Где можно встретить старообрядцев в Гомеле | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Сергей Вершинин Сергей Вершинин Автор текста
17:00 22 Февраля 2016 Культура

Где можно встретить старообрядцев в Гомеле

В Гомеле и области предостаточно мест, связанных с жизнью старообрядцев (староверов). 

Суть вопроса

Что это было за явление? 

Обобщая написанное в различных источниках, можно сказать, что старообрядчество (древлеправославие) – совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 50-60 годах XVII века патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего – с Церковью константинопольской, а фактически создавала условия для секуляризации (изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению).

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками». В XX веке позиция Московской патриархии по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года», наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы «яко не бывшие». 

Спасова слобода

Жили старообрядцы и в нашем городе, причём, как и в других местах, очень компактно.

Спасова слобода как посёлок или посад сформировалась, тогда ещё на окраине Гомеля, уже к началу XVIII века, и занимала пространство, ограниченное ныне улицами Комиссарова (ранее  - Береговая, затем – князя Паскевича, Плеханова (ранее – Спасская) и Фрунзе (ранее – Свечная). Главную улицу Спасовой слободы, проходившую посреди посёлка, в начале XIX века граф Николай Петрович Румянцев в честь своего отца назвал Фельдмаршальской, ныне это улица Пролетарская. 

В своё время этот район представлял собой типичный русский посад с пёстрыми деревянными домиками, утопающими в зелени. Везде чистота и порядок, цветы во дворах, палисадниках и на окнах, скамейки с подлокотниками и навесы над калитками. И ещё непременно восьмиконечный крест или образок над каждыми воротами. Сами жители Спасовой слободы считались в городе людьми зажиточными и достаточно влиятельными.

Первые дома старообрядцев появились здесь ещё в XVII веке, когда через границу, разделяющую Великое княжество Литовское (куда входил тогда Гомель) и Российское государство, началась массовая миграция староверов, искавших возможности свободно отправлять свои богослужения. Часть названия «Спасова» произошло из-за того, что некоторые староверы (чернецы) в центре посёлка жили в скиту, который назывался Спасовым, из-за воздвигнутой здесь старообрядческой церкви во имя Преображения Господня. Большая же часть раскольников жила за стенами скита в посёлке или слободе. Слово «слобода» изначально обозначало пригородное поселение, жители которого пользовались свободой – не находились в личной зависимости от кого-либо.

В 1794 году на месте ранее разобранной церкви Преображения Господня старообрядцами была построена и освещена Ильинская церковь, действующая по сей день и являющаяся самым старым сохранившимся старообрядческим храмом в Беларуси. Её отличает необычность формы – состоит из трёх срубов, поставленных один за другим по одной оси: притвор, средний сруб и пятигранная алтарная апсида. Средний сруб, самый крупный, квадратный в разрезе, вверху переходит в восьмиугольник, что добавляет объём. В главной части церкви над входом установлена колокольня. Её верхняя часть под невысоким куполом опирается на восемь столбов. Объёмы накрыты выгнутыми крышами и гранёными куполами, над алтарём – многоскатная крыша. Внутренняя отделка и наполнение храма незатейливы и небогаты. Главный вход осуществляется через застеклённую веранду (раньше была открытая). По некоторым данным в этой церкви дважды побывал и помолился всем известный Емельян Пугачёв. 

А улица Фельдмаршальская вплоть до революционных событий начала XX века считалась одной из центральных в городе. В советские времена она (уже как Пролетарская) потеряла своё значение, а сам район был известен больницей скорой помощи, музпедучилищем и Институтом леса.

В наше время колорит староверческого посада почти не виден. Но он есть, достаточно только более внимательно приглядеться к отдельным ещё сохранившимся с тех времён домикам, находящимся в частном секторе, а также некоторым более крупным зданиям. Второй храм староверов – Преображенская церковь (Гомельский древлеправославный приход Спасо-Преображенской церкви), перестроенная в своё время под хозяйственно-административное здание, сейчас реконструирована и находится на улице Пролетарской, за региональным центром занятости населения, во дворе.

В последние годы площадь частного сектора в центре города становится всё меньше. В пределах территории бывшей Спасовой слободы в связи с реконструкцией автомобильного моста через Сож и расширением улицы Фрунзе произошла существенная «подрезка» района, почти до самой Ильинской церкви, которая пока возвышается как бы в центре некоего оазиса из частных домов. Почти как в прежние времена. 

Ветка

Селились староверы и в других местах, где их не могли бы достать гонения, в том числе и в окрестностях Гомеля. 

В 1682 году, после неудачного выступления стрельцов в Москве, правительство царевны Софьи издало указ о сыске и высылке беглых людей (старообрядцев), живущих в Стародубских слободах. Руководители стародубского старообрядчества Козьма Московский и Стефан Белёвский со своими единомышленниками решают уйти в Речь Посполитую, где на острове Ветка при впадении одноимённой реки в Сож на землях пана Халецкого основывают старообрядческое поселение, в котором была построена часовня, а позже и монастырь.

Насчёт названия «Ветка» существует древняя легенда, связанная с появлением в этих местах старообрядцев: «Плыли беженцы по большой реке, не ведая, где прибиться к берегу, а потом старейшины предложили бросить на воду веточку. Где она прибьётся, там лодка и остановится. Прибилась веточка к левому берегу, вышел народ на сушу, а вокруг болото. Но духом не упали старообрядцы, поставили на дерево икону и стали возводить свои слободы. Вот так возник город Ветка».

Со временем Ветковская слобода становится крупным духовным центром староверия, влияние которого в течение всего XVIII века распространялось по всей России и Восточной Польше.

В наше время Ветка – районный центр в Гомельской области, на всю страну известный своим музеем старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова (до декабря 2012 года – Ветковский государственный музей народного творчества).


Автор фото: из интернета

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N