За 80 лет – 10 миллионов зрителей! Удивительные факты о Гомельском облдрамтеатре | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
10:00 05 Декабря 2019 Культура

За 80 лет – 10 миллионов зрителей! Удивительные факты о Гомельском облдрамтеатре

«Приехал в город ревизор!» 

20 декабря 1939 года. Именно в этот день гомельский театр распахнул свои двери для первых зрителей. Актёры играли в здании деревянного цирка, который находился на улице Комсомольской (ныне проспект Ленина, дом № 12). Спектаклем, положившим начало театральной жизни в нашем городе, стал «Ревизор» по пьесе Н. В. Гоголя. Конечно же, горожане встретили постановку с восторгом. 
  
Театр… фронтовой. 

22 июня 41-го навсегда изменило ход мирной жизни. Известие о начале войны застало театр на гастролях в Бобруйске. Труппа поспешила вернуться в Гомель, некоторые актёры сразу же ушли на фронт, а директор театра С. Щуцкий стал комиссаром Гомельского полка народного ополчения. Тогда же, в июне 1941-го, преимущественно из актёров театра была сформирована фронтовая бригада, которая с 1942 года существовала как фронтовой театр.  Артисты выступали на Западном фронте, с частями 3-го Белорусского фронта и даже дошли до Восточной Пруссии. 


В единственном уцелевшем здании со сценой. 

В феврале 1945-го из фронтовой бригады для восстановления работы гомельского театра были отозваны Евгений Полосин и Сергей Остроумов. Из довоенного творческого состава им удалось собрать 14 человек. Артистам пришлось репетировать в единственном уцелевшем в городе здании со сценой – клубе спичечной фабрики «Везувий» (Новобелицкий район). Наконец, 30 июля 1945 года труппа представила гомельчанам первый послевоенный спектакль – «Лгунья» в постановке Сергея Остроумова.

Переезд – вынужденная мера. 

Великая Отечественная прошлась по городу вихрем, сметая всё на своём пути. Гомель был разрушен более чем на 80 процентов. К сожалению, не нашлось ни одного подходящего помещения, где бы смог разместиться театр. Поэтому в 1946-м его временно перевели в Могилёв. 

Не только зрители, но и строители. 

Многие источники утверждают, что место для возведения театра в Гомеле было определено ещё до войны. Причём самим Иваном Жолтовским – одним из лучших архитекторов русского неоклассицизма досоветского и советского периодов. Решение о возобновлении строительства приняли лишь в 1949-м. Руководил процессом ученик Ивана Владиславовича – ленинградский архитектор Александр Тарасенко. В 1954-м году на сцене нынешнего театра впервые поднялся занавес. На премьеру были приглашены не только зрители, но и строители. 

Ленинградская красавица 

Бессменной свидетельницей слёз радости и печали является знаменитая люстра в зрительном зале. Её изготовили на комбинате декоративно-прикладного искусства Союза художников СССР в Ленинграде и привезли к премьерному показу, который состоялся в 1954 году. Не поверите, весит эта роскошная красавица практически полторы тонны. И, несмотря на свой внушительный возраст, продолжает притягивать восхищённые взгляды зрителей.

Счёт на миллионы. 

Конечно же, за 80 лет в театре были распроданы сотни тысяч билетов. К сожалению, мы не можем вернуться в прошлое и посчитать каждого зрителя, но можем назвать вам приблизительное количество тех, кто побывал на спектаклях гомельского театра. Начиная с 1939 года, постановки посмотрели порядка 10 миллионов человек! Всё равно, что всё население нашей республики.  

Главные рекордсмены. 

Самым долгоиграющим спектаклем для взрослой аудитории стала постановка «Как вернуть мужа?» по пьесе М. Мэйо и М. Энникена. На сцене гомельского театра его ставили  562 раза. При этом роль мужа исполнял бессменный Юрий Фейгин – заслуженный артист Республики Беларусь. Также среди «долгожителей» и «Любовная авантюра». Она продержалась в репертуаре 18 лет, начиная с 1992-го. И всё же абсолютным рекордсменом признан спектакль для детей «Играй, шарманщик». С этой постановкой актёры выходили к юным зрителям 572 раза!

Такие разные, но одна команда. В настоящее время главный старожил театра – Фёдор Иванов. 20 сентября заслуженный артист БССР отпраздновал 90-летие! Искусству актёр посвятил всю свою жизнь. Причём на сцене нашего драмтеатра – первого и единственного места работы – Фёдор Николаевич уже 65 лет. Но годы бегут, подрастает достойная смена. Сегодня в труппе немало молодых и талантливых, которые только начинают свой путь. Самой юной актрисе Вере Грицкевич исполнилось 22. В 2018-м она окончила Белорусскую государственную академию искусств. 

Век на двоих. 

В искусстве многие находят не только своё призвание, но и свою любовь. Так случилось и с актёрами нашего театра – народной артисткой Беларуси Людмилой Корховой и артистом драмы Александром Лавриновичем. Если сложить театральный стаж супругов,  получится ни много ни мало, а целый век.  

«Зоя! Неси мой чемодан!» 

Подшутить над коллегами в актёрской среде – это, как говорится, святое. Забавный случай произошёл и с заслуженным артистом РБ Юрием Фейгиным. В том самом спектакле «Как вернуть мужа?» есть сцена, где Юрий Михайлович резво забирает полупустой чемодан и уходит. Однажды дружелюбные однополчане доверху набили реквизит грузом. Ничего не подозревающий герой схватил чемодан так, как делал это уже десятки раз… И замер, едва оторвав его от пола. Позже выяснилось, что актёр даже немного потянул плечо. Чтобы не попасться на удочку во второй раз, Юрий Фейгин немного изменил свою реплику и в последующих постановках кричал: 
– Зоя! Неси мой чемодан… в такси! 

Однозначное «Верю!» 

Как утверждают актёры, самое смешное происходит на гастролях. Особенно – в сельской местности. В одну деревеньку труппа привезла «Паўлінку». По сюжету в начале пьесы два героя пьют водку (естественно, обычную воду). Но актёры сыграли это с таким мастерством, что один из зрителей не выдержал: подбежал, схватил бутылки – и дёру! Спектакль пришлось останавливать. Реквизит-то нужно вернуть! 

4,5 тонны грима. 

Гримирование актёров – это отдельный вид искусства. В месяц на каждого артиста выдаётся по одной коробочке профессионального театрального грима (120 граммов). В палитре 12 цветов. Невозможно точно подсчитать количество израсходованного материала, но если учесть, что в разные годы в труппу входило примерно 40 актёров, нехитрыми вычислениями получим внушительную цифру: практически 4,5 тонны грима за 80 лет работы.

«Собачье дело». 

Наверное, каждый из нас хотел бы хоть раз почувствовать себя настоящим актёром. Да что уж говорить, даже братья наши меньшие не прочь покрасоваться на сцене. За время работы гомельского театра «артистами» становились голуби, летучие мыши, кошки и, конечно же, собаки. Однажды до начала новогодней сказки, когда детвора уже заполнила зал, в помещение проскочил такой четвероногий друг. Собака уселась прямо на сцене и ни в какую не хотела её покидать. Актёрам даже пришлось идти в буфет и выманивать её  колбасой. 

Оговорочка вышла. 

В театре есть только один «дубль». Только здесь и сейчас. Нельзя остановиться и переделать неудавшуюся сцену. А посему театральные подмостки видели столько комичных моментов, сколько нам и не снилось. Взять, к примеру, пьесу Г. Горина «Забыть? Герострата...» В одной из сцен Тиссаферн вызывает к себе Клементину и задаёт вопрос: 
– Ты была у Герострата? 
– Нет, – отвечает актриса.
– А слуги позвонили мне и сказали, что была! – уверенно заявляет Валентин Костенко, исполнявший роль Тиссаферна. 
356 год до нашей эры…  Герою позвонили! 


Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N