Гомельчане поделились воспоминаниями о годах войны

В преддверии значимой даты – 74-й годовщины со Дня освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков – корреспондент «ГВ» попросила гомельчан поделиться воспоминаниями о том, какими были для них те далёкие годы.
Тамара ПЧЕЛЕНКОВА:
– Мне было 14 лет, когда освободили Гомель. Город был весь в руинах, а улицы практически разрушены под ноль – внешний облик областного центра был плачевным. Чтобы восстановить красоту города над Сожем, мы работали по 9 часов, а в выходные дни помогали убирать развалины, которые остались после бомбёжек. За плодотворный труд и перевыполнение планов в 1948 году меня даже послали на слёт стахановцев. Работали мы упорно и добросовестно, что называется, не за деньги, а на совесть.
Анна МИХАЙЛОВА:
– В годы Великой Отечественной войны нашу семью угнали в Германию, и только через два года после освобождения областного центра мы вернулись в родные места. Конечно, было очень тяжело: от нашего дома за время бомбёжек и военных действий остались только стены и крыша. Даже наши вещи люди разобрали, думали, не вернёмся вовсе. После возвращения мама и дедушка сразу пошли работать в колхоз, а я стала посещать Давыдовскую сельскую школу.
Николай МЕЖОХИН:
– Мой отец погиб на фронте, а мать – в лагере. Как круглый сирота, после освобождения Гомеля я попал в Улуковский детский дом. Помню сильно разрушенную улицу Трудовую, а также кинотеатр имени Калинина, куда нас, детей из детдома, привезли на киносеанс. Кстати, недалеко от нашего детского дома до самых Головинцов было много подбитых самолётов и танков. Будучи совсем мальчишками, мы бегали к военной технике, исследовали её, участвуя в своеобразной экскурсии.
Николай ВЫРСКИЙ:
– Ещё ребёнком меня угнали в Германию. После освобождения советскими войсками я вернулся в Гомель. Жили мы в Костюковке, там же я пошёл в школу № 13, которая чудом уцелела во время войны. Перебирая детские воспоминания, могу сказать, что Гомель был очень сильно разрушен. А ещё вспоминается, что в той части Костюковки, которая была ближе к городу, содержали пленных немцев.
Лидия ШЕВЦОВА:
– После освобождения Гомеля мне запомнились разрушенные улицы города над Сожем, особенно проспект Ленина. Транспортного сообщения практически не было, поэтому люди передвигались пешком. Помню, когда училась в школе, у нас на весь класс был один учебник. И вот один человек садился и зачитывал параграф, а мы уже потом запоминали. Но, несмотря на тяжёлое материальное положение, мы каждый день испытывали неподдельную радость за то, что над нашими головами мирное небо.
Автор фото: из интернета