Советы специалиста: как помочь человеку, если он говорит, что не хочет жить
Тема суицидального поведения все ещё остаётся стигматизированной, а людям в трудной ситуации сложно найти поддержку. О том, как помочь близкому, если он рассказывает вам, что не хочет жить, мы поговорили с Алексеем Чистовым, главным внештатным специалистом по психиатрии и наркологии города Гомеля, и Аллой Кирюсенко, заместителем главного врача по медицинской части Гомельской городской клинической поликлиника № 3.
– Алексей Владимирович, расскажите, пожалуйста, что такое суицидальное поведение и как его распознать?
– Суицидальное поведение – это аутоагрессивное поведение, которое обусловлено явным или скрытым намерением умереть. Оно может проявляться в виде фантазий, мыслей, образов или действий, которые направлены на причинение себе вреда или самоуничтожение.
Если человек рассказывает вам о том, как здорово было бы умереть, уснуть и не проснуться, или в принципе о том, что всё бессмысленно, безнадёжно, и ничего не поменяется – это маркёр суицидального поведения.
Однако есть ещё несколько признаков:
• человек покупает что‑то нетипичное для себя, что может принести ему вред.
• близкий был в депрессии и ни с кем не общался, а потом резко начал коммуницировать с людьми, возвращать долги.
• человек написал завещание или прощальное письмо.
• человек стал вести себя рискованно. Например, начал злоупотреблять алкоголем, и в этом состоянии садиться за руль.
• близкий внезапно перестал со всеми общаться, исчез без предупреждения.
Фраза, что настоящие суициденты делают всё молча, – это заблуждение. Часто они сначала жалуются на нежелание жить, прежде чем перейдут к действиям. Всё начинается с мыслей, это некий стартовый крючок. Но должно пройти время, прежде чем человек на самом деле это сделает.
– Алла Витальевна, кто находится в группе риска?
– Те, кто уже пытался уйти из жизни. По статистике, среди таких людей чаще встречаются завершённые суициды. Человек может вернуться к этой затее, если столкнётся со стрессовой ситуацией.
Те, у кого есть отягощающий ментальное состояние анамнез. Это люди с психическими расстройствами – в основном с депрессией, биполярным аффективным расстройством, расстройствами личности (в частности, с пограничным расстройством), а также пациенты с шизофренией, которые могут слышать императивные голоса, приказывающие что‑либо с собой сделать.
Люди с хроническими заболеваниями или инвалидностью. У них возникает ощущение невозможности пережить это состояние. Оно ложится на человека тяжёлым бременем, и не все могут его вынести.
В группе риска подростки и молодые люди. Как правило, это возраст от 14 до 24 лет: в этот период активно созревают системы мозга. Соответственно, на этом фоне возрастает импульсивность, которая может провоцировать радикальные мысли и решения.
А также пожилые люди, которые вышли на пенсию. Резкая смена привычного уклада жизни зачастую вызывает у них стресс. Это время, когда здоровье начинает ухудшаться, человек теряет энергию, он не может работать так же продуктивно, как раньше, и уже не так востребован в профессии.
Люди, которые были в горячих точках. Пребывание в зонах боевых действий почти всегда сопровождается развитием посттравматического стрессового расстройства. Это тяжёлое состояние, которому в нашей стране уделяется недостаточное внимание. Людям, побывавшим в горячих точках, обязательно нужен курс реабилитации, в том числе психотерапии.
– Алла Витальевна, как помочь близкому, если он говорит, что не хочет жить?
– Если вы заметили у близкого признаки суицидального поведения, то это сигнал SOS – ему нужна помощь специалиста. Мысль о нежелании жить, скорее всего, будет развиваться и укрепляться у него по мере нарастания проблем, что может привести к необратимым последствиям.
Если вы увидели, что близкий применяет по отношению к себе аутодеструктивные действия, то это основание для недобровольной госпитализации. Человек с активным суицидальным поведением нуждается в психиатрической помощи: дело в том, что если человек придумал план действий, то он будет доминировать в его голове, тут не помочь разговорами.
Госпитализация особенно важна в случае незавершенного суицида, когда человеку помешали. Если он получил травмы, его отвезут к врачам, а после направят в психиатрическую больницу. И если по какой‑то причине этого не случилось, вы все равно должны отвезти близкого к психиатру, потому что это не шутки.
Если человек попытался совершить суицид, то он вряд ли остановится сам. В его жизни есть большая проблема, которую обязательно надо решать, и окружающие не смогут помочь, даже если положат на это всю свою жизнь.
– Алексей Владимирович, что нельзя делать?
– Что нельзя делать однозначно, так это осуждать человека с суицидальными мыслями. Говорить: «Ты так хорошо живёшь, мы же стараемся, а ты, неблагодарный, думаешь о смерти». Переубеждать его словами «да ладно, это пройдёт», «посмотри, как я справляюсь с проблемами». Нельзя игнорировать человека, думая, что настоящие суициденты совершают всё молча. К сожалению, многие абсолютно не понимают, с чем имеют дело.
Не стоит оставлять близкого с суицидальными мыслями в одиночестве, важно проводить с ним больше времени, обеспечить его социальной поддержкой. Но при этом ни в коем случае не брать на себя функции психотерапевта, не проводить ежедневные беседы о том, как здорово жить. Те причины, которые помогают вам, не обязательно откликнутся собеседнику. А это сильно инвалидизирует, и человек замыкается в себе.
Если вас затапливают идеями о смерти, то нет смысла сидеть и наблюдать, нужно отправить близкого к специалисту – потратить все силы на то, чтобы уговорить его обратиться за помощью.
– Куда можно обратиться за помощью?
В нашем городе работает телефон экстренной психологической помощи: 31-51-61, где квалифицированные специалисты смогут оказать необходимую консультативную помощь.