Чудак, чудодей, художник кадра: какие фильмы подарил миру Сергей Параджанов | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Карина Тимофеева Карина Тимофеева Автор текста
11:30 12 Декабря 2019 Общество

Чудак, чудодей, художник кадра: какие фильмы подарил миру Сергей Параджанов

Эксцентричный и непокорный, дерзкий и непримиримый, легендарный режиссёр, создатель ленты «Тени забытых предков» Сергей Параджанов наделил советский кинематограф особой поэтикой, которая превратила его фильмы в коллекцию удивительных картин. 



Детство по-тифлисски. 

Впрочем, неповторимый авторский стиль Параджанова можно объяснить не только естественным талантом и неу­ёмной энергией. В то время как отец будущего кинематографиста без устали собирал антиквариат, прослыв на весь Тифлис состоятельным хранителем древностей, маленький Серёжа коллекционировал впечатления своего детства. Старинные улицы района Нарикала, пропитанные средневековым духом; сутолока тбилисских торговцев, снующих среди лавок и мастерских; своенравные потоки Куры, на берегу которой возвышается собор Сиони, – возможно, образы детства и далёкие воспоминания сформировали уникальную художественную манеру режиссёра, нашедшую воплощение в «Легенде о Сурамской крепости» и романтической сказке «Ашик-Кериб».

Безудержная страсть к искусству заставила Сергея Параджанова пойти наперекор отцу, который видел в сыне потомственного торговца антиквариатом. После железнодорожного института и московской консерватории юноша поступает на режиссёрский факультет ВГИКа, а с 1949 года работает на киностудии имени А. Довженко, где снимает ряд игровых и документальных картин.

  • Киноперсоналия «В». Сергей Иосифович Параджанов (1924-1990) – советский кинорежиссёр и сценарист, народный артист Украинской и Армянской ССР (1990). Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская И. А. Савченко). С 1949-го работал ассистентом на киностудии имени А. Довженко, режиссёром на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм». В 1973-1977 годах отбывал тюремное наказание в колонии города Алчевска. Скончался от рака лёгких в июле 1990 года. Похоронен в Ереване, в пантеоне парка имени Комитаса. 


Серж Аведикян, сыгравший знаменитого режиссёра в картине «Параджанов», удостоен приза за лучшую мужскую роль на фестивале артхаусного кино в Батуми (2013).

Быль «Молдавской сказки». 

Дебютной лентой для кинематографиста стала «Молдавская сказка», которая поведала зрителю о трагической любви молодого режиссёра. Будучи студентом ВГИКа, Параджанов познакомился с татаркой Нигяр, в одночасье покорившей его сердце. Узнав о том, что девушка без согласия родителей вступила в брак, братья Нигяр потребовали от юноши огромный выкуп. Безумно влюблённому Параджанову ничего не оставалось, как обратиться за помощью к своему отцу. Однако родитель, вспомнив былые обиды и непослушание сына при выборе профессии, отказал ему в просьбе. Тем временем родственники пытались убедить Нигяр в опрометчивости её поступка и требовали, чтобы новоиспечённая невеста вернулась в отчий дом. Когда девушка отказалась, собственные братья столкнули её на пути, по которым мчался поезд…

К началу шестидесятых Параджанов прочно осваивается в среде украинских кинематографистов. Лента «Цветок на камне», повествующая о трепетной любви в шахтёрском городке Донбасса; «Первый парень», где главные герои всецело поглощены строительством нового стадиона; «Украинская рапсодия», которая описывает долгожданную встречу двух сердец, некогда разлучённых войной, – кажется, что режиссёрская «копилка» выдающегося кинематографиста стремительно набирает вес. Однако сам Параджанов, любитель эпатажа и творческих провокаций, всё острее ощущает собственную неудовлетворённость. И неудивительно: партийные шаблоны вынуждали постановщика творить в абсолютно изолированном пространстве, где любое новаторство расценивалось искривлением идеологической линии, а «неугодным» картинам было уготовано единственное место «проката» – пыльные полки киностудии.

  • Более 30 кинолент в коллекции режиссёра и сценариста Сергея Параджанова.


О бедном гуцуле замолвите слово. 

Настоящим триумфом для Параджанова становится лента по одноимённой повести Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков», вышедшая на экраны в 1964 году. Именно здесь художественный замысел и самобытная поэтика автора реализовались в полной мере. Рождённый в Грузии, советский режиссёр армянского происхождения удивительно тонко подчеркнул особенности гуцульской культуры и этнографии. Словно блики ушедших воспоминаний, предстают перед зрителем великолепные костюмы, убранства домов и природный колорит Ивано-Франковского региона. Мазок за мазком, штрих за штрихом незавершённый эскиз оживает, обретая магическую форму и неповторимую живость.

Картина «Тени забытых предков» принесла Параджанову всемирную известность и была удостоена множества наград, включая премию за лучшую режиссуру на кинофестивале в Мар-дель-Плато. А в 2010 году Эмир Кустурица назвал ленту режиссёра «лучшей в истории человечества».

  • В 2013-м вышедшая на экраны биографическая драма Елены Фетисовой «Параджанов» получила награду Одесского Международного кинофестиваля «Золотой Дюк» за лучший украинский фильм.

Исповедь поэта. 

По приглашению Ереванской киностудии в 1967 году Параджанов приступает к работе над фильмом «Саят-Нова», или «Цвет граната». В противовес динамичной легенде о любви гуцульского парня автор создаёт поистине статичный образ армянского поэта и музыканта, мастера любовной лирики Саят-Новы. Намеренно отказываясь от биографического повествования, режиссёр обнажает духовный мир поэта, позволяя зрителю самостоятельно постичь глубинные откровения главного героя. Метафорический киноязык ленты приобретает иконографическое оформление, в котором ведущая роль отводится цвету. Звуковой ряд, напротив, безудержно стремится к нулю: художественную статику дополняют лишь народные песнопения и обрывочные фразы – ничто не должно помешать откровениям Саят-Новы. Кажется, будто детские впечатления самого Параджанова, подобно бесценному антиквариату, восстают на экране, отправляя зрителя в удивительную одиссею. 

Всего за два года лента «Тени забытых предков» собрала больше 30 наград в 21 стране. Этот факт отмечен в Книге рекордов Гиннесса.


Зона забвения. 

В 1973 году судьба приготовила режиссёру очередное испытание – тюремное заключение. Впрочем, многие считали уголовное дело сфабрикованным, а на защиту Параджанова встали всемирно известные деятели искусства: Федерико Феллини, Андрей Тарковский, Франсуа Трюффо и Луи Арагон. Любопытно, что во время отбывания наказания кинематографист работал над сценариями, создавал рисунки и коллажи, ухитряясь размещать изображения на этикетках от спичечных коробков.

Быть может, именно впечатления, которые режиссёр заботливо коллекционировал на протяжении всей жизни, под конец пути привели Параджанова в родной Тифлис. Туда, где возвышается собор Сиони и журчит норовистая Кура. Туда, где старинные улицы и поныне хранят следы босоного мальчишки, сына владельца антикварной лавки.

ВЗГЛЯД

Людмила Перегудова, кинокритик, главный редактор журнала «На экранах»:


– Параджанов творил кино не только на экране, но и в жизни. К сожалению, молодая аудитория имеет о легендарном режиссёре весьма смутное представление – даже поклонники авторского кино знакомы с его творчеством бегло и посредственно. А ведь именно Сергей Параджанов своей оригинальностью и неординарностью проложил дорогу к настоящим художественным картинам. Будучи учеником режиссёра Александра Довженко, кинематографист стремился создать поистине солнечные удивительные ленты – огромный дар чувствовать национальный дух и пропускать его через сердце даёт право называть фильмы Параджанова феноменом в искусстве синема. В «Цвете граната», например, зритель погружается в ошеломляющий изобразительный ряд, созданный настоящим художником, а «Тени забытых предков», принёсшие кинематографисту всемирную известность, поражают национальным колоритом. Нельзя обойти и тот факт, что режиссёр открыл широкой аудитории знаковые имена – актёра Николая Гринько, фаворита Андрея Тарковского, снявшегося в «Ивановом дестве», «Сталкере», «Солярисе» и других картинах мастера, а также Леонида Енгибарова – народного артиста Армянской ССР, выступавшего в амплуа грустного клоуна.

Николай Старостенко, директор КУП «Кинотавр»:


– В конце 1980-х в кинотеатре имени Калинина демонстрировались фильмы Сергея Параджанова «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб». Его картины отличались особым кинематографическим языком, выгодно выделяясь в ряду лент, которые были на экранах в то время. Уверен, ценители настоящего эпатажа и художественности оценят работы режиссёра по достоинству. Недаром его «Легенда о Сурамской крепости» «дышит» подвигом и молодостью, невзирая на то, что была создана после всех испытаний тюремного заключения. Снятая в тандеме с Давидом Абашидзе, драма «Ашик-Кериб» стала для Параджанова последним законченным фильмом, который получил прокатное удостоверение лишь после участия в международных кинофестивалях. Кстати, в 1988 году картина завоевала специальный приз Европейской кино­академии за лучшее художественное оформление. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N