Листая календарь: православные и католические праздники в январе | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Наталья Мбакпуо Наталья Мбакпуо Автор текста
11:10 04 Января 2025 Общество 1245

Листая календарь: православные и католические праздники в январе

В какой день православные верующие празднуют Рождественский и Крещенский сочельник, а когда католики отмечают Богоявление. Об этом – в календаре церковных праздников на январь. 


Православные праздники.

4 января. День памяти святой Анастасии. Святая великомученица Анастасия Узорешительница родилась в Риме. Её мать, тайная христианка, поручила воспитание маленькой девочки известному своей учёностью святому Хрисогону. Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключённым в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности – поэтому Анастасию и называют Узорешительницей. 

6 января. Рождественский сочельник. Вечер 6 января – Рождественский сочельник, канун Рождества. Значение святой ночи появления на свет Бого­младенца Христа столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление мы сегодня ведём именно от Рождества Христова. Сочельник – навечерие Рождества Христова, заключительный день Рождественского поста. Традиционно в этот день в пищу можно было принимать лишь так называемое сочиво – размоченные зёрна пшеницы с мёдом и фруктами. Эта традиция и дала название празднику. Богослужения в храмах полностью посвящены наступающему празднику. В Рождественский сочельник до «вечерней звезды», то есть до вечерних песнопений за богослужением «Волхви же со звездою путешествуют», ничего не ели и даже не садились за стол. С появлением же на небе первого радостного огонька, который возвестил когда-то волхвам о рождении Спасителя, можно было начинать праздновать.

7 января. Рождество Христово.

Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. Рождество Христово входит в число двунадесятых праздников и предваряется Рождественским постом. Этот великий праздник установлен в воспоминание рождения Иисуса Христа. В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие – родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы. Придя на землю, Христос не был встречен почётом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища – Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым ангел возвестил о Рождестве Христовом. Пастухи первыми поспешили поклониться новорождённому Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим. Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост, накануне праздника соблюдается строгий пост. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах совершаются рождественские богослужения. После Рождества наступают святки – 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

8 января. Собор Пресвятой Богородицы.

На следующий день после праздника Рождества Христова православный мир отмечает важный праздник – Собор Пресвятой Богородицы. В этот день православная церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя. Именно потому, что Пресвятая Дева является Той, от которой родился, воплотился Спаситель наш Иисус Христос, и установлен этот праздник её чествования сразу после Его Рождества. Праздник этот называется Собором потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в святые храмы для прославления Богоматери.  

14 января. Обрезание Господне.

С IV века христиане празднуют событие, о котором сказано в Евангелии от Луки – обрезание Господне, совершившееся на восьмой день после рождения Иисуса Христа. В настоящее время празднование этого события также совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова. Обрезание Господне считается великим праздником православной церкви. Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к богоизбранному народу. Ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения.

18 января. Крещенский сочельник.

18 января православная церковь отмечает день Навечерия Богоявления Господня, или Крещенский сочельник. Крещенский сочельник – это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне, или Крещение. Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста. Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришёл креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трёх лицах Своего Божества: Бог-Сын Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой снизошёл на Него в виде голубя, Бог-Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

20 января. Празднование собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В православной церкви установлен обычай на следующий день великих Господских и Богородичных праздников вспоминать тех святых, которые ближайшим образом послужили данному священному событию в истории. На следующий день после Святого Богоявления церковь соборно чтит того, кто послужил делу крещения Христова, возложив свою руку на главу Спасителя. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает историю церкви ветхозаветной и открывает эпоху Нового Завета. Святой пророк Иоанн засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего человеческую плоть. Иоанн Предтеча сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное явление Пресвятой Троицы в день Крещения Спасителя. Сродник Господень по матери, сын священника Захарии и праведной Елисаветы Предтеча Господень родился шестью месяцами раньше Иисуса Христа. Архангел Гавриил предвозвестил о его рождении в храме священнику Захарии. Испрошенный молитвами благочестивой четы, до преклонных лет лишённой детей, младенец Иоанн был исполнен благодати Святого Духа.

31 января. День памяти святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских.

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, родился примерно в 297 году в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства он так полюбил церковное богослужение, что устраивал со своими сверстниками игру в священников, а сам, подобно епископу, со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем, в случае их согласия, совершал на берегу моря обряд крещения. Когда святому Афанасию исполнился 21 год, святитель Александр рукоположил его в сан диакона Александрийской церкви. После смерти святителя Александра диакон Афанасий был избран его преемником – первосвятителем Александрийской церкви. В 326 году он был рукоположен во епископа Александрийского.


Католические праздники.

6 января. Богоявление.

Праздник Богоявления, наравне с Пасхой и Пятидесятницей, является древнейшим христианским праздником. Посвящён он рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему. Более древнее название данного праздника – Явление. В церковный календарь праздник Богоявления вошёл в середине II века и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым и с Крещением Иисуса в Иордане. В IV веке празднование Рождества католической церковью было перенесено на 25 декабря, а у праздника Богоявления сохранилась прежняя дата – 6 января. В дальнейшем смысл праздника в православии и католицизме приобрёл разное значение. Так, в православии праздник Богоявления всё более увязывался по смыслу с Крещением, а в католицизме – с евангельскими событиями после Рождества, главным образом, поклонением волхвов. Крещение же празднуется в воскресенье после Богоявления. 

7 января. Крещение Господне.

Праздник Крещения Господня – один из самых древних праздников христианской церкви, посвящённый Крещению Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Это событие евангельской истории, и его установление относится ещё ко временам апостолов. Во всех исторических церквях праздник Крещения привязан к древней дате праздника Богоявления, то есть к 6 января. В отличие от православия, в католической церкви латинского обряда Богоявление и Крещение – это разные праздники, из которых Богоявление, празднуемое 6 января, посвящено воспоминанию прихода волхвов. Крещение же празднуется в первое воскресенье после праздника Богоявления и как бы завершает рождественское время. Такой же традиции придерживаются в ряде протестантских конфессий. Таким образом, Крещением всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. И Крещение Христово, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в Его общественной деятельности. Именно после него Иисус начал просвещать людей, озаряя их светом истины. Кроме того, в Крещении Христовом человечество приобщилось Его Божественной благодати, получив в этом таинстве очищение живой водой, дарующее вечную жизнь. Ведь принимая таинство Крещения, человек становится сопричастными жизни Его, принявшего смерть на кресте, чтобы освободить людей от греха. Поэтому принятие таинства Крещения является обязательным условием принадлежности верующих к церкви.

17 января. День святого Антонио.

17 января католическая церковь празднует День аббата святого Антонио. Особенно красочные и широкие празднования проходят в честь святого в южной и центральной Италии. Святой Антонио прославился тем, что стал одним из первых, кто опробовал аскетическую жизнь в пустыне, будучи полностью оторванным от цивилизации. Поэтому его по праву считают основателем монашества, нового духовного движения того времени.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N