Первому олимпийскому чемпиону Беларуси Леониду Гейштору исполнилось 80 лет | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Сергей Вершинин Сергей Вершинин Автор текста
16:20 17 Октября 2016 Информация от партнеров

Первому олимпийскому чемпиону Беларуси Леониду Гейштору исполнилось 80 лет

Первому олимпийскому чемпиону Беларуси, заслуженному мастеру спорта СССР, почётному гражданину города Гомеля Леониду Гейштору исполнилось 80 лет. 

В преддверии круглой даты мы встретились с Леонидом Григорьевичем.

С воспоминаниями о Риме

– Леонид Григорьевич, прошло 56 лет после вашей исторической победы в 1960 году на Олимпийских играх в Риме. Вы до сих пор помните те чувства, которые испытали, когда поднимались на высшую ступеньку пьедестала почёта в итальянской столице?

– Когда мы стояли на пьедестале почёта, начал играть гимн (на флагштоке над озером Альбано развевался огромный флаг Советского Союза, музыка звучала в оригинале из динамика), то слезы наворачивались на глаза. Вокруг тысячи болельщиков. 

– Кто первый вас поздравил?

– Главный спортивный функционер СССР Николай Романов поздравил нас первым и чуть позже в «олимпийской деревне» вручил нам значки «Заслуженных мастеров спорта СССР», что довольно редкое явление как для тех времён, так и последующих. 

– Что было дальше?

– После награждения и официальной церемонии мы вместе с Сергеем Макаренко с наградами на каноэ переправились на другой берег, разделись и от души, как дети, начали купаться и плавать. Глубина озера – 173 метра. Видимость сумасшедшая. Так что удовольствие получили.

 

1960. Олимпийские чемпионы

– После победы вам дали возможность отдохнуть в Италии?

– В виде поощрения мы там пробыли ещё неделю. Нам удалось посмотреть Колизей, Ватикан, фрески Микеланджело. Просто фантастика. Были и на спортивных соревнованиях. Пошли на баскетбол СССР – Пуэрто-Рико. А там сломали щит, осколки на сувениры собрали болельщики, игра затянулась, и мы пришли в гостиницу только в полтретьего ночи. 

– После Олимпиады вас на самолёте доставили в Москву. Кто вас встречал?

– В Москве встречали представители федерации гребли, поселили нас в гостиницу. Тут и произошло интересное событие. Нас чуть не обокрали. Кто-то помог занести сумки в номер. Потом мы пошли гулять по Москве (погода была нормальная), а ключ от номера я забрал с собой. Как чувствовал. Когда вернулись, то нам сказали, что приходили двое ребят и сказали, что забыли две сумки в нашем номере, просили от него ключ. А так как он был у меня, то афера им не удалась.

– Как встретили в Гомеле?

– С трудом взял билет на поезд. В Гомеле встречали работники завода измерительных приборов, где я работал, три сестры и брат. На привокзальной площади направился к стоянке такси, где стояли свободные машины, тогда это были «Победы». Однако мне сказали, что для меня заревизирована машина скорой помощи. Так на ней и повезли меня в Монастырёк. Подъехали к дому. Высыпали соседи, вышла мать… К кому могла приехать «скорая помощь»? А тут выхожу я… 

Дарья Домрачева и Леонид Гейштор

Истоки… 

– Леонид Григорьевич, вернёмся к истокам. Когда вы научились плавать, когда впервые сели в лодку, когда впервые – в спортивную?

– В шесть лет, когда в ноябре 1943 года освободили Гомель от немецко-фашистских захватчиков, я уже грёб на обычной лодке. В это же время научился плавать. В каноэ первый раз сел в 19 лет. До этого попробовал себя в байдарке и академической гребле. Но понял, что это не моё. А каноэ сразу понравилось.

 

Специфика…

– В Риме вы стали чемпионами Олимпиады на дистанции 1000 метров. Затем вместе с Сергеем Макаренко – чемпионами Европы и мира уже на дистанции 10 000 метров. Каково различие между этими дистанциями в чисто спортивном плане?

– На дистанции на 1000 метров нет передышки, надо работать на износ с полной выкладкой, но в то же время лодка должна идти плавно. На 10 000 метров на первое место выходит выносливость, сила воли, тактика ведения гонки (где-то прибавить, где-то сбавить), умение «облизывать» повороты.

 

1960. Финиш каноэ Гештора и Макаренко

Мемуары

– Вы уже издали несколько книг. Они в большей степени автобиографичные, в то же время там есть много информации об истории гребли на байдарках и каноэ.

– Всего вышло пять книг. Первая – «Весло и золото» – вышла в 2001 году, последняя – в этом году – «Звезда над Сожем».

О разном

– У вас есть в жизни какое-нибудь хобби? Марки, значки…

– Когда был подростком, собирал марки, когда стал спортсменом – значки. Привозил их с различных соревнований. Их было очень много, но потом я их пораздавал. 

– А рыбалка?

– Я вырос на речке. Так что рыбалка – это было святое. Когда я был совсем маленький, то ставил перемёты на реке, рано утром шёл проверять, что наловил. Однажды поймал большую стерлядь, вода тогда в Соже была чистая, и эта рыба у нас водилась. Мама очень выгодно продала её на рынке на Кузнечном мосту.

На сборах в Херсоне на месте, где Днепр впадает в Чёрное море, случайно руками поймал щуку, которая шла на нерест. Умельцы тут же сделали мне пол-литровую банку икры, а тем же вечером все очень вкусно поужинали жареной рыбой.

1964. Та самая херсонская щука

И в последующие годы, когда было время, любил рыбалку. А перестроечные годы в напряжённой экономической ситуации пойманная рыба помогала и прокормиться, и прожить. 

– Леонид Григорьевич, вы повидали многие страны. Как во время соревнований, так и во время путешествий. Что у вас оставило наиболее неизгладимое впечатление?

– Наверное, путешествие на Афон. Там такая аура, воздух какой-то особенно чистый. Совсем другое отношение людей друг к другу. Если бы так жили везде…

Ну и, конечно, Рим. Он произвёл на меня очень сильное впечатление. Как тогда, когда я там выступал, так и когда приезжал после.

Что касается природы, то очень понравилось озеро Альбано, чистейшая вода, а вокруг лес. Так же, как и озеро Плива около городка Яйце в Югославии, где мы стали чемпионами мира и Европы.

– Интересные, необычные случаи из спортивной жизни…

– Однажды, будучи на сборах в Бресте, перевозили на каноэ через Мухавец молочницу с ведром молока. В другой раз перевозили девушку, спешащую на свидание. Здесь получился конфуз. Она резко запрыгнула в каноэ и шпилькой от туфли пробила нам днище. Пришлось затем латать. 

 

2012. Возвращение в Рим. Леонид Гейштор - легионер 

 

В заключение

– Вам исполняется 80 лет. Но внешне вам можно дать лет 60. В чём секрет? 

– Я никогда не курил, всегда был очень выдержан в отношении к алкоголю. Многие годы даже на день рождения не поднимал рюмку. Всю жизнь работал физически, как спортсмен и как тренер. Кроме этого, я живу один. Поэтому всегда в движении, всегда задействован. Сам готовлю, сам убираю, хожу по магазинам. В отношении питания я абсолютно всеяден. Плюс к этому очень ценю душевное спокойствие и комфорт. Это очень важно.

– Леонид Григорьевич, вы первый в Беларуси олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, чемпион мира и Европы, заслуженный тренер Беларуси, Почётный гражданин города Гомеля. Перефразируя слова из известного фильма, можно сказать, что ещё надо человеку для того, чтобы счастливо встретить зрелые годы?

– Прежде всего, благодарю Бога и своих родителей, а также всех добрых людей, которых я встретил на своём жизненном пути. Считаю, что как спортсмен я состоялся, хотя можно было добиться и большего. Как тренеру, хотя у меня были достаточно весомые успехи, мне реализовать свои возможности в силу разных причин не удалось. Тем не менее, в целом, жизнь прожита очень даже неплохо. 


Автор фото: из личного архива Леонида Гейштора

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N