Новые этюды старого города: Центральный парк | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Сергей Вершинин Сергей Вершинин Автор текста
17:11 19 Декабря 2022 Общество 1290

Новые этюды старого города: Центральный парк

Мы продолжаем через современные фотографии путешествие по различным потаённым уголкам нашего города, имеющим исторические названия и существовавшим ещё в дореволюционный период. Не останутся в стороне и некоторые уникальные улицы города, знаковые здания с интересной историей, а также бывшие деревни, территории которых ныне входят в границы городской черты Гомеля.

Сегодня речь пойдёт о Центральном парке Гомеля. 



О красоте и достоинствах Гомельского дворцово-паркового ансамбля знают не только все в Гомеле, но и многие далеко за его пределами. А какие легенды и таинственные мифы рождаются вокруг дворца в тени вековых деревьев? Попробуем приподнять занавес. Тем более, что впереди праздничные сказки Нового года и Рождества.


 
Ещё в XII–XVII веках Гомель справедливо считался мощным цент­ром обороны Нижнего Посожья. Укрепления с земляным валом и простейшим частоколом появились здесь ещё в XI веке. Позднее вал многократно подсыпался. Видимо, неслучайно в период междоусобиц искал спасения за гомельскими укреплениями великий киевский князь Изяслав Давыдович (1159 год). Как известно, монголо-татары только за 30 лет (с 1500-го по 1530 год) 14 раз нападали на земли южной, юго-восточной и центральной Беларуси (в 1503 и 1508 годах – дважды в год). А всего за 95 лет, с 1474-го по 1569 год, они совершили 75 походов на земли Великого княжества Литовского. Возможно, в те годы, как и во многих других укреплённых городах Руси и Великого княжества того времени, и существовал подземный ход под Сожем. Очень может быть… По крайней мере, подземные ходы к реке для забора воды существовали во многих укреплённых городках, дворцах и замках. Они спасали местных жителей во время длительных осад укрепрайонов неприятелем.


Менее вероятно, что такие ходы мог строить в XVIII веке хозяин гомельского дубового замка на холме, канцлер Великого княжества Литовского Михал Фредерик Чарторыйский или разобравший по брёвнышку его строение перед строительством своего дворца фельдмаршал граф Пётр Александрович Румянцев. Времена были не те, и такими вещами тогда уже не занимались.


Конечно, ход под рекой, даже если он был, уже давно обвалился. А вот версия с ходами под парком не такая уж и необычная. Вполне вероятно, что часть их также обвалилась или была специально засыпана. А часть при постройке дворца и обустройстве парка Румянцевыми могла быть востребована и переоборудована под погреба, подвалы, ливнёвки и другие коммуникации.

Так это или нет, но ещё в 60-х годах прошлого века многие ребята с соседних с парком улиц лазали по небольшим подземным ходам (то ли коллекторам, то ли погребам), о чём впоследствии неоднократно мне рассказывали. Правда, сами они в то время были маленькие, а ходы им казались, естественно, длинными и широкими…


В традиционных представлениях привидение или призрак является душой или духом умершего человека, который появляется в видимой форме или других проявлениях в реальной жизни.


При слове «привидение» воображение сразу рисует утопающий в вечерней туманной зелени шотландский замок или расположенный на пологом склоне и укрытый снегом замок в Трансильвании. Однако почти везде в Европе, где сохранились замки или хотя бы их развалины, существует масса поверий и легенд, в том числе и о местных привидениях.


В Беларуси наиболее известны привидение Сонечки (Софии Святополк-Мирской) в Мирском замке, призрак пани Любанской в Лошицкой усадьбе в Минске, привидения Чёрной монашки в Несвижском замке и Белой панны в бывшем здании францисканского монастыря (ныне здесь филиал Национального художественного музея) в Гольшанах. Интересно, что все они женщины. Общепринято, что привидениями становятся (или молвой в таковые выводятся) люди с трагической судьбой, таинственной гибелью, часто ушедшие из жизни молодыми, зачастую из-за неразделённой или внезапно прерванной любви. В эту череду входят люди-призраки, которые не были захоронены или останки которых бесследно исчезли. Вот и не могут они упокоиться…


Самые популярные в мировой (часто в литературной) истории призраки-привидения – призрак отца Гамлета, Кровавая Мэри, Каменный гость, привидения Анны Болейн, Человека в сером из театра «Друри Лейн», Чёрной дамы (Варвары-Барбары Радзивилл), чешской Белой дамы (Перхты Рожмберк), Коричневой леди (Дороти Тауншенд) из Рейхам Холла, у детей – суперпопулярный в своё время Каспер. Самый известный в мире призрак не человек – «Летучий голландец» – торгово-рыболовное судно XVII века.


Вокруг дворца Румянцевых и Паскевичей, как и вокруг любого дворца и замка с богатой историей, также ходят слухи о привидениях. Некоторые их даже видели – женщину. Видимо, с намёком на последнюю владелицу дворца княгиню Ирину Паскевич. Хотя, согласно представленным выше критериям, под наиболее вероятный призрак гомельского дворца может попасть, скорее всего, граф Николай Румянцев. 


Он после кончины был захоронен в склепе под собором святых Петра и Павла. Последний раз его останки там видели перед Великой Отечественной войной. По свидетельству очевидцев, во время оккупации немцы склеп не открывали. А когда по истечении многих лет после войны его открыли, то останков Румянцева там уже не было. Так что…


Хочется также напомнить, что привидения-призраки почти поголовно не причиняют вреда живым людям и, как полицейские в Шотландии, не носят с собой оружия, ни холодного, ни огнестрельного.


Кстати, в последнее время подземных ходов, различных таинственных комнат и привидений, связанных с различными замками и дворцами во многих странах мира, становится больше. Но это уже дань коммерциализации исторических объектов, так как в современных условиях для привлечения туристов все средства хороши. Немного правильного пиара – и увеличивается поток посетителей, привлекаемых налётом таинственного, появляются дополнительные средства, хотя бы для того, чтобы содержать тот или иной исторический объект и представлять его в более красочном виде.



Автор фото: Анна Пащенко и Игорь Степанцов

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N