На защите прав покупателей
Права потребителя и продажа продовольственных товаров регулируются Законом Республики Беларусь от 9 января 2022 года «О защите прав потребителей» и Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утверждёнными постановлением Совета Министров от 22 июля 2014 года № 703.
Как рассказали в управлении торговли и услуг Гомельского горисполкома, каждый покупатель имеет право на достоверную и достаточную информацию о товарах, свободный их выбор, надлежащее их качество, количество и безопасность. Установление продавцом каких-либо иных преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе продукции не допускается, за исключением преимуществ, предусмотренных законодательством.
К продаже не допускаются овощи и плоды с признаками порчи, с нарушениями целостности кожуры. Развесные продовольственные товары должны быть в бесплатной упаковке.
Для проверки покупателем правильности цены товаров, массы в торговом зале в доступном месте устанавливаются весы.
На ценнике товара размещается полное наименование, сорт, цена за единицу (массы) товара, страна его происхождения, сведения о наличии ГМО.
По требованию покупателя продавец обязан ознакомить с документами, удостоверяющими качество и безопасность продукции, а также с содержащими информацию о сроке изготовления и годности развесного товара.
Все продавцы, в том числе ИП на рынках, обязаны выдать чек или иной документ, подтверждающий факт покупки.
Как пояснили в управлении торговли и услуг Гомельского горисполкома, предъявить претензию по недоброкачественному товару можно без чека, но при наличии иных доказательств – показаний свидетелей, соответствующей упаковки и так далее.
Если человек приобрёл некачественную продукцию, то вправе потребовать по своему выбору замены товара на качественный, соразмерного уменьшения уплаченной стоимости или возврата денег. Продавец не вправе отказать в удовлетворении требований, если товар использован частично, упаковка вскрыта или повреждена.
Пищевые продукты признаются некачественными и не подлежат реализации, если не соответствуют требованиям нормативных документов; с явными признаками порчи; без установленных сроков годности (для пищевых продуктов, в отношении которых их установление обязательно) или они истекли; не имеют маркировки со сведениями, предусмотренными техническими нормативными документами.
Напомним, что при приобретении некачественной продукции потребитель вправе предъявить претензию по качеству товара продавцу, изготовителю, поставщику.
К слову, по вопросам защиты прав потребителей граждане могут обратиться в ОО «Защита прав потребителей» или Гомельский горисполком. Контактные данные размещены на сайте gomel.gov.by и на информационных досках объявлений в торговых объектах областного центра.
Согласно Закону «О защите прав потребителей», сведения об изготовителе и поставщике указываются в маркировке товара.
Потребителю рекомендуется зафиксировать претензию, сделав запись в книге замечаний и предложений продавца. Книга замечаний и предложений должна предъявляться потребителю по первому требованию, при этом запрещено требовать от покупателя предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения причин, вызвавших необходимость внесения замечания или предложения.
Рекомендуется обратиться в центр гигиены и эпидемиологии города, а также при необходимости в Государственный комитет по стандартизации по месту расположения торгового объекта для обеспечения оперативной проверки (с отбором проб).
Товар, приобретённый и находящийся на хранении у потребителя, как правило, исследованию не подлежит.
При обращении в надзорные органы с претензией на качество пищевых продуктов нужно указать наименование торгового объекта, дату покупки, изготовителя, наименование товара, массу нетто (или объём), дату изготовления и другие отличительные признаки.