К 105-летию КДН: учиться на своих примерах | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Наталья  Рудева Наталья Рудева Автор текста
12:00 08 Декабря 2022 Общество

К 105-летию КДН: учиться на своих примерах

Комиссии по делам несовершеннолетних ведут свою историю с первого года образования республики Советов. Старейший общественный институт в январе 2023 года отметит своё 105-летие. К этому событию в каждом районе города подходят со своими итогами и результатами. О работе с учреждениями, обеспечивающими получение профессионально-технического образования, рассказывает Марина Асадчая, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних администрации Железнодорожного района.


Работа КДН в этом направлении, как объясняет Марина Асадчая, выстраивается с учётом специфики района. Она такова, что Железнодорожный - лидер по количеству учебных заведений профессионально-технического образования.

– Их девять. В них ребята получают рабочие специальности и следующую за образовательным этапом жизненную самостоятельность, - говорит она. – Если рассматривать контингент, то есть учебные заведения, куда поступают дети с наименьшим количеством баллов: ребята не только из Гомеля и районов, но и из других областей, сельской местности, среди них – большой процент детей-сирот.

Решаем проблемы сами

Тем не менее, работа в них налажена так, что учебные заведения можно твёрдо называть базовыми площадками, ресурсными центрами. В каждом - есть чему поучиться, у каждого – свои положительные и сильные стороны: в дисциплине, творчестве, спорте, организации быта или учебного процесса. Задача КДН - их определять, придавать импульс развитию этих направлениях деятельности, продолжать создание на базе колледжей и лицеев образцовых площадок, где можно учиться, брать примеры, вырабатывать ориентиры.


- Это и есть основная и важная профилактическая часть деятельности КДН в сегменте общей работы, - говорит Марина Асадчая. – К примеру, Гомельский государственный колледж строителей отличается традиционно большим количеством детей-сирот. В этом году их принято 30. В лицее есть также группа для обучения детей с особенностями психофизического развития, что требует от преподавателей и воспитателей особого, индивидуального подхода. Кроме того, сюда приходят дети с невысокими аттестационными баллами. Но, несмотря на это, заведение успешно работает в рамках республиканского проекта «Подросток в конфликте с законом: от конфликта к инклюзии». Сюда для сотрудничества приглашают специалистов, но, главное, - проблемы правонарушений и их профилактики в среде учащихся решаются на уровне самого лицея. Теперь он - неплохой образец,  пример для других, способен оказывать практическую помощь и информационную поддержку иным учебным заведениям, подсказывать, какие действенные ресурсы можно ещё подключить. Помогает ребятам и развитое волонтёрство в стенах лицея, взаимодействие с волонтёрским движением «На виду»: отвлекаясь на добрые дела, меньше остаётся возможностей на вовлечение в противоправную сферу.


О, спорт! Ты мир

В Гомельском  государственном автомеханическом колледже учится более 800 ребят и по большей части – юноши, получающие рабочие специальности. Направить в правильное русло бьющую через край мальчишескую энергию помогает спорт. Для занятий баскетболом, волейболом, мини-футболом тут созданы прекрасные условия. Помимо соревнований среди учебных заведений, участия в сборных командах на областных состязаниях, здесь проводятся разнообразные спортивные турниры в общежитии колледжа. Результат - призовые места и отличная физическая подготовка на фоне здоровых юношеских амбиций.


- Массовый охват детей спортом – главная черта этого учебного заведения. Если надо организовать и провести спортивное мероприятие, то лучшей базы и участников не найти, - говорит Марина Асадчая.

Интерактив – наше всё

В Гомельском государственном колледже электротехники и и информационных технологий можно поучиться интерактивным формам взаимодействия в различных сферах жизни и образования. Согласитесь, занимать внимание детей лекциями на скучные темы – занятие неблагодарное, но если их попросить взять в руки телефоны и в онлайн-режиме ответить на вопросы, рассматриваемые лектором, - скука улетучивается вмиг. Именно в таких интерактивных формах проходит большинство мероприятий в колледже.


- Проведение в интернете викторин, опросов, анкетирования, презентаций, конкурсных заданий, квизов на темы борьбы с алкоголем, наркоманией – все это запоминается и вызывает живое обсуждение, - говорит Марина Асадчая – К примеру, программный продукт учащихся и педагогов - антинаркотический квест - был представлен как образец и рекомендован для других учебных заведений области.

Нет пределов совершенству

Профессиональное самосовершенствование лежит в основе учебных процессов в колледжах кулинарии и бытового обслуживания. Влюбляться в будущую профессию помогает большое количество кружков, конкурсов, мастер-классов, креативный и творческий подход к учебному процессу преподавателей. Проявить себя, реализовать самые дерзкие мечты можно участвуя не только в областных, республиканских соревнованиях, но и в международных проектах.


- Никогда не было случая, чтобы учащиеся колледжа бытового обслуживания приехали без призового места или Гран-при с международного фестиваля красоты  «Невские берега» в Санкт-Петербурге, - подчёркивает Марина Асадчая. – А наши «кулинары» привезли золотую медаль с престижного конкурса профмастерства «Шелковый путь, Пекин 2020-2021».

Своеобразные творческие лаборатории двух колледжей гарантирует максимальную занятость: по статистике КДН за десять лет правонарушений со стороны учащихся было крайне мало. На лицо формирование у детей системы ценностей, где в приоритете высокие профессиональные и нравственные ориентиры.

Волонтёрство – состояние души

Гомельский  государственный  колледж дизайна и компьютерной графики выделяет волонтёрская работа.  Отряд «Формула улыбки» даёт мастер-классы для детей-инвалидов, проект «Помощь детям в беде» приводит его участников в онкологический диспансер, детские больницы. Для маленьких пациентов учащиеся устраивают праздники: рисуют аквагрим, разыгрывают клоунады, поднимают настроение. Через сопереживание, принятие чужой боли как своей у ребят формируется ответственность за младших и слабых.


Общежитие – шаг к социальной адаптации 

Большой положительный опыт организации быта, коммуникативной работы с проживающими в общежитии детьми, часть которых из сельской местности и дети-сироты, имеется в Гомельском государственном колледже связи. На базе общежития работает ученический центр адаптации и доверия, где педагог-психолог и социальный педагог помогают ребятам налаживать отношения, формировать правильные принципы совместного проживания.

Земля дарит положительный заряд

- Гомельский государственный аграрно-промышленный колледж отличается прочными связями и активным взаимодействием с межведомственными организациями, особенно с инспекциями по делам несовершеннолетних, - продолжает Марина Асадчая. В данном лицее традиционно низкие средние проходные баллы, но проблема занятости детей не возникает: сельскохозяйственное направление обучения подразумевает работу на земле.


- Весной, летом и осенью учащиеся получают навыки работы в полях и опыт, который пригодятся им в будущей специальности, - говорит собеседница. - Но вопросы правонарушений со стороны подростков остаются. Это побуждает искать методы исправления ситуации:  правоохранителями, кураторами, педагогами организуются рейды по профилактике преступных, незаконных действий, чтобы ребята наглядно могли оценить ответную реакцию правоохранительной системы, и у них не возникало желаний нарушать закон.

Психологи не дадут сбиться с пути

Поучиться взаимодействию социального педагога и психолога, как эффективнее решать возникающие поведенческие и психологические вопросы, можно в торгово-экономическом колледже Белкоопсоюза.

- Социально-психологическая служба работает профессионально, имеет давние, отлично зарекомендованные наработки, отличается коммуникативными способностями. От успеха работы двух этих специалистов зависит и успех учебного заведения в сфере профилактики правонарушений со стороны учащихся, - говорит Марина Асадчая.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях