том, с чего всё начиналось…

Сначала была эмблема. 

Интересно, что эмблема «Сожскага карагода» появилась раньше его названия. Член Белорусского союза художников Анатолий Отчик предложил несколько вариантов эскизов с изображениями льна, элементов белорусского флага и силуэтов аиста. Выбор остановили на парящей птице, которая более всего ассоциировалась с нашим краем. Затем скульптор Вячеслав Долгов (автор известных композиций «Прогулка с борзыми», «Лодочник», «Карандаш») создал статуэтку в виде аиста, которую решено было вручать победителям конкурсной программы фестиваля. Один из символов «Сожскага карагода» отливали на Гомельском литейном заводе «Центролит». Впоследствии в несколько видоизменённом варианте статуэтку увезли домой многие участники феста.



Гомельские скоки или танц­пол. 

А вот в выборе названия фестиваля прийти к общему решению было не так просто. Члены оргкомитета на заседании горисполкома высказывались по кругу. «Гомельские скоки», «Гомельский танцпол», «Полесский хоровод», «Палесская прыгажосць» – каждый, кто озвучивал свой вариант, считал его самым лучшим. Не было такого: «Вот оно – верное название! Нашли!» В результате после споров всё-таки утвердили «Сожскі карагод». 

Народный артист не  потянул. 

Когда оргкомитет предложил занять должность режиссёра-постановщика народному артисту БССР Александру Рыбальченко, он сказал: «Я не потяну». К тому времени талантливому гомельскому хореографу было 86 лет и он хорошо понимал, что не сможет в полную силу работать над воплощением масштабных танцевальных полотен. В результате пригласили режиссёра из Санкт-Петербурга Евгения Бойкова, у которого был опыт постановки зрелищных мероприятий. Интересно, что торжественная церемония закрытия первого фестиваля «Сожскі карагод» прошла на арене гомельского цирка.

От Венгрии до Шотландии.

В первом танцевальном хороводе кружился 81 коллектив: в Гомель съехались артисты из Беларуси, России, Украины, Шотландии, Литвы, Эстонии, Германии, Венгрии и Польши. Фестиваль собрал более 3000 участников. Профессиональные коллективы, приехавшие продемонстрировать своё мастерство, представляли Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета, ансамбль песни и танца Вооружённых Сил Республики Беларусь, военный духовой оркестр Суворовского училища и другие.



Водная феерия под классику. 

Второй фестиваль 1999 года собрал 4467 человек. Рядом с белорусскими артистами выступали исполнители из России, Украины, Франции, Шотландии, Македонии, Молдовы, Грузии, Литвы и Тайваня. Изюминкой феста стала водная феерия – 45-минутное шоу под классическую музыку. Никого не оставили равнодушными спектакли Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, выступления Белорусского государственного хореографического ансамбля «Харошкі» и других признанных мастеров.

«Мим» и высокое признание.

 Во время третьего фестиваля 2002 года прошёл конкурс пантомимы «Мим-2002», а в танцевальном форуме приняли участие 114 коллективов из 15 стран: Беларуси, Кыргызстана, Израиля, Латвии, Грузии, России, Украины и других. В этот раз в число участников фестиваля вошли 3500 человек. Отличительной чертой феста стало участие артистов с ограниченными физическими возможностями, а следствием признания значимости фестиваля – поддержка, оказываемая его организаторами – Исполнительным комитетом Союза Беларуси и России.
 
Панно соткали 850 студентов. 

В концертной программе фестиваля 2006-го года выступили более 1600 профессиональных и самодеятельных артистов из 11 стран. В конкурсных выступлениях приняли участие коллективы из Беларуси и Прибалтийских стран, Молдовы, Сербии, Польши, Франции, России и Украины. А на открытии фестиваля на стадионе «Центральный» зрители увидели яркие картинки живого панно, в создании которого поучаствовали около 850 студентов и учащихся Гомеля. 

«Дикие пчёлы» и Мариинский балет. 

Для участия в пятом фестивале 2008 года были приглашены творческие коллективы из 30 стран мира. На сей раз танцевальный форум собрал более 1600 мастеров хореографии и около 3500 гостей из Беларуси, России, Украины и Прибалтики. Зрители рукоплескали артистам балета Государственного академического Мариинского театра из Санкт-Петербурга и другим заслуженным творческим коллективам. Гран-при завоевал ансамбль народного танца «Калинка» из Новозыбкова. А брейк-данс-команда «Дикие пчёлы» из Гомеля стала лучшей в своей номинации.

Квадро-лаборатория и лазерное шоу. 

Изюминкой фестиваля 2011 года стала программа «Музыкальная ассамб­лея-2011». Действо началось вечером, когда на город опустились сумерки. Посетителей встречали клоуны, танцовщики и ожившие статуи дворца. Здесь же коллектив «Квадро» представил проект «Музыкально-танцевальная лаборатория» вместе с ансамблем акустической музыки. Праздник увенчался великолепным лазерным шоу. Светящиеся лучи в сочетании с музыкой рисовали в воздухе узнаваемые символы – гомельскую рысь, контуры дворца и его внутренних интерьеров, эмблему «Сожскага карагода».


 
Донские казаки и танцоры Индии

На открытии фестиваля 2013 года на стадионе «Центральный» выступили Государственный академический ансамбль песни и пляски донских казаков, артисты из Казахстана, Индии. Всего же на фест съехались коллективы из 17 стран, в том числе Сербии, Болгарии, стран Балтии, Украины и России. Подарком для гомельчан стали спектакль пластического театра «Радуга» из Киева. Своё творчество также представила эстрадно-цирковая студия «Джин Рох» из Херсона.
 
Прибыли с трёх континентов. 

В 2016 году на фесте заявили о себе коллективы из 22 стран Европы, Азии и Северной Америки. Впервые участвовали представители Шри-Ланки, а в конкурсную программу был включён фольклорно-бытовой танец, что позволило показать национальный колорит других стран. В церемонии открытия участвовал оркестр волынщиков из Москвы. На стадионе «Центральный» воплотилась в жизнь идея режиссёра-постановщика Петра Свердлова «соткать» хореографическое полотно из пяти цветов. В церемонии открытия фестиваля приняли участие народные артисты Беларуси Ядвига Поплавская и Александр Тиханович.



Маленькая балерина и драники. 

Накануне феста 2018 года на площадке у Детской хореографической школы была открыта бронзовая скульптура «Маленькая балерина», автором которой стал Владимир Андриянов. Её рост составил 120 сантиметров, а вес – 170 килограммов. В основу произведения легли черты многих танцовщиц, которые занимались в хореографических классах школы. Заглавной темой открытия фестиваля стало время. В качестве циферблата выступило поле стадиона «Центральный», а сотни участников открытия, увлечённые хореографической композицией, превратились в один большой часовой механизм. Помня о традициях первого «Сожскага карагода» 1997 года, ансамблям-участникам преподнесли драники.


За 27 лет сотни коллективов из более 30 стран мира приняли участие в фестивале «Сожскі карагод», ставшим визитной карточкой Гомеля.



 Рысь прошагала по стадиону. 

В 2022 году во время открытия феста на стадионе «Центральный» раскрылась грандиозная панорама 880-летней истории города над Сожем, выраженная силой хореографического искусства. По стадиону зашагала исполинских размеров 35-метровая рысь, очертания которой воссоздали 200 студентов вузов Гомеля, а ещё 500 ребят изобразили герб Гомеля. Полтысячи студентов воссоздали изображение «880» из огромных цифр, в кольцах которых творческие коллективы показали разные направления танца: балет, брейк-данс, народный, современный, бальный. А после на стадионе взошло воссозданное силами участников открытия солнце. Оно озарило поле лучами, на свет которых пошли гости фестиваля из Армении, Казахстана, разных уголков России и Беларуси – всего около 40 коллективов. В кульминационный момент танцовщики с помощью элементов хореографии изобразили на поле эмблему феста – аиста, который воспарит на раскинувшихся крыльях. 

Пожелаем же аисту фестиваля долгого полёта, чтобы через несколько десятилетий продолжить летопись одного из главных культурных событий страны.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N