Как строитель из Гомеля покорил Сибирь, построил Лангепас и «усыновил» предприятия в нашей области
В 80-х годах прошлого века благодаря умению, выносливости и смекалке отечественных специалистов в далёкой сибирской тайге вырос многотысячный город Лангепас. Гомельчанин Марат Евневич, которому в этом году исполнилось 80 лет, был в числе легендарных строителей, которые возводили далёкий город. Он рассказал о том, как белорусские строители покоряли Сибирь.
На рубеже 70–80-х годов прошлого века в русле реки Обь один за другим начали вырастать города и посёлки. Для Страны Советов не было более важной задачи, чем освоение обнаруженных здесь огромных запасов нефти и газа. И каждая республика вносила свой вклад.
Перед стройотраслью БССР была поставлена задача: за тысячи километров от Минска, на одном из участков бескрайней сибирской тайги построить город нефтяников Лангепас.
Среди таких добровольцев оказался и уже ныне ветеран строительной индустрии Марат Константинович Евневич.
Прибыв на место, участники первого белорусского десанта увидели кругом лишь леса и болота при полном отсутствии дорог. Лангепас предстояло возвести на вечной мерзлоте с суровым климатом, где перепады температур от +40 °С до -50 °С, а зима длится семь (!) месяцев.
Конечно, многие тогда считали (да и сейчас тоже), что на Север ехали за «длинным рублём». Но, согласитесь, чтобы работать в таких тяжелейших условиях, одних денег мало – была идея, желание не ударить в грязь лицом, выполнить всё четко и в срок, отстоять честь республики (звучит пафосно, но так и было).
Марат Константинович считает Западную Сибирь своим вторым домом. Именно там он получил звание «Заслуженный строитель Ханты-Мансийского округа», по праву стал членом общественной организации «Первопроходцы 80-х».
- В БССР Марату Константиновичу было присвоено звание «Рационализатор-стотысячник». Это значит, что благодаря его изобретениям было сэкономлено 100 000 советских рублей.
А началось всё с того, что своему призванию – строить города – Марат Евневич был верен с детства. Мечта стать настоящим строителем реализовалась тогда, когда он начал работать прорабом на реконструкции комбината «Спартак», у послевоенных развалин которого в бараке жила его семья.
Он прошел славный трудовой путь строителя: был прорабом, начальником участка, главным инженером, начальником управления. Только представьте, более 50 комплексов при его непосредственном участии было построено у нас на Гомельщине, в Кировограде, Кирове.
Марат Константинович – человек принципиальный. И главными своими трудовыми качествами считает ответственность и справедливость.
– Я всю жизнь был организатором конкретного дела. В Гомеле строил такие объекты, как мясокомбинат, жирокомбинат, овощную и птицефабрики. В моей строительной биографии были и промышленные объекты. Это «Центролит», «Кристалл», Добрушский фарфоровый завод, – поделился трудовыми достижениями с «В» опытный строитель.
Но его гордость – строительство первой в Советском Союзе установки по переработке газового конденсата, которая была смонтирована менее чем за три месяца. Именно там, в Новом Уренгое, благодаря рационализаторским идеям Марата Евневича был получен первый бензин АИ-66.
Рационализаторские идеи, смекалка и опыт пригодились мужчине и при восстановлении разрушенного землетрясением в 1984 году города Газли в Узбекистане.
Стоит отметить, что Марат Константинович – лучший рационализатор Министерства строительства СССР. Это звание он получил за многочисленные предложения, которые принесли большой экономический эффект.
После возвращения в Гомель Марат Евневич отвечал за комплектацию строительных объектов треста № 27. А при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС – за обеспечение поставок материалов для строительства жилья переселенцам из загрязнённых территорий. Но Север всё равно звал…
Белорусским строителям было дано поручение спроектировать и построить Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. Для нужд нефтяников коллективу треста № 37 «Запсибирьбелстроя» предстояло в тайге построить город, окружённый посёлками нефтедобытчиков.
– Важно было зацепиться за эту суровую землю, очень быстро создать минимальные условия для проживания людей, развернуть базу для основных подразделений треста, сформировать боеспособный коллектив. Одним словом, подготовить плацдарм для предстоящего «большого штурма», провести всю подготовительную работу, после которой сооружение жилья и других необходимых городских объектов будет поставлено на поток, – рассказал об организации работы в далёкой Сибири Марат Константинович.
А уже через полгода в местной газете появилась статья о том, как коллектив СМУ №36 под руководством Евневича из Белоруссии сдал несколько крупных объектов.
– Одна из особенностей работы на Севере – необходимость принимать решения и нести за них ответственность. А как иначе: все твои вышестоящие за тысячи километров. Решаешь сам, – вспоминает о работе в Лангепасе Марат Евневич. – Неслучайно люди с северной закалкой, как правило, очень высоко котировались на Большой земле за умение выходить из самых сложных ситуаций и нести ответственность за свои решения.
Облик Лангепаса с самого начала был «запрограммирован» в Беларуси: сперва он появился на кульманах минских архитекторов, а затем был построен, руками в основном наших соотечественников. Многие белорусы остались там жить, «обросли» детьми, внуками…
Если не знать истории города, сложно представить, откуда у автобусной остановки в российском Лангепасе такое название – «Папарать-кветка». По словам гостей города, там непривычная для России чистота и ухоженность.
Лангепас для Марата Константиновича стал второй родиной. Там он был как у себя дома: с принципиальностью, требовательностью и рвением относился к выполнению своей работы. И не только на строящихся объектах. В Лангепасе он был избран депутатом, решал вопросы благоустройства, социальной защиты, создания новых рабочих мест. Он занимался вопросами медицинского обслуживания пенсионеров, наведения порядка на территории вокруг Лангепаса.
Всё это у Марата Евневича получалось благодаря поддержке родных и близких, семьи. С супругой Галиной Яковлевной они познакомились в техникуме Гомеля и 59 лет рука об руку прошли по дороге жизни. Как доказательство – медаль за «Любовь и верность», благодарственные грамоты семье Евневичей от отдела ЗАГС Лангепаса.
– Мне уже 80, –улыбается Марат Константинович, – позади моя трудовая биография. Но оглядываясь на прожитые годы скажу, что был счастлив в строительстве. Я богатый человек. Своими стройками. Заводы – мои сыновья, фабрики – мои дочери. Это повод для гордости!