Помогая детям, дефектологи двигают методику обучения
К Международному дню дефектолога узнали у специалистов Гомельского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, как им удаётся помогать детям преодолевать трудности в развитии, улучшать память, восприятие, добиваться успеха в учёбе.
ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ДЕЛУ.
Дефектологи играют значимую роль в образовательной системе и в социальной инклюзии детей с особыми потребностями, и её невозможно переоценить. Они помогают создавать безбарьерную среду, где каждый ребёнок имеет равные возможности получить качественное образование и развиваться в соответствии со своими познавательными способностями и состоянием здоровья. Директор Гомельского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Ирина Андрейчикова рассказала, что в Гомеле давно налажена работа сети учреждений, которые оказывают разнообразную помощь родителям и детям в ситуации, когда требуется найти особенный подход в обучении.
– В образовательное пространство города входит 11 специальных учреждений, в том числе восемь специальных дошкольных учреждений. В них получают помощь более десяти тысяч детей, – отметила Ирина Викторовна.
– За каждой их маленькой победой стоит вклад многих специалистов, которые руководствуются в своей работе принципами неравнодушия и заботы, и дефектологи – одни из них. Их эмоциональная включённость, любовь к своему делу играют важную роль, ведь поддержка и вера в возможности каждого ребёнка являются мощными инструментами в процессе обучения. Работа дефектологов требует большого терпения, творческого подхода и гибкости, потому что каждый ребёнок уникален, и специалисты тоже постоянно развиваются, изучают новые методы и подходы, чтобы быть эффективными в своей работе. Хочется пожелать им на этом пути не сдаваться, находить в себе новые ресурсы, совершенствоваться и получать большую радость от каждого дня. Ваша профессия бесценна, ведь она помогает делать наше общество открытым, инклюзивным и добросердечным.
МОЛОДОСТЬ+ОПЫТ.
Минчанка Кристина Ванзонок окончила Белорусский государственный университет имени М. Танка в этом году и попала в Гомель по распределению. Вот уже несколько месяцев она работает в Гомельском городском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признаётся, что трудностей не боится. Наоборот, несмотря на юность, за плечами молодого специалиста уже есть опыт работы на последних курсах – в специальной школе № 14 для детей с нарушениями слуха в Минске, а ещё очень личная история:
– Уже в школе я знала, что выберу для дальнейшего обучения специальность «Олигофренопедагогика», ведь у меня есть родственники с нарушениями речи, – признаётся Кристина. – И ни разу об этом выборе не пожалела. В Минске я работала с детьми школьного возраста, тут всё моё внимание принадлежит дошкольникам – детям с общим недоразвитием речи, с задержкой речевого развития, при этом сама учусь
у более опытных коллег, которые всегда готовы помочь, направить, ответить на любой вопрос. Каждый день я осваиваю новые методы и приёмы, методики. Хочу развиваться в профессии.
Своей главной задачей Кристина Ванзонок считает помощь ребёнку в социализации, чтобы даже в детском возрасте он прекрасно себя чувствовал со сверстниками и в дальнейшем мог общаться. Наставник молодого специалиста – опытный учитель-дефектолог Марина Гулевич. Она признаётся, что Кристину сложно назвать новичком:
– Самое главное для меня в нашем взаимодействии – не дать разочароваться в профессии, ведь у нас не бывает быстрого результата. Коррекционно-развивающая работа – это длинный путь, идя по которому, бывает сложно заметить какие-то изменения. Мы учимся радоваться каждому крохотному результату у ребёнка и учим этому родителей – только тогда мы можем поддерживать собственный ресурс и не выгорать. – Марина Тадеушевна всегда готова поделиться знаниями и опытом: – Я стараюсь настраивать молодых специалистов на длительную, но позитивную и очень нужную работу. Как вирусные заболевания мутируют и становятся совершенно другими, так и нарушения у детей приобретают нехарактерные черты, добавляя нам трудностей. Но и наш труд постоянно движется – идёт непрекращающийся поиск наиболее оптимальных и интересных форм работы. Как специалисты мы можем развиваться и в этом направлении – помогая детям, двигать вперёд методику обучения.
– Когда часто находишься с ребёнком, порой бывает сложно заметить его успех, – подтверждает Кристина. – Но когда я получаю обратную связь от родителей, от других педагогов, которые отмечают улучшения, то чувствую большую радость.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
О том, как развернуть свою жизнь на сто градусов, рассказала учитель-дефектолог Лилия Зыкова, которая десять лет работала учителем белорусского языка и литературы, прежде чем пойти за зовом сердца туда, где её помощь будет ещё нужнее.
– Моя мама – учитель-дефектолог, и я всегда была в курсе сложности этой профессии. У меня уже была любимая работа, сложились прекрасные отношения с коллегами, детьми и родителями, но всё же я чувствовала, что должна пойти по менее простой дорожке, – рассказывает Лилия Александровна. – Да, меня не сразу поняли – от добра добра не ищут. Однако я чувствую, что, не побоявшись изменить свою жизнь, приобрела гораздо большее – реализованность, ощущение нужности моей работы. Также для меня важно поддерживать с мамой не только семейную связь, но и профессиональную. Она много лет работает в Минске, и мы часто общаемся на тему работы. Я получаю от неё много советов и поддержки.
Лилия Зыкова обучалась в Институте переподготовки и повышения квалификации ГГУ имени Ф. Скорины в течение двух лет, после работала как учитель надомного обучения на базе Гомельского дома-интерната с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения в развитии.
– Морально было нелегко, но я сама приняла такое решение, поэтому делала всё от меня зависящее, чтобы мой труд помогал, – делится учитель-дефектолог. – Спустя какое-то время приняла решение развиваться в профессии – так и оказалась в Гомельском городском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, где работаю уже второй год.
По признанию Лилии Зыковой, в работе ей больше всего нравятся эмоции детей:
– А ещё динамика: когда занимаешься с ребёнком, а спустя время отслеживаешь, чему он научился, как изменилось его поведение. Те, кто приходит на постановку звуков, выравниваются очень быстро, и этот результат воодушевляет, помогает не опускать руки там, где процесс достижения успеха гораздо длиннее. В первый год, когда я сменила вид деятельности, мне было сложно – всё было абсолютно новым: и подход другой к детям, и методика другая. Но я адаптировалась, открыла в себе новые возможности и получаю большое удовольствие от того, чем занимаюсь.
ДЕЛО ИНКЛЮЗИИ.
К профессиональному празднику в Гомельском городском центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации установили стенд, на котором каждый родитель может оставить тёплые слова поздравлений для специалистов. И та благодарность, которая сквозит в рукописных строках, как отмечают работники учреждения, ещё раз подтверждает – несмотря на трудности, общее дело сближает и дарит всем его участникам надежду. Надежду на то, что каждый ребёнок найдёт себя в этом мире и сможет выстроить крепкую связь с другими людьми.
Международный день дефектолога напоминает всем нам об уникальных способностях каждого ребёнка и важности инклюзии. Он призывает объединить свои усилия и создать мир, где нет границ и преград для развития каждого человека.