Первый помощник в деле профилактики – классный руководитель
Классный руководитель – наставник, друг, ориентир и почти родной человек. Каждый день глаза классного руководителя замечают тревоги и счастье ученика, вглядываются в изменения – иногда позитивные, а иногда тревожные. И именно классный руководитель может вовремя сообщить о необходимости помощи и обратить внимание родителя на то, что он не видит.
В настоящее время органами внутренних дел, образования, территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и иными субъектами профилактики реализуются мероприятия, главное назначение которых не допустить совершение преступлений и правонарушений подростками. И первым важным помощником в деле профилактики является классный руководитель.
В средней школе № 26 под эгидой управления образования горисполкома прошел расширенный семинар для классных руководителей. Экспертами выступили заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних горисполкома Екатерина Волчек, старший оперуполномоченный по особо важным делам управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД облисполкома Антон Самарченко, старший следователь отдела анализа практики и методического обеспечения предварительного расследования УСК Светлана Зайцева. Методическими наработками поделилась Трубкина Татьяна, классный руководитель СШ № 26.
- Классный руководитель не всегда владеет прикладными знаниями по выявлению и своевременному оказанию помощи подросткам и законным представителям, особенно в части профилактики негативных явлений. На семинаре мы затронули алгоритм мониторинга социальных сетей и опасностей, с которыми может столкнуться подросток, рассмотрели деструктивные элементы популярных социальных сетей и определили шаги по созданию безопасных условий для ребенка. Сегодня время интернета, и мы должны принять это и знать, как работать с сетями, мессенджерами. И не опаздывать в этой работе, а быть впереди, - подчеркнула Волчек Екатерина.
Преступления в сфере наркооборота всегда носят серьёзные социальные последствия для подростка, семьи и общества. Антон Самарченко привел примеры преступлений, которые могли бы быть своевременно пресечены, если бы взрослый, находившийся рядом, увидел изменения, происходящие с ребёнком:
- Если подросток совершает преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, то есть всегда ряд факторов, указывающих на это: появление денег, поездки на такси, уходы с уроков, частые пропуски, новая компания. Кто может заметить эти изменения? Конечно, родитель и классный руководитель. Что делать? Связываться с органами внутренних дел и нацеливать подростка на прекращение преступных действий и сотрудничество. Ведь в этом году в Гомеле был освобождён от уголовной ответственности подросток, который благодаря куратору группы по месту учёбы своевременно одумался. Этот прецедент говорит о том, что мы все в одной связке отвечаем за подростков и все получается, когда работа осуществляется в сотрудничестве.
Светлана Зайцева акцентировала внимание на нарушениях, выявляемых следственными органами в период расследования уголовных дел: «Иногда подросток просто никому не нужен. Его не видят родители, школа, а потом он оказывается преступником. Тот факт, что мы устанавливаем нарушения субъектов профилактики при осуществлении профилактических мероприятий говорит о том, что не всегда все слаженно и не всегда добросовестно исполняются обязанности, чего быть не должно. А страдает в итоге ребёнок, ведь он не всегда правильно оценивает поступки и ответственность».