"Игра на сцене реальнее, чем сама жизнь": гомельская актриса Галина Анчишкина празднует юбилей | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
14:00 28 Апреля 2017 Культура

"Игра на сцене реальнее, чем сама жизнь": гомельская актриса Галина Анчишкина празднует юбилей

– Театр –  это моя жизнь, – признаётся актриса Гомельского городского молодёжного театра Галина Анчишкина, которая празднует своё 75-летие. –  Знаете, какое  открытие я для себя сделала? Игра на сцене реальнее, чем сама жизнь. Она более правдивая. А театр – это колдовство, и актёры – счастливейшие люди. Нам дано прожить столько жизней. Ты можешь сыграть положительного героя и злодея, нищенку и королеву.За 55 лет своей творческой деятельности Галина Ивановна воплотила на сцене больше 180 образов. Но, пожалуй, такую удивительную роль, как в постановке «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джона Патрика, ей ещё не приходилось играть. Накануне премьеры, которая состоится 28 апреля в 19.00, Галина Анчишкина рассказала о том, что такое жизнь на сцене и актёрское счастье.

СТИХИ И ТИШИНА...

Галина Анчишкина родилась в Тульской области в небольшом городке Лихвин на Оке.

– Папа хорошо играл на гитаре, прекрасно пел. Вероятнее всего, от него ко мне передались сценические способности, – говорит актриса. – Отец окончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года. Какое-то время преподавал рисование и черчение в школе. Писал портреты лидеров коммунистической партии. Помню, как-то отец пришёл с работы грустный. Оказалось, его отчитали за то, что он изобразил фигуру Сталина на большом квадратном полотне. Заказчики работы просто не знали, что рисовать вождя можно было только на прямоугольном холсте. Так Иосиф Виссарионович казался выше ростом.

Впервые Галина Анчишкина вышла на сцену в четыре года. Нужно было продекламировать стихотворение.

– Перед выходом, – вспоминает Галина Ивановна, – один из организаторов вечера, который, видимо, был не в курсе всего происходящего, сказал мне: «Читай стихи радостно, улыбаясь!» Я вышла на сцену и в восхищении выдала: «Камень на камень, кирпич на кирпич. Умер наш Ленин Владимир Ильич!» Дальше наступила тишина… В общем, всё обошлось.

Настоящее же знакомство с представителями театральной сцены произошло у Галины Анчишкиной уже в старших классах, когда её отец стал директором Дома культуры:

– Гостиниц не хватало, поэтому приезжим актёрам папа отдавал для ночлега нашу соседнюю комнату. Я смотрела на артистов, и они казались мне какими-то необычными,  неземными и безумно красивыми. Я очень хотела походить на них, но мне казалось, что я не такая яркая.

В итоге, окончив школу с золотой медалью, будущая актриса поступила в Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого на филологический факультет.

СВЕТЛЫЕ 60-Е

Но мысли о театральных подмостках не отпускали Галину Анчишкину. Учась в институте, она участвовала в смотре студенческой художественной самодеятельности.

– После очередного моего выступления ко мне подошла профессиональная актриса из жюри и сказала: «Попробуйте поступить в  Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского. Думаю, у вас получится». И она угадала. Так я оказалась в Москве. Мне очень повезло обучаться на курсе Владимира Готовцева, который занимался у самого Константина Станиславского. Кроме того, нам преподавали многие педагоги из МХАТа. Сейчас я говорю с гордостью, что мне 75, тем самым подчёркивая, что моя юность выпала на 60-е годы прошлого века. И я их провела в Москве.

Галина Ивановна посещала поэтические вечера Рождественского, Вознесенского, Евтушенко. Была знакома с Владимиром Высоцким.

– Мне посчастливилось не просто слушать Окуджаву, но и выступать с ним на одном концерте, – добавляет актриса. – А ещё к нам в ГИТИС приезжали пообщаться со студентами космонавты Титов, Николаев, Попович и Гагарин, который был необычайно обаятельным. От его улыбки шёл свет.

Галина Ивановна в те годы посмотрела все нашумевшие московские премьеры выдающихся режиссёров Любимова и Эфроса:

 Я очень хотела работать у Анатолия Эфроса. До сих пор храню его письмо, где он  писал: «Я взял бы вас только из одного желания работать со мной, но обстоятельства против нас». Как потом узнала, режиссёру пришлось уйти из  Московского государственного театра имени Ленинского Комсомола из-за своих творческих воззрений.

ИЗ КАНАДЫ С ЛЮБОВЬЮ

В течение 11 лет Галина Анчишкина служила в драматических театрах Брянска, Калининграда, Великих Лук. Выйдя замуж, переехала в Гомель. С 1977 года продолжила творческую работу в Гомельском областном драматическом театре. С распадом Советского Союза в начале 90-х годов в жизни актрисы наступил тяжёлый период:

– Чтобы заработать деньги, мне пришлось заниматься коммерцией – «челночить». Я прошла эту школу. Знаете, какая это закалка! Теперь могу написать целую книгу воспоминаний о том времени. А потом подруга пригласила меня в Канаду, где я устроилась на работу няней и убирала дом. Там я поняла, что никогда не смогу жить за границей. Когда становилось совсем невмоготу, я читала стихи русских поэтов, в том числе и Марины Цветаевой: «Тоска по Родине!/ Давно разоблачённая морока! Мне совершенно всё равно –/ Где – совершенно одинокой/Быть, по каким камням домой/ Брести с кошёлкою базарной…» За рубежом по-настоящему осознала, что такое тоска по Родине.

Через какое-то время Галина Анчишкина нашла в газете объявление о работе русского культурного центра в Торонто:

– Я предложила его сотрудникам свои поэтические программы на стихи Мандельштама, Ахматовой, Пастернака. И стала проводить театрализованные вечера, посвящённые русской литературе.

Заработанные деньги Галина Анчишкина тратила на посылки родным и близким. А вскоре вернулась в Гомель, где с 1993 года по приглашению режиссёра Якова Натапова поступила на службу в молодёжный театр.

АКТЁР - ЭТО ДИАГНОЗ

– Для меня театр стал домом, в который хочется приходить, – признаётся Галина Ивановна. – До сих пор многие режиссёры говорят: «Как только переступаешь порог театра, всё, что волнует актёра, должно остаться за дверью». Но бывают исключительные случаи. Когда я работала в Семипалатинске в Казахстане, у меня умер отец. После похорон на третий день я вышла на сцену в спектакле «Чти отца своего». Мне надо было радостно произнести фразу: «Папка, как хорошо, что ты у меня есть!» Рассмеявшись, обнять актёра, исполнявшего роль отца. А я разрыдалась в этот момент на сцене. Пережитое влияет на роль. Это безусловно. «Что ты грустишь? – поинтересовался как-то один народный артист в годах. – Галя, ты актриса. Запоминай, лови моменты своих несчастливых дней, своих бед. Это тебе пригодится потом на сцене». И он оказался прав. Для каждого актёра новая роль – это своеобразная ломка. Актёр – это не профессия, а диагноз. Сцена – вот наша настоящая, реальная жизнь. Нужно отдавать ей всего себя. Только тогда зритель сможет пережить некий катарсис, очищение. Хочется, чтобы человек уходил со спектакля с мыслью, что есть иная жизнь. И, думая о горестях и радостях героев, забывал о своём горе. В связи с этим мне вспоминается случай. Сын моей знакомой посмотрел со своей девушкой спектакль «Любишь – не любишь». То, что  случилось потом, можно назвать настоящим счастьем для актёра. Молодой человек подошёл ко мне и сказал: «Спасибо вам большое. Благодаря вашей игре я объяснился своей девушке в любви». И всё… больше ничего не надо. Для актёра такие моменты в жизни главные. А спектакль был о том, как женщина, ни разу за свою жизнь не слышавшая от своего мужа слово «люблю», услышала его только  в последний день своей жизни. 

ПО ЗАПОВЕДИ

– Я могу сказать, что по жизни я борец за справедливость. Даже если приходится сражаться с ветряными мельницами. А ещё для меня главной остаётся христианская заповедь, призывающая относиться к другим так же, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе, – признаётся Галина Анчишкина. –  Но это не значит, что я лишена недостатков. Я далека от совершенства. Могу обидеться, оскорбиться, заплакать. ..

Продолжая рассуждать  о жизни, актриса добавляет:

– Главное в жизни – доброта и любовь, а ещё умение разделить с человеком даже не беду, ведь и враг может тебе посочувствовать, а счастье. Вот это гораздо тяжелее. Ведь чтобы по-настоящему ощутить радость, надо её с кем-то разделить.

А ещё Галина Анчишкина мечтает, чтобы каждый день приносил что-то радостное: – Хочется жить для кого-то и чего-то. Восхищаться такими моментами, как когда я впервые взяла на руки внука. И очень хочется, чтобы тебя понимали. Недаром моя героиня миссис Сэвидж говорит о героях пьесы: «Они понимают друг друга, они оберегают друг друга, они щадят друг друга». Кстати, каждому из 11 актёров новой постановки предстоит сыграть не просто роль,  а целую судьбу. Это ли не счастье для актёра… 

*  *  *

А ещё Галина Анчишкина рассказала, что пронесла с детства любовь к сказкам Валентина Катаева «Цветик-семицветик» и «Дикие лебеди» Ганса Христиана Андерсена. Любит книгу Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и «Овод» Этель Войнич. Восхищается картиной Куинджи «Лунная ночь на Днепре», кинолентой «Девять дней одного года» и композицией «Ария мистера Икс». Хотела бы попробовать себя в роли дизайнера одежды. Лучшим подарком для себя считает честность. Не могла бы прожить без родных, театра, книг и соли. Когда будущей актрисе было 18 лет, она повесила над своей кроватью следующее выражение: «Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно». Этого изречения она старалась придерживаться на протяжении всей жизни. А ещё ей нравится выражение Ницше: «Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины».

Галина Ивановна никогда бы не смирилась с несправедливостью, ложью  и жестокостью. В характере женщины ценит терпимость, а мужчины – надёжность. Безумно верит в любовь. «Только в неё и верю и считаю, что не красота, а любовь спасёт мир», – подчёркивает Галина Ивановна.

Недавно она побыла в Израиле.

– Мы находились в храме Гроба Господнего, и экскурсовод, указав на пустое пространство рядом, заметил, что там стояла Матерь Божья. Всё! Меня пробрало до мурашек, когда я это представила. А потом я ехала в автобусе по пустыне, которая обступила меня песчаными горами с двух сторон. Это был какой-то удивительный космос, – в голосе актрисы чувствуется неподдельный восторг, и после паузы Галина Анчишкина добавляет: – Мир прекрасен, и нужно считать каждый день, который тебе выпал,  – последним. И тогда будет благословенным каждый час, на который ты не надеялся.


Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N